Путь на Книжный Арсенал. Заметки о движении.

Поделись с подружками :
Главный редактор сайта natali.ua и создатель СоАве
Всем, кто пропустил пробко-катастрофу в пятничном Киеве, крупно повезло. Меня же, как и сотню-другую автомобилистов, зажало на Крещатике часа на полтора. Жизнь идёт мимо, — подумала я.

Стоим.

Как бы в подтверждение тоскливым мыслям всё, кроме меня передвигалось. В голове мелькали цитаты из сегодняшнего интервью с Cуннивой Сорби, женщиной пешком покорившей Южный полюс. По вечернему апрельскому небу проплывали птицы с облаками. По тротуарам проносились с завидной скоростью пешеходы.

А в нескольких километрах от меня, на Лаврской,  топталась очередь на Книжный Арсенал. Там же начинались и заканчивались презентации книг, журчали паблик-токи и разливались кефиром и зелёнкой перфомансы (подробности дальше).

Вишенкой на торте из этой вязкой тянучки стал Владимир Зеленский — он возник из Рейнджровера, томящегося в ряду передо мной, и исчез в сумерках…

Какая сильная аллюзия на то, что происходит с украинским интеллектуальным и культурным продуктом: он либо застаивается в пробке государственных и рыночных ограничений, либо выходит за границу и возвращается в страну уже хвалебными новостями.


Не без  слезливой попытки общества примазаться к победе отдельных сильных людей. Мол, “перемога”, вот какие мы украинцы — даже за границей.

Сдвинулись.

“Человеческий интерес к кровище, любовь к детективам и страсть покопаться в смерти и уголовщине объясняет то, что Криминальный Кодекс — самая популярная книга на нашем стенде” — отвечала на мои суматошные вопросы арт-директор издательства “Основи” Анна Копылова.

IMG_3779.JPG

anna_kopylova.JPG

Анна Копылова, арт-директор издательства "Основи"

Крови на иллюстрациях действительно было много, как и насилия, убийств и прочих преступлений. Идея иллюстрировать Криминальный Кодекс, да ещё и рисунками, выполненными шариковой ручкой — это, я вам скажу, маркетинговая пилюля для всего рынка. Выбор книги, скажем прямо, оригинальный. Узкая специализация сделает своё дело — книга точно станет лучшим подарком юристам всех мастей. Хорошая и своевременная альтернатива подарочным извращениям “пшонка-стайл” в кожаных переплётах с позолотой.

ksusha_bukshyna.JPG

dana_pavlychko.JPG

Дана Павлычко, директор издательства "Основи"

kravtsov.JPG

Кроме того, широкой аудитории Кодекс запомнится именно своей добавочной стоимостью — иллюстрации Никиты Кравцова заставляют по-новому взглянуть на этот законодательный акт в частности, и на законы нашего государства в общем.

Едем.

По рынку издателей есть два рейтинга. Один — тиражный, в котором с Фолио, издательством

“Ранок” и прочими связанными с госзаказами и учебниками  не стоит и рядом стоять, второй — менее материальный форбсовский, построенный на популярности и узнаваемости.

Я поговорила  со многими фигурантами второго рейтинга, и поняла, что в ближайшей перспективе конкуренции по первому ждать не приходится. Одной из самых популярных книг издательства Laurus (номер восемь в рейтинге) его представитель назвал “Козацкий миф” гарвардского профессора Сергея Плохия. Книга, получившая Кэмбриджский приз в сфере исторических исследований, издана тиражом всего 700 экземпляров. Согласитесь, звучит не очень впечатляюще.

laurus.JPG

Борис Филатов, исполнительный директор издательства "Laurus"

Критика Книжного Арсенала часто сводится к тому, что ни спроса, ни предложения, ни прозрачного регулирования на рынке издательства в Украине нет.

Врут критики, есть, конечно, и спрос и предложение, но в сравнении с развитием других европейцев-издателей — мы просто стоим на месте.

Маркетинговый паровоз украинского книгоиздательства разгоняется крайне медленно, что твоя тянучка на Крещатике в пятничный вечер. Авторам и издательствам хочется двигаться быстрее, а некоторых вообще мучает желание выйти.

