Люди-бренды: Фердинанд Порше – человек-автомобиль

Поделись с подружками :
Фердинанд Порше – человек-автомобиль

«Все началось с того, что я огляделся по сторонам и, не увидев автомобиля своей мечты, решил сконструировать его сам». Фердинанд Порше


Просто гений
Третьего сентября 1875 года в Богемии, в семье Порше, родился мальчик – Фердинанд. Он рос неразговорчивым и сосредоточенным. Грамоте его учила мать, а в вечернюю школу он пошел лишь… в 15 лет, днем отработав смену у отца. В 19 лет парень отправился в Вену – покорять мир. Для начала устроился на завод Лонера – самое прогрессивное предприятие по тем временам. А вскоре стал главным конструктором компании. Конечно, так не бывает, чтобы провинциальный юноша безо всякой протекции, не имея высшего образования, занял самый важный пост. А все просто – этот провинциал был гением. И впервые свою гениальность он проявил еще подростком, когда в тайной мальчишеской мастерской, руководствуясь только книгами, провел в свой дом электричество. Маленький нюанс – в то время в Мафферсдорфе освещалась только ратуша, а весь город жил во тьме. Отец тогда не оценил изобретение, но разрешил… пойти в школу. 
Вкус успеха молодой амбициозный конструктор почувствовал уже в 25 лет: на Всемирной выставке в Париже автомобиль «Лонер-Порше» получил гран-при. Успех окрылял и открывал новые возможности. У Фердинанда на заводе Лонера – полная свобода действий. Он работает как одержимый. Конструирует автомобили, участвует в гонках. И побеждает! Успех и любовь приходят к нему вместе. В 1904 году Фердинанд Порше встретил любовь своей жизни – девушку по имени Алоизия Йохана Каес. И в том же году она подарила ему дочь Луизу. Итак, в 29 лет у него есть семья, работа и признание. Но мечта «покорить мир» еще не достигнута, а небольшая венская фирма – уже не его масштаб. 
Порше был убежден, что честный труд всегда приносит результат. Он хочет создать то, чего не было до него. А значит, должен уметь рисковать всем, что имеет. И когда в 1906 году фирма «Аустро-Даймлер» предложила ему стать техническим директором и главным конструктором австрийского филиала, Фердинанд без колебаний согласился. Здесь он разработал несколько великолепных автомобилей высшего класса, совершил ряд технических открытий и заслужил мировую репутацию талантливого автоконструктора. Именно в это время мечта покорить мир приобрела более конкретные формы. «Народный автомобиль» – вот что сделает революцию в автомобилестроении. Не забава для избранных, а незаменимая техника для всех. Но каким должен быть этот автомобиль для народа, Порше еще не знал.


Фердинанд – сын Фердинанда
Пока суть да дело, в семье Порше рождается сын, которого тоже нарекают Фердинандом. Это не просто наследник, это любимый сын и самый близкий друг на всю жизнь. Отец обожает Ферри, а тот просто боготворит отца. Когда малыш попросил у папы маленькую машинку, но с мотором, тот предложил создать ее самому. И Ферри создал! Ведь он – тоже Порше. 
Первая мировая война внесла свои коррективы, и Порше вместо дорогих гоночных автомобилей стал заниматься разработкой военной техники. Это была уже другая гонка – гонка вооружений. Кайзер оценил старания конструктора – наградил его крестом за заслуги. А Технический университет Вены присвоил ему звание почетного профессора. 
Первая мировая плохо закончилась для Германии, и Фердинанд переживал этот позор как личный. Ему казалось, что забыть горечь поражения немцам поможет… народный автомобиль. И он вернулся к своим чертежам.
Автомобильная революция шагала по планете. И даже война не могла остановить это движение. Мир начинал рулить. Идея народного авто была не нова. Об этом красноречиво говорили итальянские «фиаты», чешские «шкоды», французские «рено» и американские «форды». Перед Порше стояла большая задача – догнать и перегнать Америку. Это было непросто. Ведь конвейер Форда – уже хорошо налаженное производство на самой мощной автомобильной компании мира. А значит, придется очень постараться.
Двадцатые годы – удивительные годы. Великие военные испытания позади и отчаянно хочется жить, веселиться и наслаждаться. Джаз. Фокстрот. Чарльстон и танго. Ночная жизнь. Немое кино. Салоны красоты. Модные Дома. Солярий. Шанель. Культ молодости и здоровья. Бум ювелирного искусства. Первый конкурс красоты. Первая Олимпиада… 
Но у Порше это время окрашено в другие оттенки. Осенью 1920 года умерла жена Алоизия. Ему было всего 45 лет. И только потеряв жену, он понял, что она значила в его жизни. Порше больше не женился и остался верен ей до конца жизни. 
Вскоре Фердинанд с детьми перебрался из Вены в Штутгарт – он получил предложение стать главным конструктором всей компании «Даймлер», а не одного филиала. Пожалуй, только работа и дети могли отвлечь его от невосполнимой утраты. Здесь он сконструировал «Мерседес 360». Обычно автомобили называли именами их создателей: Форд, Бентли, Роллс-Ройс. Но бывали и исключения. Мерседес – имя старшей дочери одного австрийского дипломата, который дружил с владельцем компании и попросил назвать новую машину именем его дочери. Оно оказалось счастливым, поэтому следующей марке решили дать имя младшей дочери дипломата – Майя. Над ее разработкой в 1910 году и трудился Порше. Но началась Первая мировая и если «Мерседес» выжил, то «Майя» канула в лету. 
В 1931 году на семейном совете Порше решили создать свою фирму. Фердинанду-старшему было 56 лет, младшему – 22. С ними были их опыт, идеи и несколько преданных соратников. Ферри стал конструктором и главным помощником отца. Свой первый заказ они зарегистрировали под номером 007.  


