Экономить можно на многом, но только не на том, что внутри, — создатель бренда ЯКА

Поделись с подружками :

Сегодня очень популярно делать бизнес, работать на себя, начинать и рисковать. Слово “стартап” знают, кажется, даже дошкольники, настолько плотно идея создания и развития собственных проектов вошла в наше сознание. Фейсбук-лента пестрит приглашениями на тренинги вроде “Построй свой бизнес с нуля”, “Психология успешного дела” и самое любимое — “Бизнес по-женски”. Благо, в мире цифр и планов, в отличие от других многообещающих семинаров, курсов и тренингов, легко “пощупать” результат. Главное его мерило — работающий и приносящий доход бизнес.

Ирина Тарасевич, управляющая брендом натуральной косметики ЯКА, уверена, могла бы прочитать не одну лекцию о том, как начать свое дело и привести его к успеху. Мы говорили о десяти первых кусках мыла, международной сертификации Ecocert,  ценах на косметику и местечковости украинских брендов.

О начале бизнеса

И у меня, и у мужа были бизнесы, абсолютно не связанные с производством косметики. У него — строительная компания, у меня — языковой центр обучения подготовки персонала IBC — фирма, которую я открыла еще в 95-м году. Вот она до сих пор развивается. Мы не собирались открывать этот бизнес.  Но, часто бывая за границей и глядя на все эти магазинчики, лавочки с красивыми мыльцами, я вернулась и поняла, что дома в Украине этого не хватает.

В то же время, это был 2005 год, подруга мне сказала: “Смотри, какой здесь открылся отдел натуральной косметики.” Кажется, это был Stenders. Я ей ответила: «Слушай, а ведь в Европе таких уже очень много». И мне стало интересно попробовать. Так как я лингвист по образованию, а английский и французский у меня профильные, я перевела море литературы о том, как сварить такое же мыло. Муж — 100%-ный технарь, сделал специальную “крутилку”, чтоб варить мыло. И мы с подругой, она сейчас преподаватель, кандидат технических наук, поехали к мужу в гараж, надели перчатки и сварили первое мыло.

О развитии

Сначала мы сварили каких-то десять кусков. Это всё было очень быстро. В мае мы сварили первое мыло, а в декабре уже стояли на медицинской выставке. Со стендом,  готовыми документами, с какой-то рекламой. В общем-то, это было очень дерзко, но правильно. Аптеки увидели этот продукт и начали им интересоваться. Поэтому мыло мы вводили только через аптечные сети. Сети очень быстро начали интересоваться, на тот момент такого не было на рынке. И поэтому мы начали довольно активно развиваться.

Действительно, не хватает мощностей для того, чтобы делать столько продукции, сколько им нужно продать..JPG

О философии натуральности

Я не расцениваю выбор натуральной косметики как следование философским принципам, для меня это в первую очередь вопрос безопасности. Я лично терпеть не могу ненатуральных вещей. Просто физически не переношу, так как я аллергик. Всё синтетическое отторгается организмом. Я уже настолько привыкла использовать только натуральные вещи, для меня это совершенно нормально. Что касается еды, наша семья ориентируется при покупке только на натуральные товары. Мы позволяем себе те продукты, которые считаем наиболее безопасными, качественными и полезными.

О демократичной цене на косметику

Мы в свое время сделали самую важную инвестицию — купили собственные производственные мощности. Если бы это была арендованная производственная площадь где-то в Киеве, я думаю, цена взросла бы как минимум в три раза. Стоимость аренды, стоимость всех тепло-, энергоносителей очень сильно сказывается на стоимости продукции.

Во-вторых, мы не экономим только на внутреннем сырье. Мы действительно закупаем самые дорогие ингредиенты, например, у немецкой компании BASF. Тот же Plantapon, на котором мы работаем, импортируется в Украину только для ТМ ЯКА. Но мы сознательно не делаем удорожание продукции за счет упаковки. Все говорят «Вот, у вас такая этикетка… Могли бы сделать…» Но если я начну сейчас прямо на бутылку накатывать этикету, это очень сильно поднимет стоимость. Экономить можно на многом, но только не на том, что внутри.

