История вкусного успеха

Поделись с подружками :
Владелица кондитерской LOL & POP

Когда мы с мужем придумали и запускали карамельную LOL&POP, мы изначально планировали её не просто как локальную компанию. И ставили себе достаточно чёткие цели по выходу в Европу. С этим частично связано и название. Я отдавала себе отчёт в том, что для украинского рынка такое название может быть тяжёлым для восприятия. Но мы делали это сознательно и та часть целевой аудитории, на которую мы ориентировались в самом начале, прекрасно понимала эту игру слов.

Мы успешно проработали на украинском рынке ва гоа. Накопили определённой капитал. Мы решили, что готовы пробовать выйти на европейский рынок. Наиболее дешёвым и привлекательным вариантом выхода в Европу нам показалась Польша. Также она достаточно близко от Украины и польский язык созвучен с украинским.

На первый взгляд, всё казалось очень понятно. Но дьявол кроется в мелочах. Мы начали с того, что зарегистрировали компанию на польском рынке. Для нас это делал посредник из Украины, и я никому не рекомендую совершать такую ошибку. Мы заплатили примерно 1500 евро за регистрацию. Но по факту потратили потом еще примерно 500 евро. Но еще больше мы потратили времени. Пришлось устранять ошибки, которые совершила компания-посредник при данной регистрации. 

Всё было прописано весьма чётко. Определён основной вид нашей деятельности – производство и продажа изделий из сахара. Но почему-то при регистрации им оказались спиритические сеансы, сайты знакомств и починка обуви. Также оказалось, что у нас есть лишь шаблонный статут компании, не заверенный нотариально. По сути это просто бумажка и никакой гос. орган ее не примет всерьёз. Предварительно никто нас не предупреждал об этом. Лишь сейчас на сайте этой компании-посредника появилась информация о том, какой на самом деле получает в итоге клиент. 

Мы приехали в Краков, считая, что у нас есть зарегистрированная компания. Но а в реальности нам пришлось столкнуться с массой мелких трудностей, которые накапливались и превращались в снежный ком.

Из-за незнания польского это делать было сложно. Но стоит отметить, что в отличие от Украины все гос. службы здесь работают на совесть. Тебе дают исчерпывающие консультации. Даже если ты звонишь в четвёртый раз с одним и тем же вопросом и не понимаешь до конца ответ, тебе объяснят ещё раз. Да, возможно, будет слышно, что человек немного раздражён. Но он всё равно уделит тебе внимание.

konfety-shokolad-posypka.jpg

Мы самостоятельно привели все документы компании в порядок. Получили вывод санитарно-эпидемиологической службы на помещение для карамельной. И ещё ряд документов, которые были необходимы для начала нашей деятельности.

Мы приехали в Польшу в конце июня 2015 года, а уже в конце сентября 2015 открыли нашу карамельную. Имея теперь небольшой опыт работы на польском рынке, могу сказать, что, как и везде, есть свои плюсы и минусы.

Сначала к тебе присматриваются. Основные вопросы, которые мне задавали покупатели, когда приходили в магазин:

- Откуда у меня такой акцент? После ответа, что я из Киева, у многих появлялась на лицах улыбка. Клиенты вспоминали какие-то свои истории о поездках в Украину.

- Где произведены конфеты? Это логичный вопрос, который вытекает из первого. И тут стоит отметить, что поляки очень сильно поддерживают своего национального производителя. Они очень внимательно относятся к тому, где произведён товар. После ответа, что конфеты произведены здесь, на месте, и они даже могут посмотреть на процесс производства, возникает следующий вопрос.

- А ингредиенты тоже польские? На этот вопрос мы также отвечаем положительно.

И лишь после такого небольшого интервью покупатели начинают интересоваться ценами. Сейчас, спустя время, таких вопросов становится всё меньше. Потому что многие нас уже знают и рекомендуют друзьям. Школьники, покупая конфеты, всегда делятся со своими одноклассниками. Дети, которые бывают у нас на мастер классах, часто потом приводят родителей, показать, где же находится это место с конфетами.

То, что очень сильно отличает польских потребителей – экономность. Я бы даже сказала чрезмерная экономность. Для меня сначала это было очень удивительно. Потому что в Украине мне никогда не приходилось сталкиваться с покупателем, который мог прийти, купить баночку конфет 125 г. А потом попросить к ней 10 бесплатных маленьких пакетиков, чтоб расфасовать эти конфеты. В Польше у нас есть такие клиенты.

Думаю, что причин такой экономности достаточно много. В польских семьях, как правило, больше 2-х детей. Есть семьи, где 5 детей и это считается нормой. Каждый ребёнок должен чувствовать себя любимым и, не в коем случае не быть обделённым. При этом все мы отдаём себе отчёт, что воспитывать 5-х детей, это далеко не самое простое задание в мире и для этого необходимы средства. Поэтому и бывает так, что это своего рода вынужденная экономия. Но, конечно, это связано ещё и с ментальными особенностями, и с традициями. Но, к этому со временем начинаешь привыкать.

Поживите в Польше несколько месяцев, походите по магазинам, послушаете местное радио. И вы поймёте, что 80% рекламных кампаний строится на слове «tanio» - что в переводе означает "дёшево". По этому поводу у поляков даже есть анекдот. Когда мужчина приходит в архитектурное бюро и просит сделать ему проект дома: дешёвый и хороший. На что архитектор его спрашивает: «Простите, а зачем вам два проекта?». Наверное, если бы мне рассказали этот анекдот в начале лета 2015 года, я вряд ли бы поняла его. Теперь я понимаю его на все 100%. Но к любой ситуации можно адаптироваться. Что мы и делаем. У нас есть периодически какие-то акции, когда ты можешь получить конфету в подарок к своей покупке. На мастер классах, помимо собственноручно приготовленного леденца, ребёнок всегда получает конфетки в подарок, флажки, диплом. Для него это очень приятно и важно.

Сейчас мне уже не так тяжело морально, как было вначале. Основной проблемой остаётся поиск квалифицированных кадров, которые бы действительно хотели работать. И это тоже одна из особенностей рынка. Поляки очень хорошо знают свое трудовое законодательство и умело ним манипулируют. Я не слышала никогда в Украине историй о том, что можно пойти взять больничный с диагнозом: депрессия на фоне пребывания в помещении, где редко находятся люди. Здесь же это история, которая произошла с одной моей знакомой. Такой больничный брала девушка, которая работала у неё офис-менеджером. И это позволяло ей работать лишь дней 10 в месяц, а остальное время находиться дома. При этом получать полную ставку. И это не единичный случай. Это —  в рамках закона.

Но, думаю, со временем мы найдём действительно хороших работников и справимся и с этим.  

  



Поделись с подружками :