Как научить ребенка преодолевать невзгоды

Поделись с подружками :
Семейный и детский психолог, сертифицированный гештальт-терапевт. Автор цикла семинаров «О взаимопонимании в семье»

Мы хотим видеть нашего ребенка сильным, успешным, счастливым человеком. Но никакие старания, таланты и успехи не помогут этому, если ребенок не научится справляться со своими неудачами и ошибками.

Часто родители хотят развить в детях мужественность и стойкость методами, которые являются не только неэффективными, но и местами опасными для психики ребенка. Когда мы говорим детям: «успокойся, не кисни, не будь нюней, мальчики не плачут, терпи, будь сильным», – мы не делаем их сильнее. Наоборот, мы не даем им права переживать негативные эмоции и понижаем самооценку. В итоге, ребенок не получает от нас ресурса, который дает ему силы справится со сложностями и пойти дальше.

Нам часто кажется, что дети расстраиваются по пустякам, но для них все по-другому. Когда ребенок учится ползать, делать свои первые шаги, кататься на велосипеде – это не просто новые навыки, перед ними открывается новая жизнь. И когда малыш спотыкается, теряет равновесие, не может натянуть шапку, снять ботинки или проигрывает друзьям – это не мелочь, а целая борьба за взросление. В этот момент ребенок переживает естественные, совершенно здоровые эмоции злости и огорчения. Эти чувства не показывают слабость, они несут в себе энергию для новых попыток. Но малышу не всегда просто самому обуздать поток эмоций, здесь необходима помощь взрослых, их поддержка: «попробуй еще, я в тебя верю, это и вправду сложно, я видел, как ты старался!» или «давай сделаем вместе, я помогу тебе, если хочешь!».

ребенок_помощь1.jpg

Некоторые дети с рождения проявляют крайнюю осторожность и внимательность, они редко ошибаются и сильно расстраиваются при неудачах. Такие малыши особо нуждаются в нашей поддержке и одобрении их сильных сторон: «Посмотри, а это у тебя отлично получилось! Я тоже иногда ошибаюсь, так бывает, давай попробуем еще раз!».

Кроме этого, дети переживают горе и печаль, когда теряются их вещи, ломаются любимые игрушки. В некоторых случаях, вещи можно починить, но пережить утрату для ребенка тоже важно, а родителям уметь поддержать в такую трудную минуту: «Я вижу, что тебе очень грустно, ты расстроился, и мне жаль, мы сможем сделать (купить) с тобой новую игрушку».

Когда взрослый вместо поддержки, ругает за случайно разбитую тарелку или бьет ребенка за невнимательность, тогда страх, тревоги малыша не уменьшаются, а увеличиваются, и он начинает еще больше бояться делать ошибки, чтобы не расстраивать родителей. Маленький ребенок очень любит и безоговорочно верит им, что он нехороший, неуклюжий, неудачник и т.д. Малыш не получает ощущение безопасности от старших, если такие ситуации происходят все время. И тогда ему приходится брать ответственность не по возрасту – контролировать свою безопасность, жить в постоянной тревоге и отвечать за настроение родителей, ведь оно зависит от его поведения.  И вместо того, чтобы направлять свою энергию на познание, развитие и новые попытки, ребенок направляет свои силы на чрезмерную осторожность и постоянную остановку себя.

ребенок_помощь.jpg

Но также не нужно забывать, что кроме поддержки, родителям стоит минимизировать ошибки ребенка путем своего внимания, подсказок и организации безопасного пространства. Когда полугодовалый малыш слазить с кровати, можно показать, что лучше это делать ногами вниз. Когда ребенок спускается по ступенькам, научить сползать на животе либо держаться за перила. Это не только уменьшит вероятность промаха, но и увеличит уверенность малыша в своих силах.

От всего застраховать детей невозможно, да и собственно делать этого не нужно. Во-первых, ребенок должен на своем опыте научиться быть внимательным и осторожным. А во-вторых, он вырастет, уйдет в большую жизнь, и ему важно уметь переживать неудачи и идти дальше, не застревая в них. А для этого нужно уметь поддерживать себя и получать поддержку от других, принимая жизненный факт, что никто не идеален. «Ошибки случаются, но это не означает, что я плохой, неудачник или не заслуживаю любви.  Да, я могу грустить, даже злиться в этот момент, я имею право на свои чувства и мне важно разделить их с близкими людьми».

реьенок на главную.jpg

Расскажу смешной пример. Когда мои мальчишки набивают синяки, они бегут ко мне в слезах. Я беру на руки, жалею и целую больное место. Однажды мой двухлетний сын ударился коленкой и начал плакать, у меня в этот момент были заняты руки. Я попросила, чтобы он немножко подождал, но малыш не стал меня ждать, деловито сел на пол, подтянул свое колено и поцеловал его сам, – сразу успокоился, встал и побежал дальше. Я долго смеялась. Это простой пример, как дети погружают заботу о себе в свой внутренний мир. Именно мы учим ребенка, как необходимо жалеть и поддерживать себя.

Если вы болезненно реагируете на ошибки детей, раздражаетесь, не в силе контролировать свое поведение, подумайте, как вы относитесь к собственным неудачам, умеете ли поддерживать себя, даете ли себе право на ошибку?

Поделись с подружками :