Об упаковке

Я очень надеюсь, что скоро мы откроем свой офис. Потому что сейчас в Киеве малюсенький офис, просто крохотный. Мы строим офисное здание, оно будет на территории нашего производства — в селе Рославичи. Мы обязательно создадим там небольшой музей косметической продукции,  где в том числе мы представим свою первую упаковку. Она была супер эко, так как была сделана из гофрокартона с небольшой этикеточкой.

В 2005 году эту упаковку положили на самую нижнюю полку в аптеке, потому что она была в сравнении со всеми бело-розово-голубым и глянцевыми самой “страшной”. Тогда мы поняли,что нужно делать белую коробку, чтобы она выглядела более “аптечной”. Мы не ставили задачу сделать ее менее натуральной, скорее хотели приблизить ее к тому ассортименту, который есть в аптеке. Потому что реально люди на то время эту упаковку редко воспринимали хорошо.

О защите отечественного производителя и входе в торговые сети

Пока Украине не примут какие-то определенные законы относительно своего собственного производителя, очень сложно отечественным компаниям будет строить бизнес. В Беларуси, например, магазин не имеет права иметь больше 50% импортной продукции, все остальное — отечественного производства. Но если белорусская компания хочет зайти в сеть, а там нет полки, то любого импортного уберут и поставят своего. В Украине этого нет. Вот когда мы это увидим и поймем, тогда будет украинскому производителю намного легче.

Изначально у нас был следующий принцип, мы его и сейчас придерживаемся: мы никому не платим за полку. Вообще. То есть, кто хочет иметь эту продукцию, пожалуйста, мы готовы работать, мы готовы обсуждать все варианты сотрудничества.

О конкурентах и российском рынке

Я думаю, рынок натуральной и органической косметики не просто не насыщен, его практически нет. До недавних событий мы довольно активно работали на российском рынке, много продавались. Была ЯКА.ру, московская компания, встречались с многими представителями аптечных сетей, потому что там размещалась продукция. Мы были довольно активны в России, сейчас мы с их рынка ушли вообще.

Нельзя сказать, что мы ощутили на себе отказ от поставок в Россию. У нас вообще не затаренный склад, постоянно не хватает продукции, мощностей. Получается, что все объемы, которые мы производим, сразу же отгружаются клиентам. Поэтому то, что ушло с России - нашло огромный спрос на украинском и белорусском рынке.

К нам приезжают словаки, поляки, даже японцы. Уже сейчас начали процесс сертификации словенцы. Но мы не готовы пока заключать договора с иностранными заказчиками на большие поставки. Действительно, не хватает мощностей для того, чтобы делать столько продукции, сколько им нужно продать.

Экономить можно на многом, но только не на том, что внутри..JPG

О международном сертифицировании

Международные сертификаты качества для украинских компаний — скорее цель, чем реалии. У нас любят придумывать какую-то местечковую историю, нарисовать два листика и сверху написать “Органик”. Это неправильно. Есть мировые органы, которые делают сертификацию для всех стран мира. Где бы ты ни находился.

Если ставить на коробку сертификат — надо ставить Ecocert. Всё остальное — самообман. Можно сделать местный сертификат и гордиться им здесь. Но это не есть сертификат органик. Сертификат — Ecocert. Не мы его придумали и не нам менять правила.

Россияне сделали себе собственный сертификат. Но это выглядит так же, как на своей коробке нарисовать “я самый лучший”. Если делать сертификацию — она должна быть международной. Не могу сказать, что ЯКА далеко от получения сертификата, но мы пока не готовы к этому. Ни материально, ни производственно. Сертифицирование одной SKU стоит около пяти тысяч евро, а у нас их порядка 126. Пока это нереальные цифры. Требования к производству также сумасшедшие. Возобновляемая энергия, переход на использование солнечной энергии. Там всё —  начиная с выращивания трав, должно быть органик. Да, мы их ничем не поливаем, но к этому нужно приложить миллион бумажек. Нужно брать заборы почвы. Это такой безумный комплекс работ, который нам пока не по зубам.

