Я успешная. А что дальше?

Поделись с подружками :
Вот вы и стали предпринимателем. Но о том, что произойдет с вами и вашим детищем через время, возможно, сейчас не думаете. И напрасно. Ведь вариантов много. А некоторые стоит продумать заранее.
Хочу развиваться!
Моя подруга много лет владеет небольшим продуктовым магазином. Вся система ее бизнеса уже давно выстроена и проверена. Что-то менять в своем предприятии она станет лишь из каких-то очень серьезных соображений. “Знаешь, — признавалась мне Алла, — если бы я видела, что дела идут хуже, что есть опасность со стороны конкурентов или просто денег не хватает, я бы думала о развитии. А так мне это не нужно. Я не настолько азартна и честолюбива, чтобы менять свою нынешнюю жизнь”. И такая позиция абсолютно нормальна. А вот наша общая знакомая Марина — из другого теста. Для нее развитие — жизненная необходимость. Она когда-то тоже начинала с магазина. Цветочного. Потом открыла еще два. Хотела основать и четвертый. Но тут-то и натолкнулась на барьеры, которые не сразу позволили осуществить задуманное. Да, в какой-то момент в бизнесе могут возникнуть ограничения, заложенные либо самими его создателями, либо рынком. Кстати, Марина сталкивалась с обоими видами и научилась успешно их обходить.

Я сама!
У Марины был персонал, помещение, оборудование, средства и даже потенциальные клиенты. Но она не обзавелась в свое время командой менеджеров. Без этого, стоит вам открыть очередное заведение, тут же “просядет” какое-то из уже работающих. Вы просто не уследите за всем и всеми. А в отпуск вы собираетесь? А заболеть можете? А семье время уделить, с друзьями встретиться? Вот и приходится делиться ответственностью и полномочиями. Формирование системы управления сродни искусству. Нужно понять, какие именно люди вам нужны, с какими навыками, качествами. Как они должны взаимодействовать между собой, с вами, с рядовыми работниками. Собственно, задуматься над этим следовало бы еще в момент создания бизнеса. А уж открывая второе предприятие, вы просто обязаны озаботиться поиском менеджера. Хотя бы на перспективу ищите такого человека уже среди имеющихся сотрудников, подбирайте при приеме на работу новичков, но не пускайте дело на самотек. Возможно, сейчас вы еще в состоянии обойтись собственными силами. А завтра? Надежная правая рука может, конечно, возникнуть и по счастливому стечению обстоятельств, но предпринимательство не та сфера, где следует рассчитывать на чудо.

Некоторые люди счастливы тем, что самостоятельно заставляют свое детище работать на полную катушку и все у них под контролем. А другие довольны, когда могут сбросить большую часть своих обязанностей, потерять в эффективности единичного предприятия, но выиграть в количестве свободного времени, сбереженных усилиях, а вероятно, и в конечной прибыли. Ведь зачастую количество усилий, которые повышают эффективность с 95 до 97 процентов, такое же, как при повышении с 40 до 60. Поэтому три подразделения, работающие с 85-процентной эффективностью, требуют гораздо меньше усилий, чем два — со 100-процентной. К тому же случается, что грамотно подобранная команда будет работать даже продуктивнее, чем вы сами. Право на существование имеют оба варианта, так что решайте сами.

Вширь и вверх
Однако не только отсутствие команды может препятствовать росту бизнеса. Скажем, построили вы в городе четыре фитнес-центра, а пятый там просто уже никому не нужен. Но вам все же хочется развиваться. Что ж, в этом случае есть несколько путей. Первый — это так называемый горизонтальный рост. Подумайте о том, чтобы оказывать дополнительные услуги. Например, в тех же фитнес-центрах можно открыть кафе здорового питания, фреш-бар или салон красоты, а в магазинах — ввести отдел доставки или предварительных заказов.

Вертикальная интеграция — это второй путь. По нему способен пойти амбициозный предприниматель. Предположим, у вас есть мини-маркет. Вы можете арендовать землю, на которой станете выращивать овощи для своей розницы, самостоятельно их упаковывать и реализовывать в своем магазине, что позволит снизить себестоимость продукции. Идея в том, что вы создаете цепочку связанных друг с другом проектов. В данном случае это магазин плюс производство, но вариантов — масса.

Еще один путь — преумножение бизнеса. Почему бы не создать сеть? Ее можно распространить и на другие регионы.

А уже упоминаемая мною Марина в последние годы активно занимается тем, что берет в управление чужие бизнесы. У нее есть команда, отлично справляющаяся с открытием ресторанов. А у кого-то — удачная концепция заведения, но нет ни опыта, ни персонала, ни желания заниматься рутиной. Вот подруга и продает услуги своих специалистов тем, кто в них нуждается.

Наконец, никто не мешает вам начать какое-нибудь другое дело. Даже если у вас есть работающий бизнес. Тем лучше. Его можно использовать как базу для нового. В конце концов, у вас уже имеется помещение, секретарь, телефонные линии, компьютер и вся инфраструктура.
Пусть сегодня ваши дела движутся на ура, но это не значит, что вы не попадете в ситуацию, когда захочется или придется что-то менять. Поэтому уже сейчас проанализируйте положение и оцените перспективы. Согласитесь, трезвая оценка и знание того, что можно сделать, — отличное подспорье для бизнес-леди на пути к еще большему успеху.

Комментарий эксперта
Максим Шкилев, декан
Украинской Высшей Школы Бизнеса
Даже если вы почти полностью передали свои полномочия надежным помощникам, три ключевых элемента собственник бизнеса не должен выпускать из своих рук никогда. Первый — это все стратегические решения. То есть те, которые определяют, чем, собственно, должна заниматься фирма. Совершенно не обязательно самостоятельно собирать данные для анализа, пусть их предоставят ваши работники, но на основании этой информации решать, открывать ли филиал, покупать ли франшизу, переориентироваться ли на другую целевую аудиторию и т. д., — вам и только вам. Также никогда не отдается на откуп другим работа с командой. Это не значит, что нужно держать в поле зрения каждого продавца или грузчика. Речь о том, чтобы четко понимать, чем живут и дышат те три-пять или двадцать человек, которых вы подобрали для управления бизнесом. Как они взаимодействуют друг с другом, чего хотят и куда намерены вести ваше дело. Возможно, кому-то требуется помощь, поощрение, повышение квалификации, отдых. Выстроите ли вы систему, при которой люди самостоятельны, контролируют друг друга, конкурируют или друг от друга зависят, — в любом случае все “ниточки” должны сходиться к вам. И наконец, третье: никому нельзя доверять контроль ключевых показателей. Обычно эта работа проходит в форме встреч с членами команды. В зависимости от специфики бизнеса раз в квартал или в месяц вы должны проанализировать, в частности, сколько осуществлено продаж, каковы расходы и на что. У вас ведь есть годовой план. Посмотрите, какие результаты достигнуты, какие — нет, и почему так случилось. Учтите, что в малом бизнесе отклонения от запланированного на 4–5 процентов — это приемлемо. А вот если они больше, то тут уже вы (самостоятельно или с помощью своих ключевых специалистов) должны подумать, что упустили из вида, где ошиблись и как исправлять ситуацию.

Поделись с подружками :