Луиза Буржуа. Первая женщина художник, удостоенная ретроспективной выставки в МоМА

Поделись с подружками :
Совладелица Voloshyn Gallery

"Мои эмоции несоразмерны моим физическим габаритам. Не сами эмоции, а их сила — она просто непереносима для меня. Поэтому я отдаю их энергию скульптурам"

Луиза Буржуа

Сегодня хочу рассказать о художнице, творчество которой часто называют энциклопедией современного искусства, так как в нём нашли своё отражение все основные направления искусства двадцатого века — кубизм, футуризм, сюрреализм, конструктивизм и абстракционизм. Её работы — абстрактные и фигуративные, реалистичные и фантасмагоричные, сделаны в различных манерах и из различных материалов, таких как дерево, мрамор, бронза, гипс, латекс и ткань.

1.jpg

Луиза Буржуа со скульптурой "Глаза в глаза", 1970

Луиза Буржуа родилась 25 декабря 1911 года. Её детство и отрочество прошли в Обюссоне, Франция. У родителей была мастерская по реставрации старинных шпалер Средневековья и Ренессанса. В подростковом возрасте Луиза была отдана в престижный Лицей Фенелона. Она была очень близка с матерью, Жозефиной, и часто помогала ей в работе: шила, рисовала, чинила гобелены. Ребенком Буржуа стала свидетельницей систематических отцовских измен матери с английской гувернанткой Сэди, которая жила у них дома. По воспоминаниям художницы, мать, терпеливая и разумная женщина, знала о похождениях мужа, но предпочитала закрывать на это глаза. Однако маленькую Буржуа эта ситуация непоправимо покалечила и стала импульсом к началу художественной практики.

3.jpg

После смерти матери в 1932 году Луиза поступила в Сорбонну, где изучала геометрию и философию. Вскоре круг интересов юной девушки изменился  и в 1936 году она занялась изучением искусствоведения в Школе Лувра и в Школе изящных искусств, а также посещала  ряд мастерских известных художников. В 1938-м ее наставником стал Фернан Леже, и именно он сообщил Буржуа о том, что ее чувственное восприятие близко к выразительным средствам скульптуры.

4.jpg

В 1938 году Луиза вышла замуж за американского искусствоведа Роберта Голдуотера, эксперта по первобытному искусству, который стал первым директором Нью-Йоркского музея первобытного искусства в 1957 году. В 1939-ом пара переехала в Нью-Йорк.

5.jpg

В начале творческой карьеры Буржуа занималась графикой и живописью. Отражение послевоенной ситуации можно найти в ряде запоминающихся работ художницы, Буржуа использовала технику сюрреалистов, сплавляя различные объекты: женское тело и похожие на дома структуры. Эти работы свидетельствуют о роли художницы в качестве первопроходца поколения женщин, сломавших многие барьеры в маскулинных художественных кругах того времени. Кроме того, на более глубоком уровне, эти произведения выражали чувство разочарования и бессилия перед лицом разрушительной угрозы фашизма и войны.

6.jpg

Луиз Буржуа "Цветущий Янус", 1968

В 1940-х Буржуа сконцентрировала своё внимание на скульптуре, за которую она в настоящее время признана в качестве одного из ведущих мастеров двадцатого столетия. На Буржуа значительное влияние оказал приток европейских художников-сюрреалистов, иммигрировавших в Соединенные Штаты после Второй мировой войны. В начале её скульптуры состояли из групп абстрактных и органических форм, часто вырезанных из дерева.

7.jpg

Самые известные ее работы 40-х годов – серия картин "Женщины-дома", в которых из примитивно изображенных, зачастую усеченных, лишенных рук или ног женских тел вырастают дома, порождая странный гибрид или симбиоз, в котором женщина выступает как жертва, вынужденная собственным телом создавать дом, ее пытку и ее продолжение.

8.jpg

Louise Bourgeois, "Cell XXVI", 2003

9.jpg

Louise Bourgeois, "In and Out", 1995

Эти мотивы проявятся затем в более позднем творчестве Луиз – серии инсталляций "Клетки". В них тела приобретают объем, встраиваясь в другие отношения с объектами внешнего мира – но эти отношения по-прежнему болезненны и угрожающи: в одной из "Клеток", к примеру, перед зеркалом подвешена деформированная женская фигура, в другой – над макетом дома нависло устройство наподобие гильотины. Во все "Клетки" можно зайти, оказаться внутри этого пространства, примерить на себя роль участника или стороннего наблюдателя. Само по себе проникновение, погружение в среду – довольно сильная и многозначная метафора. Обращаясь к собственному личному переживанию неправильности, деформированности своего мира, семьи, отношений с родителями, Луиза Буржуа, используя язык интуитивно понятной метафорики, выходит на универсальный, всеобщий уровень проблематики. Интересны в этом плане ее скульптурные работы, с одной стороны, явно использующие сексуальный подтекст (напоминающие половые органы), с другой – содержащие универсальные формы геометрических фигур (шара, овала): "Уничтожение отца", "Цветущий Янус", "Этюд с натуры" и другие.