В данный момент мы сосредоточены на получении сертификатов контроля качества ISO 9001, надеюсь, что в ближайшие пару месяцев этот процесс завершится.

Сегодня для нас стоит вопрос не в надписи на этикетке на коробке, а в строительстве нового цеха, в приведении своего предприятия в правильный порядок. Как только решим данные вопросы, займемся получением сертификата Ecocert.

О прибыльности бизнеса

Это безусловно прибыльный бизнес. Если вы делаете свой продукт качественным и полезным, у вас всегда будет спрос. Сейчас, в общем-то, многие отечественные компании выигрывают за счет украино-российских отношений. Но по ЯКЕ здесь тяжело ориентироваться, потому что она всегда была востребована. Мы загружены заказами "от и до". Их сейчас гораздо больше, интерес к продукции более активный. Многие торговые сети сами обращаются к нам с предложениями о заключении договоров.

О новом бренде

В этом году мы планируем запуск новой торговой марки в премиум сегменте.

Мы завезли новый ингредиент, просто фантастически дорогой, немецкий. Это — гиалуроновая кислота, но растительного происхождения. Это даже не кислота гиалуроновая, это растительный аналог гиалуроновой кислоты. Купили еще один растительный компонент, который обладает моментальным эффектом заполнения морщин.

Но мы столкнулись с проблемой — в Украине нет хорошей тары. Паковать не во что. То, что делается, очень некрасиво. То, что возят из Беларуси — совдепия. Хочется тару итальянскую, немецкую, дорогую, красивую, чтобы приятно держать в руках. Мы начали считать, во сколько нам это обойдется. И вышло, что только упаковка будет стоить около миллиона гривен. Это огромная инвестиция, но необходимая для получения красивого продукта.

О позиционировани

ЯКА никогда не рассчитывалась на бутиковую продажу, через консультантов. ЯКА рассчитывалась на продажу через аптечные сети. То есть, человек должен подойти к полке, увидеть и взять. За счет цены и состава. И всё равно - самой главной является повторяемость покупки. Чем выше качество, тем выше повторяемость покупки. И ничего другого быть не может.

О семейном бизнесе

С мужем мы действительно разные, но в этом — сила. Если бы я одна этим занималась — не знаю, что было бы на сегодняшний день. Я либо была бы уже очень далеко впереди, или этого уже не было бы. Со всеми новыми идеями я как паровоз толкаю вперед, а муж к этому всему делает материальную и производственную базу. Сын занимается контрактным производством,а невестка — замечательный маркетолог. Вот такой семейный подряд.

О том, что сделали бы по-другому сейчас

Я бы ничего не меняла, сейчас понимаю, что, наверное, мы всё сделали правильно. В сегодняшней экономической ситуации компания, которая не имеет  ни одной копейки кредитных средств, — повод для гордости. Я, как человек, который постоянно летит вперед, хочу всё сегодня и прямо сейчас. А мой муж — точный механик, аккуратный, педантичный до беспредела, который никуда не торопится.

Когда я ему говорила, что все берут кредиты и нам нужно, он сказал решительное “нет”. Скажем так, если бы мы строили бизнес на банковских кредитах, я думаю, цена на продукцию была бы совершенно другая. ЯКА развивается и работает только на тех деньгах, которые мы вкладываем. Мы зарабатываем и дальше эти деньги вкладываем в производство. Поэтому здесь составляющие цены не имеют привлеченных кредитных средств. Может, за 10 лет можно было бы успеть сделать гораздо больше, но, во всяком случае, сегодня со всеми колебаниями курса валют я понимаю, что это было сделано очень правильно.

Поделись с подружками :