Заманчивое предложение 
В 1932 году Порше пригласили в Советский Союз. О чем думал конструктор, когда ехал в СССР, неизвестно, но, возможно, любопытство взглянуть на самую большую страну мира, в которой царила диктатура пролетариата, взяло верх. То, что он увидел – отсутствие асфальтированных дорог и собственных легковых автомобилей, – его шокировало. 
Оказывается, в СССР частные машины были запрещены до 1931 года. Зачем пролетариату эти «буржуазные штучки»? Стране Советов нужны тракторы, комбайны и танки. И желательно, чтобы их создавали гениальные конструкторы. 
В Москве с Порше встретился сам Иосиф Сталин. Он сделал ему предложение, от которого сложно было отказаться: должность главного автоконструктора страны в ранге министра и любые денежные и человеческие ресурсы. Но Порше отказался. Зачем ему работать на Сталина, если он может работать на благо Германии? Через год после посещения СССР к власти в Германии пришел Гитлер. И он пообещал рабочим своей страны доступную машину – «фольксваген» – по цене 990 марок. 
Пришло время создать народный автомобиль для своего народа. 
26 мая 1938 года в городе Вольфсбурге началось строительство крупнейшего европейского автозавода. Фердинанд Порше восхищался фюрером, а тот считал его гениальным конструктором и ни в чем не ограничивал. В стране началась народная подписка на будущий автомобиль. Курировал проект сам Гитлер. Масштабы для того времени задумывались невиданные: производить 1 миллион машин в год. В Германии тогда на планах и мечтах не экономили. Если господство, то мировое. Но когда завод заработал и первые народные машины сошли с конвейера, то достались они отнюдь не народу, а верхушке третьего рейха. А народ вскоре сел… на танки. Началась Вторая Мировая.

«Фердинанд» против Фердинанда
Война – это не только людские ресурсы, это в первую очередь тактика и техника. Поэтому конструкторское бюро Порше занималось военными заказами. Это были вездеходы и амфибии на базе «Жука», боевые машины «Тигр (P)», самоходное орудие «Фердинанд» и сверхтяжелый танк «Мышь» весом 188 тонн. К счастью, оружие Порше не удавалось. «Тигр» и разведывательный танк «Леопард» так и не пошли в массовое производство. А многотонное чудовище, окрещенное «мышонком», собрали, обкатали, но при приближении советских войск взорвали. Когда же к немцам впервые попал советский танк Т-34 и Порше спросили, какое инженерное решение он предлагает противопоставить этой машине, его ответ был лаконичен: «Скопировать!» 
Война переместилась на территорию Германии. Американцы азартно бомбили заводы «Фольксваген». В огне горели чертежи, архивы и уникальные станки. Порше с семьей перебрался в Австрию. Но австрийские власти арестовали банковские счета, изъяли имущество и предъявили претензии. Не так планировал Порше встретить свою старость. Он перестал говорить, в его глазах все время блестели слезы. Вся жизнь и все достижения казались мелкими и никчемными на фоне руин и вселенской катастрофы. Поражение. Старость. Чувство вины. И безысходность. Все против него – начиная от неудачных танков и заканчивая самоходными «Фердинандами»…
Сын Фэрри принимает решение бежать во Францию. На перроне их встречает Луи Рено и поселяет беженцев в своем доме.
Победители делили трофеи – не только материальные ценности, но и интеллектуальные ресурсы. Фердинанд Порше достался французам. Сначала арестовали Рено, затем приехали за Порше – арестованы были сам Фердинанд, его сын Фэрри и зять Антон Пих. Когда законное правительство проигрывает войну, его власть становится режимом. А все сочувствующие и сотрудничающие – пособники режима. Порше обвинили в сотрудничестве с нацистами и в том, что его танки убивали людей… И приговорили к двум годам принудительного труда в компании «Ситроен». Когда-то на его заводах работали военнопленные, которых ему исправно поставлял Гитлер, сейчас он сам стал пленным. Но в «Ситроене» к старику относились трепетно – не каждый день гения столетия принуждают к труду именно в твоей компании. 
Фэрри тем временем «принуждали к труду» в компании «Рено». Вероятно, автомобильный мир жил своей жизнью и там были свои законы и свои кумиры. Когда Антона Пиха выпустили из тюрьмы, он разыскал Фэрри и, заручившись его согласием, отправился в Италию для поиска заказа автомобильной компании. Заказ он получил на имя Фердинанда Порше, но не стал уточнять, что это Порше-младший. Главное, что заказ выполнил и получил… свободу и деньги. Свободу – 
для себя, а деньги – для свободы отца. Сто тысяч долларов – такова была ее стоимость. 

Елена Рог


Первое, что увидел Порше на воле – это тысячи 
разработанных им «Жуков», мчащихся по европейским 
дорогам. Старик плакал. Есть такой термин – «дожитие». Это 
когда жизнь еще продолжается, а судьба уже окончена. Он 
умер 30 января 1951 года в Германии, в Штутгарте, пережив 
две мировые войны. И вошел в историю как создатель 
самого популярного автомобиля в мире.



фотографии Porsche, Volkswagen AG.
Поделись с подружками :