Как правильно хвалить ребенка

Поделись с подружками :
Семейный и детский психолог, сертифицированный гештальт-терапевт. Автор цикла семинаров «О взаимопонимании в семье»

Многие считают, что похвалой, как и маслом, кашу не испортишь, что одобрение повышает самооценку ребенка и является залогом будущей успешности, но не так все просто, многое зависит от формы похвалы.

Похвала родителей очень важна, она формирует позитивную самооценку у детей и ощущение счастья. Но успех случается не всегда, и ошибки делает каждый человек, тогда и возникают сложности с самооценкой, если она оказалась хрупкой. Дабы сформировать у ребенка устойчивую позитивную самооценку, придерживайтесь следующих правил.

Правило 1. Похвала без разбора путает ребенка

Родители, недополучившие одобрения в своем детстве, часто захваливают своих детей по любому поводу, не обращая внимания ни на свои чувства, ни на потребности малыша. И это также не эффективно, как не хвалить вообще.

Понаблюдайте, что вы испытываете, когда хвалите ребенка? Радость, гордость, благодарность? Разные чувства, ситуации, а в нашем эмоциональном арсенале часто лишь пару фраз: «молодец» и «умница». Мы даже хвалим тогда, когда нужно просто порадоваться. Ребенок взрослеет и, ориентируясь на наши одобрения, тоже не очень понимает, чем отличается любовь от признания, благодарность от оценки.

Если вы радуетесь успеху ребенка, скажите: "Ура! Браво! У тебя вышло! Я так рад за тебя!". Когда благодарны за помощь: "Спасибо, мне очень приятно". Не хвалите ребенка незаслуженно, просто так, когда вы знаете, что он совсем не старался. 

2.Jpeg

Правило 2. Хвалите поступок, а не самого ребенка. Не связывайте похвалу с любовью

Ребенок должен знать, что не он сам, а его поступки бывают хорошими и плохими. Малыш должен быть уверен, что родители его любят независимо от его успехов или неудач – именно эта уверенность и формирует крепкую самооценку.

Крайне нежелательно говорить о своей любви, когда вы хвалите: “Какой ты хороший мальчик, что сделал это, я так тебя за это люблю!” или “Как я люблю послушных мальчиков”. Такими словами родители ненароком учат детей, что любовь нужно заслуживать. Лучше похвалить по-другому: «Ты хорошо поступил, помог брату, я горжусь тобой!», – давая оценку поступку, а не ребенку.

Детям до трех лет как воздух нужна любовь и принятие родителей, и никак не оценка. Чаще обнимайте и говорите малышу о своей любви просто так, без повода.

Правило 3. Хвалите ребенка за старания, а не талант

Мы часто слышим: «Какой ты умница! Настоящий талант». А что такое талант, как его измерить, как опереться на него ребенку? Изучая вопросы мотивации, профессор Стэнфордского университета Кэрол Дуэк провела исследование, в рамках которого одну группу детей хвалили за их работу, а другую – за их ум. Оказалось, что дети, которых хвалили за ум, старались не рисковать и выбирали те задания, в которых они хорошо разбирались, а в случае неудачи расстраивались гораздо больше.  

Похвала за ум и талант снижает стремление ребенка совершать что-то новое и развиваться дальше. Он начинает бояться ошибиться, чтобы не утратить звание «умного». Самооценка, основанная на таланте, будет всегда неустойчивой и шаткой.

Лучше похвалить так: "Я видела, как ты старался это смастерить - это было и вправду сложно", "Ты сегодня так усердно занимался музыкой - достойная работа".

1.jpg

Правило 4. Дайте ребенку возможность самому оценить себя

Конечно, самооценка ребенка формируется на основе нашей оценки малыша, но уже с трех лет дети способны оценивать себя самостоятельно и родителям важно поддержать их в этом.

Мария Монтессори, выдающийся итальянский педагог, изучала внутреннюю мотивацию человека и пришла к выводу, что увлеченный своей работой ребенок не очень-то и нуждается в оценке и похвале взрослого.

Особенностью обучающих материалов в системе Монтессори является то, что все они предполагают самоконтроль. К примеру, пирамида, сортер, вкладыши, пазлы. Выполняя задание, ребенок наглядно видит, где ошибся и сам исправляет неточность, а главной наградой для него становится не сторонняя похвала, а завершение работы: “Я сделал, у меня получилось!”, - восторгается малыш, часто ожидая от нас радости, а не оценки: “У тебя и вправду получилось! Я очень рада за тебя”.

Когда ребенок спрашивает вашего мнения, расскажите о нем и поинтересуйтесь его мыслями, например: «Мне нравится твой рисунок, а тебе самому он нравится? Тебе понравилось рисовать красками? На занятиях было интересно?».

Такие вопросы важны потому, что учат ребенка обращать внимание на свой внутренний мир и заниматься тем, что по душе, а не тем, за что хвалят.

3.jpg

Правило 5. Не хвалите ребенка, сравнивая с другими

Не стоит забывать, что у каждого ребенка свой потенциал, темп, свои интересы, поэтому сравнивать его работу можно только с его предыдущими успехами.  Не стоит говорить: «Да у тебя лучший рисунок в классе!», «Ты сделал быстрее, чем Ваня. Молодец!». Это формирует позицию превосходства перед менее успешными детьми, а также страх утратить этот статус.

Лучше сказать по-другому: “Сегодня ты сделал точнее, чем вчера, я горжусь тобой”, “У тебя получается все лучше и лучше. Я рада за тебя!”

Хотите, чтобы ребенок вырос уверенным в себе - хвалите его за труд, усердие и намерения. А главное, чаще говорите малышу о своих чувствах: “Я так рада, что ты у нас есть!”. Просто есть.

Поделись с подружками :