Почему так важно играть с ребенком

Поделись с подружками :
Тема игр и разнообразие игрушек нарынке, необходимость обеспечивать игровое пространство и важности места для развития малыша созрела у меня в связи  предпраздничным настроением.

Я, как практикующий психолог, часто слышу от родителей следующие фразы: "У него столько игрушек, что уже негде их хранить", "ребенок просит поиграть с ним, а я не знаю как", "ну почему он не может поиграть сам, ведь у него столько игрушек, мы ему не в чем не отказываем", " а смысл покупать игрушку, если это ровно на пол-часа, а потом он забрасывает ее".  Я думаю, эти и многие другие вопросы не раз задавало себе большинство родителей. Я с радостью отвечу на них позже, а сейчас давайте разберемся, что такое игра для ребенка.

Игра - это основной вид деятельности ребенка до 7 лет, то есть до того момента пока он не пошел в первый класс. Но даже в школе дети в 85% случаев обучаются через игровую деятельность, со временем обучения в школе через игру становится все меньше, по мере взросления детей. До трех лет игра в жизни ребенка имеет более познавательный характер.

1_result.png

Игрушки для детей до 2,5 лет

Давайте вспомним, как малыши в год все трогают и пробуют на вкус, стучат предметами, вертят их в ручках и рассматривают. В этот период ребенку вообще нужно минимальное количество игрушек, ведь в таком возрасте даже обычная ложка или зубная щетка может заинтересовать малыша больше чем яркий, музыкальный сортер или поющая черепашка. В этом возрасте важно обеспечивать безопасное пространство: поставить предохранители в розетки, в недоступном месте хранить острые и колющие предметы, бытовую химию и так далее. До двух лет ребенка важно знакомить с окружающим миром, давать на ощупь разные предметы, пробовать и самим понимать, что такое горячо, холодно, мягко, твердо и многое другое. Вы удивитесь, но до 2-2,5 лет арсенал игрушек у ребенка может быть невелик. Не обязательно покупать малышу все возможные новинки, которые только появляются на полках магазинов, достаточно просто иметь самое необходимое.

Самое необходимое, что должно быть у деток этого возраста: пирамидка, кубики, кукла, пару мягких игрушек, тубус с животными, книжки твердые (из плотного картона), где мало текста и много картинок, коляска или какая-нибудь другая каталка, ведь деткам в этом возрасте нравится все катать и возить, мячик, машинка, пасочки, леечки, краски обычные, пальчиковые краски, пластелин, мелки, восковые карандаши.

Как видите, набор не велик. Хочется еще сказать пару слов об игрушках для мальчиков и девочек. Многие родители начинают активно переживать, когда видят, как их сын играет куклой, а девочка возит машинку. В таком случае не стоит бить панику, это норма. Моя рекомендация - вообще не разделять игрушки по половому признаку. К трем годам дети сами выбирают себе игрушки, и зачастую девочки выбирают кукол, а мальчики - машинки. Но само понятие как "игрушки для мальчиков" и "игрушки для девочек" звучит как те, которые пришли к нам из "совка", где сама система предполагала играть каким-то определенным образом, и у тех же мальчиков отбирать кукол, а у девочек - машинки.

машинка.jpg

Давайте рассмотрим эти случаи подробнее: если мальчик 1,5 - 2 лет кормит куклу, он может копировать поведение папы, мальчик может возить коляску -  потому что ему нравится, что она на колесиках. Или девочка играет в машинки, потому что ей, что-то надо перевезти. Объяснений. почему они так играют, может быть миллион, поэтому не стоит фантазировать об их "не такой" сексуальной ориентации в будущем. Мы же нормально реагируем на женщин-таксистов и мужчин-стюартов. Мне вообще кажется, что в современном мире уже понятия " мужские" и " женские" профессии давно стерлись. Давайте уходить от стереотипного мышления.

Игрушки для 3-летних детей

Теперь я предлагаю поговорить о трехлетках, как и, во что играют они. Если до этого периода у детей игра носила более познавательный характер, то ближе к трем годам в жизни ребенка появляется такое понятие как "ролевые игры".

