У меня есть план

Поделись с подружками :
Итак, бизнес-идея у вас уже имеется, и от размышлений и прожектов вы готовы перейти к действиям. Что следующее? Хорошо продуманный бизнес-план!

Вопросам его составления посвящены целые учебные курсы, и, честно говоря, любому начинающему было бы полезно их прослушать. Возможно, прочитав статью, вы решите отправиться за парту. Но если и нет, то учиться писать и презентовать бизнес-план все равно придется. Вот и начнем.

Зачем он нужен

Это экономическая программа управления вашим детищем. Он послужит визитной карточкой, когда вы обратитесь к инвесторам или в банк с просьбой о кредите. Но это не единственная задача. Этот документ отвечает на три вопроса: что у вас есть, чего хотите добиться и что для этого требуется. Он поможет систематизировать мысли о будущем бизнесе, направить их в верное русло. Ведь в ходе разработки придется учесть мелочи, которые на этапе полета фантазии от вас ускользнули.

Как его писать

Чем детальнее он будет, тем меньше неожиданностей возникнет при реализации. Степень проработки зависит от того, чем собираетесь заниматься. Одно дело — сувенирный ларек и другое — цех по производству уникального оборудования. Во втором случае документ получится объемнее, подробнее, и разделов в нем будет больше.

В принципе, существует стандарт: требования UNIDO — международной организации, разрабатывающей стратегии развития стран с переходной экономикой. Они особо полезны, если собираетесь заняться производством, однако подойдут и для сферы услуг. Если предприятие пока маленькое, опускайте некоторые пункты, но придерживайтесь общей схемы. Итак, правильный бизнес-план включает...

Резюме.

Эта самая главная часть должна восприниматься как отдельный документ, в котором грамотно и достаточно полно изложена самая суть проекта. Именно “Резюме” инвесторы прочитают в первую очередь, и если этот раздел их не “зацепит”, то они не станут углубляться дальше.
Примерный перечень вопросов: какие товары или услуги вы хотите предоставить, кто ваш покупатель, какова выручка и затраты в первый год. Здесь же укажите организационно-правовую форму бизнеса, количество наемных работников, источники и объем финансирования, а также общую прибыль в конце первого года и рентабельность.
NB! Раздел хоть и первый, но составляется в последнюю очередь.

Описание предприятия.

Здесь вы пишете о целях и задачах проекта, указываете систему управления и штат вашей фирмы. Где она располагается и на какую территорию распространит свое влияние. В какой сфере собираетесь работать и какое место в ней займет ваше предприятие. Укажите значимость каждого из совладельцев, возможности рекламы, используемые ноу-хау и партнерские связи.

Мнение эксперта


На практике многие бизнес-планы могут опустить подробности производственного процесса, организационной структуры и нормативных документов. Наиболее востребованы прогноз продаж и четкое описание продукта или услуги и их потребителя, а также затрат на предоставление этих услуг или товаров конечному пользователю. Если структура доходов и расходов получается в пользу первых — ваши усилия были направлены в нужную сторону!
Определитесь, с какой целью составляете бизнес-план: получить инвестиции, оценить стратегию развития, скоординировать действия при формировании новой команды или прореагировать на изменившуюся рыночную ситуацию. То есть кому вы его адресуете — инвесторам или аналитикам банка, себе, партнерам по бизнесу или сотрудникам. У каждого ведь свои интересы. Инвесторов интересует срок и гарантии возврата вложений, а также учет рисков и положительный поток денег от вашего совместного бизнеса. Значит, для принятия решения важны точность расчетов, прозрачность расходования средств и анализ эффективности инвестиций. Для потенциальных партнеров имеют значение точные прогнозы по выходу на точку безубыточности, сценарии развития бизнеса и планируемые действия при позитивном и негативном развитии событий. Для руководителей подразделений и персонала главное, насколько четко прописано, когда и что они должны сделать, и ожидаемые результаты.

Описание продукции или услуг.

Подробно изложите, чем будете заниматься. Что отличает ваш “продукт” и делает его конкурентоспособным. Обозначьте степень готовности и концепцию ценообразования. Не жалейте слов!
NB! Для наглядности хорошо бы приложить экземпляр продукции (либо же фотографии или чертежи).

Анализ рынка.

Вы ведь провели хотя бы минимальные маркетинговые исследования своего рынка сбыта? Вот и опишите это так, чтобы и вы, и потенциальный инвестор видели отличия вашей продукции от прочей. Расскажите, чем привлечете покупателей (например, рекламные акции, раздача образцов продукции), о ценовой политике и прогнозируемом объеме сбыта. Обязательно рассмотрите основных конкурентов, их преимущества, недостатки и возможные ответные действия на открытие вашего предприятия.

Производственный план.

Это подробная схема работы бизнеса. Учтите все затраты: расходы на содержание штата работников плюс на само производство (сырье, покупка или аренда помещений, оборудования, коммунальные услуги и т. д.). Укажите доступность всего этого: например, поставки нужного вам сырья, наличие оснащения и персонала. А теперь составьте календарный план работ.

План сбыта.

Он должен отображать все, что влияет на реализацию вашей продукции. Здесь же опишите принципы ценообразования в зависимости от уровня спроса, издержек на производство и реализацию продукта, цены на подобную продукцию конкурентов. Дайте характеристику потенциальному покупателю.
NB! Учтите факторы, способные повлиять на сбыт, — сезонные изменения спроса, скидки для оптовых и розничных покупателей, возможность покупки в кредит и т. п.

Финансовый план.

Опишите затраты подготовительного и основного периодов, расчеты финансовых поступлений от проекта, налоговые платежи и финансовые прогнозы. Тут же укажите сроки окупаемости, доходность, график выплат займов и кредитов и тому подобное.
NB! Не забудьте выделить дополнительно 25 процентов от общей суммы затрат на случай непредвиденных расходов и инфляции.

Полезные советы

  • Изучите нормативные документы, методические разработки и образцы бизнес-планов (их можно найти в Интернете). Когда поймете структуру, проще будет написать свой.
  • Диаграммы, таблицы, абзацы, заголовки, разные шрифты — используйте все, чтобы документ было приятно взять в руки, легко в нем разобраться и презентовать.
  • Если вы планируете что-то по-настоящему грандиозное, сначала составьте схему бизнес-плана.
  • Излагайте не оптимальный вариант развития событий, а самый скромный.

Возможные риски.

В этом пункте желательно учесть препятствия, которые могут помешать реализации идеи, и предвидеть пути их минимизации.

Приложения.

Раздел нужен, чтобы разгрузить основные пункты от расчетов, таблиц, графиков, правовых документов... Так удобнее и вам, и вашим “читателям”.

Как видите, работа эта очень трудоемкая, но и благодарная. Любой успешный бизнесмен подтвердит, что хороший бизнес-план — это первый шаг на пути к процветанию.

www.ugsb.com.ua

Поделись с подружками :