Но так или иначе, новости есть. То какие они — наше зеркало, и пенять на него не приходится. А вот их суть можно и нужно обсудить.

ksusha_bukshyna2.JPG

Напротив кровавых и натуралистичных иллюстраций “Криминального кодекса” презентовалась книга с кричащим названием “Хорошо, что я не баба”. Корпорации уже применяют гендерные квоты при открытии вакансий, а топменеджер Фейсбука пишет книгу инструкций по обходу “стеклянных потолков” в карьерном росте — кажется, что время для разговора о разнице полов давно уходит.  Возможно, не для автора этой книги — травести-дивы Монро. Если бы уроженец Феодосии Александр Федяев (настоящее имя трансгендерного представителя украинского шоу-бизнеса) возник со своей книгой на Арсенале без скандала, то этот скандал нужно было бы выдумать. Но напрягаться бульварной прессе не пришлось, громким элементом презентации стало нападение неизвестных, обливших начинающего автора зелёнкой с кефиром. Пиарщикам издательств — на заметку.

О чём бы ни была книга Монро, и кем бы ни были её читатели, вклад в общее дело книгоиздания тут стоит оценить отдельно. И вот почему.

На одной из раскладок я клюнула на томик Шопенгауера, невольно протискиваясь между покупателями, ведущими примерно такой диалог:

— “Кстати, в книгах Ирвина Ялома Шопенгуера больше!”

— “Да, но и Ницше там хоть отбавляй”

Что-то мне подсказывает, что ежегодный Книжный Арсенал работает на внимание массового читателя к рынку. Но год из года костяк аудитории составляют ребята, похожие на участников приведённого выше диалога.

Размышления “селебрити” Монро или облачённые в буквы "Сваты" по мотивам народного сериала, на презентацию которых, видимо, спешил Зеленский — попытка привести на рынок новую для него аудиторию, массовую. То, чего не добиться ни узкоспециализированной литературой, ни выпуском учебников, ни сказками для дошкольников. Покупателей приводят яркие сюжеты, популярные истории, красивая подача и хороший маркетинг. Всё это появляется в результате конкуренции.

sara_tornton.JPG

Конкуренции, которая заставляет издательство Arthuss, представленный на Арсенале книгой “33 художника в трех актах” Сары Торнтон  — лучшей в этом году об искусстве по версии “The Guardian” и “Hufington Post”, снимать бесконечно хороший ролик по мотивам книги и поддерживать презентацию выставками украинских художников.

Приедем.

Это я всё к тому, что год из года становятся заметны приятные перемены на фоне общего уныния. Думаю, чтобы заставить этот “кувшинчик варить” нужно втиснуть в него как можно больше игроков, ориентированных на самые разнообразные аудитории и дать ему хорошенько вскипеть. Как вскипали некоторые экспонаты автопрома в упомянутой в начале моего опуса пробке на Крещатике, чем сильно ухудшали и без того тягостное положение.

guys.JPG

Образовательные проекты вроде “Центра літературної освіти” набирают побольше воздуха в грудь и запускают собственные издательства. И пусть пока анонсирована только одна книга, очевидно, “далі буде”. А динозавр детского издательства — “Видавництво Старого Лева” не только адаптирует мировые бестселлеры и издает яркие “картонки”, но и говорит о проблемах толерантности, социализации детей с особыми потребностями и инвалидностью. И делает это, нужно сказать, достаточно громко. Целая программа “Особистість і особливе” для детей и молодежи в этом году посвящена “неудобным” темам и вопросам.

Жаль, что так долго пришлось стоять в этой тянучке за качественной украинской книгой, но ожидание, уверена, в этом случае достойно результата. Можно рассуждать о том, насколько развит украинский рынок книгоиздания, о возросших ценах, о слабых и сильных сторонах, не занятых нишах и многом другом.  Арсенал с каждым годом масштабируется: на издательском рынке появляются новые игроки, продукт с каждым годом всё интереснее, многограннее, а посетителей становится всё больше. И мы с вами — свидетели этого развития украинской книги, смотрим на него из самого эпицентра.

Поделись с подружками :