Как бизнесу защитить идею?

Поделись с подружками :

Управляющий партнер Патентно-правовой фирмы PRIMA VERITAS, патентный поверенный Украины



Всеми любимый девочковый бизнес аренды платьев, букеты из овощей, монохромные бодики и прочие милые глазу и душе бизнесы, которые выросли с легкой подачи женщин, становятся все более популярными и вопрос защиты своей идеи и концепта стоит довольно остро.



Я слукавлю, если скажу, что идею можно запатентовать. Это не так и это прямо указано в законодательстве (в том числе и международном): «…не подлежат правовой охране концепции, идеи, теоремы…». Давайте попробуем разобраться, насколько это несправедливо.

Во-первых, никто никогда не говорил, что бизнес – это легко. Это всегда риски (хоть и зачастую сильно оправданные), которые так или иначе дают нам бесценный опыт. Возвращаясь к вопросу защиты идеи и отсутствия возможности это сделать. По правде говоря, это довольно оправданное ограничение. Ведь, согласно некоторых исследований, одни и те же идеи приходят в голову одновременно (!!!) девяти людям на планете. Просто кто-то реализовывает идею в жизнь, а кто-то нет. И если бы была возможность защитить идею, то представьте, как бы мир вокруг был не развит: была бы лишь одна модель телефона, один велосипед, один нейл-бар, одна закусочная с бургерами и т.д. То есть, если отложить в сторону личные обиды и трезво и объективно посмотреть на вопрос защиты идеи, то станет довольно очевидным, что законодательно совершенно резонно регистрировать идеи запрещено.

Но я, как предприниматель, прекрасно понимаю ту боль и разочарование, когда видишь что твою идею «увели». Нет ничего невозможного, как говорится у оптимистов, и в рекламе спортивного бренда, поэтому расскажу о тех юридических путях, которые могут помочь в борьбе с плохими девочками. 

1.jpg

Есть несколько способов защиты, которые работают и не так сложны как кажется на первый взгляд. Очень многое можно сделать даже самостоятельно.

Регистрация названия бренда как торговой марки.

Сейчас даже СТО начинают придумывать себе названия, которые будут отличать их от других станций тех.обслуживания машин. Это я к тому, что практически любой бизнес должен нести в себе имя, которое со временем благодаря активному использованию, маркетингу и PR становится брендом. Но только есть один нюанс, о котором забывают (или не придают значения), увы, очень многие бизнесмены – бренд, даже будучи сто раз узнаваемым, любимым и самым милым, никому не принадлежит до его официальной регистрации. То есть без регистрации ТМ мы вкладываем ресурсы в развитие воздуха, и имеем постоянный риск того, что этот воздух у нас заберут и закроют в свою банку. Иными словами зарегистрируют наше детище на себя, что абсолютно законно и многие этим пользуются. Регистрация торговой марки стоит от 1235 грн, если оформлять ее своими силами. Например, на нашем канале в YouTube мы детально рассказываем, как зарегистрировать торговую марку самостоятельно.

Регистрация внешнего вида изделия

Существует несколько видов патентов. Один из них – патент на промышленный образец, он защищает дизайн и форму изделия. Например, вы придумали интересную детскую игрушку или оригинальное платье, которое будет вами выпускаться из сезона в сезон, не теряя актуальности – такие вещи можно защитить патентом. При этом стоит помнить, что если кто-то сделает такое же платье, но с перламутровыми пуговицами, то будет наказан, ну разве что если только не докажет, что именно перламутровые пуговицы стали решающим фактором в выборе при покупке потребителем такого платья и у всех остальных потребителей такое же мнение.  С другой стороны, в патентовании внешнего вида есть существенный минус – длительность процедуры регистрации патента – это около 1,5 лет. Поэтому я и писала выше про повтор изделия из сезона в сезон. Из последних товаров, которые мы защищали подобным способом были внешний вид обложки журнала, дневник-планер, упаковка для коробочного сервиса и другие. Регистрация патента стоит от 70 (да, семидесяти) гривен.

2.jpg

Защита авторского права

Давайте сразу определим, к чему можно применить этот вид защиты: литературные и музыкальные произведения, фотографии, картины, скульптуры, компьютерные программы, графический дизайн, промышленный дизайн, интерьер (список не является исчерпывающим). Есть основные плюсы в авторском праве: 1) оно действует по всему миру! Правда, класс?! 2) его не нужно обязательно регистрировать и получать какие-то сертификаты (то есть, если есть желание и возможность – можно, но это не обязательно). 3) регистрация, если уж решили ее таки делать, занимает 2 месяца и 70 грн (да, снова всего лишь семьдесят!). Но есть и ряд минусов. Например, вам так или иначе будет очень сложно доказать, что ваши права нарушены. Считается, что споры по авторскому праву самые сложные в сфере юриспруденции, сложнее даже криминальных дел, и все упирается в доказательства своей правоты. И, кстати, здесь во многом поможет наличие авторского свидетельства, чем его отсутствие.

Главное — не бойтесь фантазировать и реализовывать задуманное! 



Поделись с подружками :