Ролевые игры - это игры, где дети обыгрывают разные жизненные ситуации, которые они замечают в семье или где-нибудь в других местах, часто в таких играх дети копируют манеру поведения взрослых. Мне сразу вспомнились популярные картинки, где изображено. как на крупного начальника дома кричит жена, он приходит на работу и кричит там на женщину, а та, в свою очередь, вечером после работы, срывается на своего сынишку, который после маминого крика ставит мишку в угол и ругает его. Это классический пример того терапевтического эффекта, который оказывает на ребенка игра. Я бы даже это назвала лечащим эффектом. Ведь часто в игре дети проигрывают свои обиды на взрослых, злость, разочарование. Это помогает им сбросить внутреннее напряжение и таким способом поддержать себя. Сейчас я имею в виду самый важный момент в игре ребенка.

Если мы понаблюдаем, как в таком возрасте играют наши дети (не только в 3 года, но и в 4, 5) , то можем заметить, как четко  другой раз они отображают нашу семейную ситуацию. Когда-то в моей жизни был интереснейший опыт - я работала психологом в школе и со временем, наблюдая за детишками в первом, втором классе, я начала неожиданно для себя понимать, с чем связаны трудности того или другого ребенка. Когда за помощью обращались родители, зачастую, я уже знала, с чем связаны проблемы этого ребенка. Ведь мы, взрослые, всегда хотим казаться лучше, чем есть на самом деле, но дети скрывать что-то по своей природе  не умеют. Их могут учить родители тому, что нельзя никому рассказывать то, что происходит в семье, но их игра всегда расскажет все лучше, чем любые слова. 

Совместная игра детей и родителей

Это очень важный момент, на котором мне бы хотелось остановиться подробнее. Часто в работе я сталкиваюсь с тем, что родителям неинтересно играть с детьми или родители обесценивают процесс игры. Потребность ребенка, таким образом, как бы сводиться к нулю. На первый план для мам и пап часто выходят потребности в еде, и мы готовы из кож вон лезть, чтоб накормить малыша, который, возможно, еще просто не успел проголодаться. Нам хватает фантазии придумывать разные истории о том, почему так важно чистить зубы и ложится вовремя спать, или обманывать о важности каких-то нелюбимых ребенком занятий. При этом часто в круговороте бытовых забот нам совсем не остается времени на игру с детьми. Игру без нравоучений и научений чему-либо, игру в ролях или совместное рисование, прятки, догонялки и просто баловство, ведь это так необходимо детям.

родители и дети.jpg

Я часто слышу, как родители говорят "с нами в детстве тоже не кто не играл". И в этот момент мне становится, правда, очень грустно. Такие родители во взрослую жизнь не смогли унести как бы кусочек своего детства, не доиграли, не дополучили то, что положено детям по праву, просто потому, что они дети. Как тогда играть этим взрослым дядям и тетям со своими детьми, если они не знают, как? Часто такие родители "откупаются" от своих детей подарками - покупают много игрушек так, что их потом хранить негде, да ещё и  удивляются что новой игрушкой ребенок поигрался всего час.

В таком случае я всегда привожу пример с велосипедом: мы же не удивляемся, что ребенок не умеет сразу кататься на двухколесном велосипеде. Мы понимаем, что его надо этому научить. Вот и с игрушками происходит тоже самое. Ведь с одной игрушкой возможны разные варианты игры, но ребенок не знает о них, а взрослый может показать и научить, как еще можно обходиться с данной игрушкой. Часто родители жалуются, что дети требуют внимания, хотя они взрослые и так с ними 24 часа в сутки. Не стоит забывать, что внимание для детей не то, что мама стояла целый день у плиты, а папа был на работе и зарабатывал деньги (детьми такие моменты не ценятся и это тоже норма, на то они и дети), а то, как мы общаемся с ними, слушаем и слышим.

Бывает, что ребенку не нужно ничего особенного, достаточно просто посидеть с во время его игры рядом, отзеркалить ему его действия в игре, например: "сейчас ты уложила куклу в кровать, наверное, она очень устала" или " грузовик едет слишком быстро, возможно он куда-то спешит". Все эти фразы будут побуждать ребенка больше придумывать сюжетов и фантазировать, что есть неотъемлемой частью его развития и психологического здоровья. Не стоит надеяться на то, что если малыш ходит в садик и играет там со своими сверстниками, то дома можно и не играть.

Помните, дорогие родители, что игра - это один из способов коммуникации малыша с внешним миром, присмотритесь, что хочет вам сказать ваш ребенок.

Поделись с подружками :