Современное искусство: начать все с нуля

Поделись с подружками :
Совладелица Voloshyn Gallery

Историю искусства творят бунтари. В этой истине я еще раз убедилась, посетив масштабную выставку группы ZERO в Гуггенхайм музее в Нью-Йорке. Участники группы Хайнц Мак, Отто Пине и Гюнтер Юккер преследовали цель переформатировать само понятие и понимание послевоенного искусства.

Я решила подробно рассказать о творческих поисках каждого из них. В этой колонке речь пойдет о Гюнтере Юккере.  

Gunther Uecker, Guggenheim Zero show

«Arrow-Pictuer» (1960) и «New York Dancer I» (1965),   Гюнтер Юккер

В 1950-е годы два молодых художника из Дюссельдорфа Хайнц Мак и Отто Пине (Heinz Mack, Otto Piene) объединились в творческую группу ZERO, ставшую одним из самых значимых авангардных движений XX века.

ZERO провозглашала «перезагрузку» искусства, освобождение от традиционных шаблонов, норм, правил и средств выражения. Участники группы после трагедии Второй мировой войны искали новый светлый мир. В противовес классической живописи и скульптуре за новую нулевую точку отсчета художники взяли чистый свет и движение. Свои идеалы они воплотили в кинетических световых произведениях: дисках, шарах, световом пространстве. Это было немыслимо, непонятно, смело и абсолютно ново. А в 1961 к ZERO присоединился третий постоянный участник Гюнтер Юккер (Günther Uecker), создающий картины и объекты из… гвоздей.

Günther Uecker, Heinz Mack & Otto Piene

ZERO: Günther Uecker, Heinz Mack, Otto Piene

Гвоздь программы   

Гюнтер Юккер родился в Германии в 1930 году. В юности он столкнулся с ужасами Второй мировой войны. Впоследствии тема нацизма, как и тема вражды и любви к ближнему станут важнейшими в его творчестве.  

С 1949 года Юккер получал образование в Берлине. Творческий путь молодого художника начался с огромных портретов Сталина в ГДР. В период оттепели Юккер переезжает в ФРГ. Вернее, приходит пешком – чтобы посмотреть выставку Кандинского. «Его работы тогда сделали меня художником», – в итоге скажет Юккер.  Он остается жить в Дюссельдорфе и с 1955 года обучается у Отто Панкока (Otto Pankok). А в 1956 впервые использует гвозди, забивая их так, что большая часть остается на поверхности. Юккер замечает, что из совокупности гвоздей получаются необычные живописные рельефы. Так простой элемент становится началом идеального объёмного узора.  

Гвозди в работах Юккера символизируют единицу информации. Смысл художник вкладывает и в сам процесс забивания. Юккер трансформирует агрессивный, даже садистический акт в произведение искусства.  

Гюнтер Юккер. Гвозди. Изображение № 21.

В начале 60-х Гюнтер Юккер уже в составе ZERO забивает гвозди в бытовые предметы, мебель, доски, создаёт с их помощью оптические объекты и скульптуры — «танцоры».  В своем творчестве он использует и другие простые, символичные элементы: треугольник, круг, квадрат, песок, зола, белила, тень, свет.

Гюнтер Юккер. Гвозди. Изображение № 20.

В 1966 группа прекратила свое существование, отпраздновав это событие громким арт-шоу. А Юккер продолжил самостоятельный творческий путь. В 70-е он создает рельефные картины-поля, забивая гвозди на белые живописные поверхности под разными углами и с разной плотностью.

Произведения Гюнтера Юккера привлекают к себе внимание на масштабных мировых арт-ярмарках.

К этим работам-ежам так и хочется прикоснуться

Но на этом художник не останавливается. Кроме гвоздевых структур он делает «машины», издающие громкие звуки, кинетические скульптуры, движущиеся объекты из веревок и шпагатов, работает в направлении скриптуальных картин.

C:\Users\Admin\Desktop\y_469ecbb9.jpg

«Песчаная мельница»  — одна из самых знаковых кинетических скульптур Юккера. Прикрепленные к вращающимся «крыльям» веревки оставляют следы на песке

Гюнтер Юккер. Гвозди. Изображение № 22.

Юккер исследует тему человеческой агрессии, вражды, уничтожения природы и друг друга. Эти явления он воплощает в заостренных, режущих, разрушающих элементах и механизмах. Среди самых популярных его инсталляций: «Поэзия разрушения», «Израненные поля», «Ножевая скульптура» …

В 1993 году, после воссоединения Германии, художник создал работы для выставки «Человек страдающий. 14 примиряющих орудий». В них Юккер выразил свое отношение к распространению расовой ненависти, нетерпимости к инакомыслящим и другим формам фашизма. С этим проектом художник объездил полмира. Среди его примиряющих орудий были машины для пыток, сельскохозяйственные приспособления, плуг или борона, брошенные в поле с первым снегом. Сделанные из простых материалов – веревка, песок, пепел, дерево – они должны принести покой и утешение страдающей земле и вылечить раны в душах людей. Также художник развешивал на стенах и писал на полу глаголы на языке той страны, в которой проходит выставка.  Это слова из Ветхого Завета, обозначающие виды насилия и агрессии. Среди них было еще два новых: «отравлять газом» и «топтать». Таким способом Юккер обращает внимание на то, сколько разных способов унижения и уничтожения себе подобных знает человек.

http://www.fontanka.ru/mm/items/2010/11/5/0031/5.jpg


C:\Users\Admin\Desktop\y_cae12873.jpg

Сквозь творчество Юккера красной нитью проходит вопрос духовности, глубинное осознания и переживание истории. «Суть моего искусства – те ошибки, которые совершает человечество и которые бы вполне мог совершить я сам. Даже сами действия не так страшны, как слова», – говорит Юккер. В 2000 году Юккер создал молитвенную комнату для восстановленного здания Рейхстага в Берлине, которая стала, на мой взгляд, самым знаковым его произведением.

Сейчас Гюнтер Юккер считается легендой современного искусства. Его работы регулярно выставляются на крупнейших мировых выставках и стоят немалых денег. Например, в 2014 году на ярмарке Арт-Базель арт-дилер Доминик Леви (Dominique Lévy) продал набор из восьми белых картин художника за 5 миллионов евро. И это не предел. Прогнозировано цены на работы Юккера будут расти и дальше.

http://1.bp.blogspot.com/-43Y-c5NUMxY/VbghF5Cp3kI/AAAAAAAAANU/k5sc2z07HIg/s1600/prayer%2Broom.jpg

В следующей колонке я расскажу о еще одном участнике группы ZERO – Отто Пине.

Поделись с подружками :