10.jpg

"Слепой, ведущий слепого", 1947

В 1947 Буржуа сделала первую вертикальную скульптуру из дерева, первая выставка её скульптур прошла в 1949 году. Одна из самых известных ее работ "Слепой, ведущий слепого" (1947) — отсылка к шедевру Питера Брейгеля Старшего "Притча о слепых". Конструкция из 20 длинных розовых сужающихся книзу деревянных подпорок, соединенных наверху непрочной стяжкой буквально излучает неустойчивость и ненадежность.

В 1951 году умер отец художницы, Луиза Буржуа получила американское гражданство. В 1960 году Буржуа начала преподавать на регулярной основе, с 1966 года стала участницей феминистского движения. В 1967 году Буржуа начала использовать мрамор и бронзу при создании скульптур.

11.jpg

12.jpg

"Разрушение отца", 1974

В 1960-х она начала использовать латекс, бронзу и камень, сами произведения стали больше, начали отсылать к тому, что стало главной темой её творчества — травматический опыт детства. Кульминацией этого травмирующего лейтмотива в творчестве Буржуа стали две работы, посвященные ее родителям. Первая и, пожалуй, одна из самых одиозных ее работ, — знаменитое "Разрушение отца" (Destruction of father, 1974), а по сути, инсценировка каннибалистического пира, "тотемной трапезы", во время которой семья разделывает, а затем поглощает деспотичного отца. Вторая — "Мама", серия огромных, отлитых из бронзы и стали фигур паучих с телами-корзинами, в которых лежат массивные мраморные яйца. Вызывающие прилив хтонического ужаса скульптуры, в которых Буржуа воплотила образ матери, одновременно боготворимой и презираемой, разбросаны по всем миру. Самая знаменитая охраняет вход в Музей Гуггенхайма в Бильбао.

13.jpg

"Почему паук? Моя мать была такой же умной, терпеливой, проницательной и полезной. И она умела защитить себя", — утверждала Буржуа.


14.jpg

Ее одержимость мифологией окончательно закольцевалась с ее семейной историей. Мать Луизы занималась ткачеством, и потому легенда о древней гречанке Арахне, уличившей богов в прелюбодеяниях и в наказание за святотатство обреченной вечно плести паучьи сети, оказалась для Луизы почти ее собственной историей.

15.jpg

В 1973 году умер муж Буржуа, Роберт Голдуотер. В 1977 году художница получила почетную степень доктора изящных искусств Йельского университета. В 1980 году Буржуа покупает большую студию в Бруклине. В 1982 году прошла первая ретроспектива художницы — в Музее современного искусства в Нью-Йорке. В 1985 году состоялась первая персональная выставка художницы во Франции. В 1993 году Луиза Буржуа представляет США на Венецианской биеннале.

16.jpg

Louise Bourgeois inside "Articulated Lair", 1986

17.jpg

Louise Bourgeois

Уйдя из жизни в возрасте 98 лет, Луиза Буржуа осталась в истории искусства одним из самых влиятельных художников современности. Маленькая женщина, Луиз Буржуа, и большой миф, порожденный ею, одинокий художник, не примкнувший ни к одному из направлений искусства ХХ века, шаман, заговоривший языком скульптуры, линии и рисунка собственную боль – она оставила нам своих "Матерей", которые были и ее детьми одновременно.

Тревожные, шокирующе откровенные работы Луизы Буржуа — один из самых ярких примеров арт-терапии в истории искусства XX века. Творчество Буржуа носит глубоко личный характер, его нельзя рассматривать отдельно от её истории жизни. Реестр работ художницы практически нельзя составить: их огромный массив включает и количество скульптур, и целый ряд перформансов и хеппенингов, и многочисленные живописные и графические работы.


18.jpg

Louise Bourgeois, "Cell II", 1991

19.jpg

Louise Bourgeois, "Le Défi II", 1992

20.jpg

Louise Bourgeois, "Arch of Hysteria", 1993

21.jpg

Louise Bourgeois, "Cell (You Better Grow Up)", 1993

22.jpg

Louise Bourgeois, "Female marble", 1994

23.jpg

Louise Bourgeois, "Spider", 1997

24.jpg

Louise Bourgeois, "Seven in Bed", 2001

25.jpg

Louise Bourgeois, "Cell (The Last Climb)", 2008
Поделись с подружками :