Путь, наполненный светом

Поделись с подружками :
Совладелица Voloshyn Gallery

«Оказывается, в моих маленьких зеркалах отражается и концентрируется целая вселенная...»

Хайнц Мак, художник творивший в пустыне

Продолжаю рассказывать об участниках революционной группы ZERO. Группа была создана в 1957 немецкими художниками Отто Пине и Хайнцом Маком, и позже примкнувшим к ним Гюнтером Юккером. Целью было найти новые средства выражения в послевоенном искусстве. 

Хайнц Мак родился 8 марта 1931 года в городе Лолларе на немецкой земле Гессен.  В 1949 он переехал в Дюссельдорф, где с 1950 по 1953 год изучал живопись в Государственной художественной академии.  В 1956 году Хайнц Мак также получил степень по философии в Университете Кельна, что повлияло на дальнейшее творчество.  И в том же году начал изучать проблемы движения и света. С 1956 по 1958 художник разрабатывал световые рельефы и световые кинетические конструкции — работы, сделанные из полированного металла, который вибрировал и отражал цвета окружения.

1.jpg

Heinz Mack, Light-Relief, 1966-67, Aluminum, wood, plexiglas framed

Творческий путь Хайнц Мак начинал с классики, двигаясь к авангарду на протяжении целого десятилетия. В 1951 году, еще во время учебы, он открывает свой послужной список похожим на обелиск «Пограничным камнем», двумя вариантами «Монумента политзаключенным», скульптурой «Зверь», хранящейся сегодня в Берлинской Национальной галерее. Первая персональная выставка художника прошла в Галерее Шмела в Дюссельдорфе в 1957 году.

2.jpg

Heinz Mack, Lichtkinetisches Objekt

К 1960-му году мировая гуманитарная мысль подходит к «нулевой отметке». Ведущие философы,  художники и музыканты приходят к подобным идеям. Так, философ Морис Мерло-Понти размышляет о «нулевом пространстве» в то время как его коллега Ролан Барт говорит о «нулевой степени письма», Ив Кляйн открывает в парижской галерее «IrisClert» выставку «Пустота», а Джон Кейдж публикует «Доклад о Ничто» и работает над музыкой тишины. В 1957—1958 Хайнц Мак вместе с Отто Пине создают  группу Зеро, в которую вошли Гюнтер Юккер, Ив Кляйн, Жан Тэнгли и другие. В 1963 году появляется манифест Отто Пине, Хайнца Мака и Гюнтера Юккера: «ZERO это тишина. Zero это начало». В 1958 году Хайнц Мак представляет разработтанную им теорию «динамических структур», в похожем наманифест эссе «Die Ruhe der Unruhe» («Покой беспокойства»), опубликованном в первом выпуске журнала Zero. Как говорится "идеи витают в воздухе".

3.jpg

Heinz Mack, Lichtkinetisches Objekt

Создатели группы ZERO (1957-1967) из Дюссельдорфа провозглашают начало обратного отсчета для революционного авангардного языка образов и форм, спорящего с субъективизмом абстрактной живописи. Их отличают стремление к поиску нового художественного чувства, утопизм и почти наивный восторг перед возможностями техники.

4.jpg

Heinz Mack, Sahara-Projekt, 1968

По мнению одного из членов группы, Хайнца Мака, «счастье начала, легкость, открытость» должны обогатить не только искусство, но и жизнь в целом. Использование новых материалов - воды, огня, света и дыма, а также технического сырья - гвоздей, алюминия, зеркал, стекла и люминесцентных покрытий - открывает реальность как художественное целое, позволяет по-новому воспринимать и переживать ее.

5.jpg

Heinz Mack, 'Tele-Mack', Sahara Project, 1968, Tunisia

В 1958 году Хайнц Мак отказался от цвета в живописи, с тех пор создавал монохромные произведения. В 1958 он начал разрабатывать свой Проект Сахара, работу, связанную с окружающей средой, включающей предложение о размещении конструкций в пустыне и в Арктике. А в 1963 году, после двухлетнего пребывания в Марокко и Алжире, где он продолжал эксперименты в области света, художник принимает решение и вовсе прекратить занятие живописью. Начиная с тех пор Хайнц Мак входит в историю, как выдающийся художник лэнд-арта, и привносит новое виденье в архитектуре.

6.jpg

   Heinz Mack, Licht Lamellen in der Wueste, 1968

Биографы Хайнца Мака предполагают,  что в начале пути, во время экспериментов с фольгой и светом (1958), у художника еще не было четкой творческой концепции. Наблюдая вибрацию, он внезапно понял, как незначительны различия между светом и металлом, участвующими в процессе. Так совершилось открытие "новой живописи", в которой "идеальный монохромный серебристый" или белый цвет образует структуру как основу композиции. В свою очередь, свет не является средством. Он трактуется как качество и предпосылка всех явлений. Мак видит реальность вещей не в их способности отбрасывать тень, а в их нахождении на свету. Свет должен проникать сквозь объекты,  дематериализуя их.

