Искусство света и огня

Поделись с подружками :
Совладелица Voloshyn Gallery

Отто Пине. Художник, который творил в небесах

Продолжаю рассказывать об участниках революционной группы ZERO. Группа была создана в 1957 немецкими художниками Отто Пине и Хайнцом Маком. Целью было найти новые средства выражения в послевоенном искусстве. Позже к ним присоединился Гюнтер Юккер, о котором шла речь в предыдущей колонке.

«Каждый достоин лучшей жизни» – так звучал девиз группы.  ZERO провозглашает час ноль в современном искусстве. Художники экспериментируют со светом и тенью, огнем, движением и пространством, принимая за «ноль» состояние тишины и покоя. Сегодня я расскажу об идеологе группы художнике, гении чистого света Отто Пине (1928-2014).

Пине родился в Берлине и застал Вторую мировую еще юношей. На службе в военной авиации одна из главных задач Отто – вглядываться в небо в ожидании нападения. Уже тогда небеса и техника приобрели для Пине символическое значение.

После окончания войны предыдущая цивилизация и культура потерпела крах. Многие немецкие художники транслируют в своем творчестве чувство вины и скорби. Но Пине молод и полон сил, он предпочитает жить дальше, искать новые ориентиры. Для него принципиально важно обнулить и стереть пережитые страдания и ужасы.   

В составе ZERO, которая просуществовала до 1966 года, художник ставит перед собой задачу освободить искусство от чрезмерного психологизма и рукотворности. Пине создает абстрактные монохромные картины-решетки, работает с идеями чистого света и энергии.   

Pure Energy, 1958

В конце 50-х художник увлекается стихией. Он «пишет» картины огнем, дымом и копотью. К этой теме Пине будет возвращаться на протяжении всего своего творчества.

Manufactured Sun, 1966

Но главная страсть Отто – это свет. В своих работах художник соединяет свет с утопическими идеями о прекрасном новом мире. Там технологии, наука и прогресс служат на благо человечества. Это приводит Пине к изобретению «Светового балета» (Light Ballet). Теперь художник работает не просто с объектами, а с пространством, куда помещает перфорированные кубы, шары, цилиндры. Внутри этих геометрических фигур Пине зажигает фонари. Конструкции, вращаясь, проецируют на стены причудливые блики и узоры. Инсталляции демонстрируются под экспериментальную джазовую музыку, напоминая фееричные шоу.

Так Пине погружает зрителя в идеальный фантастический мир будущего. Художник очищает смысл технологий от ассоциаций с войной, опасностью и агрессией. Его искусство оказывает влияние на формирование новой немецкой идентичности.

Light Ballet, 1972

Еще одной легендарной работой Пине стал мультимедийный перформанс «Солнце приближается» (The Proliferation of the Sun). Он позволял зрителю окунуться в волшебный поэтический космос. Это пространство медитации, где можно оторваться от земли. На поверхностях разной конфигурации проектировались изображения разноцветных овальных форм, напоминающих космические тела.  Пине предлагает зрителю почувствовать себя частью мироздания. Он говорит о том, что мир вокруг человека все равно больше, чем мир внутри человека. Для современного зрителя The Proliferation of the Sun дарит возможность погрузиться в атмосферу ретрофутуризма и психоделическую эстетику 60-х годов.  

The Proliferation of the Sun, 1966-1967

Пине «выводит» искусство на улицу, комбинирует архитектуру и свет. Так он начинает паблик арт с огромными проекциями на стенах зданий. Художник изменяет облик домов, создавая на них футуристические конструкции.

Licht und Bewegung,1966


Но и на этом Отто не останавливается: он решает покорить небо. Пине буквально отрывает искусство от земли, используя для этого надувные скульптуры и городской ландшафт.  Его конструкции ассоциируются с огромными воздушными шарами или дирижаблями из романа Жюля Верна. Так рождается Sky Art.

Sky Event

В 70-х Пине живет на две страны – Германию и США. В Штатах утопические и технологические идеи художника пользуются большим успехом. Ориентированной на прогресс и яркое шоу оптимистичной Америке творчество Пине приходится по душе. Надувные легкие парящие конструкции зачаровывают зрителей. Для самого же Отто Sky Art символизирует победу над страхом войны. Теперь небо мирное. Теперь вместо смертельной угрозы в нем царит праздник.

Одной из самых известных его инсталляций стала «Олимпийская радуга» (Olympic Rainbow), представленная в Мюнхене в 1972 году на торжественном закрытии Олимпиады. Пине создал ее из 600-метровых трубок, наполненных гелием. Зрелище получилось фантастическим благодаря мощной разноцветной подсветке.  Примечательно, что во время Олимпиады случился теракт. Радуга – символ мирного договора между Богом и человеком – помогла людям пережить трагедию и подарила надежду.  

Olympic Rainbow, 1972

В 1998 в память о трагедии на шахте, Пине придумывает огромную 28-метровую шахтёрскую лампу, которая загорается по вечерам. Таким образом, художник приходит к пониманию, что ангельский свет прогресса имеет и свою демоническую сторону.

Geleucht, 1998

В 2000-х годах художник обращается к идеям светописи.  За перфорированными металлическими листами Пине помещает движущийся источник света. Так точки на плоскости загораются в разные моменты времени, и картина сияет изнутри, словно звездное небо.

Copper play, 2011

Bras play, 2011

Самое грандиозное шоу Отто Пине  из серии Sky Art Event состоялось в 2014 году в рамках открытия ретроспективной выставки художника More Sky в музее Deutschen Bank KunstHalle. Три светящихся 90-метровых скульптуры в форме звезд, включая работу Berlin Superstar, впервые показанную в 1984 году, засияли в ночном небе. Художник ушел из жизни в день открытия своей выставки. Пине выполнил свою миссию, покорив свет и небо и подарив человечеству веру, что будущее может быть добрее, красивее воздушней и радостней.

Sky Art Event, 2014



Поделись с подружками :