7.jpg

Heinz Mack, Wüstenflora, Installation in der Sahara, 1968

Что касается идеи проекта Sahara Project в 1958 году, то его предтечей сам Мак называет румынского скульптора Константина Бранкузи, в чьей мастерской он побывал вскоре после смерти этого автора.

8.jpg

9.jpg

Heinz Mack, Großer Raumpfeil, Installation in der Sahara / Algerien, 1976

В 1962 художник создал фильм «OxO=Kunst».  Хайнц Мак жил так же и в Нью-Йорке в 1965—1966, его первая персональная выставка в США прошла в Галерее Howard Wise в Нью-Йорке в 1966. В следующем году был опубликован журнал-каталог художника «Mackazin». Персональная выставка художника в Париже состоялась в 1959 в Галерее Iris Clert. С 1960 он создал большое количество работ архитектурного масштаба; среди прочего — две водяные стены для госпиталя в Диурбеле, Сенегал, световую карусель для Городского музея в Амстердаме (Stedelijk Museum) и работу для Expo 70, Осака.

10.jpg

Heinz Mack, Großes Sandrelief in der algerischen Sahara 1976

Выразительные средства и открытия Мака на первый взгляд кажутся простыми. Почти элементарными. Основные принципы: открытость природе, структурирование. Феномены, к которым он обращается наиболее часто: свет и свечение (природа), вибрация и движение (техника). Все просто до тех пор, пока мы говорим об этом. Но если попытаться представить: зеркала и стекла среди песков, светящиеся диски, рефлексы, блики, взаимоотражения. Лабиринты, зримое подтверждение бесконечности. В пустыне, которая сама - бесконечность. «Эстетическое состояние», которое инспирирует художник, касается и природы, и человека. Оно задает границы «музея-заповедника».

11.jpg

Heinz Mack, Grand Erg, Sahara, 1976

12.jpg
Heinz Mack, Installation in der Sahara / Algerien, 1976

13.jpg
Heinz Mack, Installation in der Sahara / Algerien, 1976

14.jpg
Sculpture of German sculptor Heinz Mack floating... Greenland, 1976

Мак обычно использует для создания своих инсталляций полированный алюминий, стекло или пластик. При помощи электрического двигателя обеспечивается нерегулярное движение, которое вызывает игру отраженного света. Мак применяет и многие другие виды материалов, его работы включают скульптуры с использованием воды и ветра. С 1968 он также занимается сценическим дизайном.

15.jpg

HeinzMack, Lichtkinetische Objekte

Крупные международные выставки, в которых художник принял участие, включают Документу в Касселе в 1964, Венецианские биеннале в 1970 и 2014. В 1976 вместе с фотографом Томасом Хопкером художник создал скульптурные сады в Сахаре и в Гренландии. Фотографии этих эфемерных работ были опубликованы в «Sculpture Safari» в 1977.

16.jpg


17.jpg

Heinz Mack installs towering golden columns on a Venetian island, 2014

В начале 1980-х Мак получил несколько государственных заказов, таких как «Columneprocaelo», построенной на площади Ронкалли в Кельне в 1985, дизайн площади Немецкого Объединения в Дюссельдорфе в 1989.

18.jpg

Heinz Mack, Großes Licht-Prisma, 1983

По прошествии 27 лет, Мак снова начал заниматься живописью в девяностые годы, создавая большие картины, которые он назвал «Хроматические Созвездия» (Chromatic Constellations). Он создал рисунки к книге стихов Гете (1999), а в 2003 закончил рисунки к текстам Al-Ghasali, персидского философа двенадцатого века.

19.jpg

Heinz Mack, Ein Raum für Apollo, 2015

20.jpg

Heinz Mack, Ein Raum für Apollo, 2015

  

Я хочу найти рай на Земле, притом уже при жизни. Как минимум, его палисадник. Почему это не возможно? В конце концов, преддверие ада на Земле уже существует. Путь, наполненный светом, не может вести к кошмару. На это можно, по крайней мере, надеяться. Я иду этим путем


Как мы видим, мировые войны, смены режимов, и другие кризисные времена всегда способствуют появлению  выдающихся творцов и художественных содружеств, таких как группа Zero.  И не удивительно, ведь "неуютная" атмосфера в социуме  стимулируют и обостряют чувства. Стремление Хайнца Мака, Отто Пине,  Гюнтера Юккера отыскать место в искусстве, которое было бы свободно от наследия прошлого увенчалось успехом. Этим художникам удалось найти "нулевую точку отсчета" и противопоставить трагедии Второй мировой войны новый, чистый, светлый мир своего творчества. На формальном и эстетическом уровне выражением их идей стали световые и кинетические произведения искусства, объекты на стыке между живописью и скульптурой, монохромные картины, которые продолжают поражать зрителей своей красотой и простотой и через 50 лет.

Поделись с подружками :