Хождение по инстанциям

Поделись с подружками :
Я еще не встречала людей, которым нравилось бы обивать пороги кабинетов, начиная от самых высоких и заканчивая ЖЭКом. Гораздо больше тех, у кого при словах “обратиться к соответствующему должностному лицу” давление подскакивает, а ноги, наоборот, отказываются заходить в нужную дверь. Это неверно. Свои права надо отстаивать, и многие это делать умеют. Так давайте и мы научимся.

Меняем отношение

Как ни странно, начинать стоит с себя. Прежде всего оставьте посылы “Все равно ничего не выйдет, потому что страна такая”. У других же выходит. В той же самой стране и с теми же должностными лицами.
Затем сформулируйте: вы не просите и не жалуетесь. Вы требуете то, на что в соответствии с законом имеете право. Согласитесь, с такой установкой намного легче добиваться своей цели.
Да, посещение бюрократических контор кого угодно может выбить из колеи. Однако оставьте эмоции в стороне. Элементарный психологический “закон отражения”: на взвинченный тон визави ответит вам не менее (а то и более) агрессивно. Вам надо, чтобы чиновник решил ваш вопрос, значит, постарайтесь его к себе расположить. Скажите вначале что-то приятное. В зависимости от ситуации могут сработать и “какой у вас красивый кабинет”, и “как же вам, наверное, тяжело трудиться в этом неотремонтированном здании”.
Заранее продумайте, что будете говорить по сути вопроса. Может, даже стоит порепетировать. Вы должны выглядеть и звучать достойно и не прятать глаза. Такому человеку отказать трудно. Стоит “поиграть” в доверие. Сделайте вид, что пришли к верному слуге народа, который живота своего не щадит на службе. И потому уважительно и уверенно излагаете свою просьбу или указываете на недочет, при этом твердо настаивая на необходимости придерживаться законности. В девяноста девяти случаях подобный подход приносит результат.
Даже в ответ на отговорки вежливо переспрашивайте, является ли это основанием для нарушения статьи такой-то закона такого-то. А вот пускаться в обсуждение таких понятий, как “совесть”, “сочувствие” или “порядочность”, не стоит. Конкретной пользы от такой дискуссии вы не получите.

Соблюдайте процедуру

Начинать надо с самой нижней инстанции. Если лопнула труба и вас затопило, отправляйтесь с заявлением о возмещении ущерба в свой ЖЭК. Дебоширит сосед — в районное отделение милиции.
Обращайтесь выше, только когда вас не устроит ответ. Если и там проблема не разрешится, а по закону правы вы, идите еще и еще выше, не пропуская ни единой инстанции. И всякий раз отмечайте нарушение законодательства предыдущими чиновниками.

На словах и на бумаге

Практически в любую инстанцию можно обратиться и лично, и письмом. На прием к более-менее серьезному чиновнику (в том числе налоговому инспектору) придется заранее записаться. Как правило, по телефону.
Отправляясь в учреждение, не забудьте взять с собой паспорт или другое удостоверение личности.
Хоть обращение и устное, оно все равно является официальным. Ваши данные чиновник обязан занести в карточку личного приема граждан. Туда же записывается суть обращения. Если этого не сделать, то разговор так и останется ни к чему не обязывающим. Когда вопрос можно решить немедленно, то ответ на него может быть и устным. Однако если вас не устраивают голословные утверждения, с полным правом требуйте бумагу с печатью. Отказать в письменном ответе вам не имеют права. Правда, на его подготовку может потребоваться время. Обычно до десяти дней, но в любом случае не больше месяца. Естественно, что на сложные вопросы, в которых еще следует разобраться, ответ дается только письменный и в те же сроки.
Вообще, в большинстве случаев обращаться к чиновникам лучше в письменной форме. И помните: они не имеют права не отвечать на вопросы, находящиеся в их компетенции.

По закону
Имейте в виду, что на личном приеме отказать вам в дальнейшем рассмотрении дела могут, только если ранее вам уже давали ответ по существу.

Составляем правильно

Правило первое — в любом обращении вы затрагиваете только один вопрос. Если требуется решить несколько задач (например, добиться от страховой компании выплаты и наказать служащего этой компании за несправедливый отказ возместить вам ущерб), пишите разные бумаги.
Ваш документ открывается “шапкой”, в которой указывается, к кому или в какую организацию вы обращаетесь и кто вы такой. Далее начинается самое главное. Простые и рутинные вопросы, вроде штампа о регистрации, не требуют фантазии: образцы стандартных заявлений есть и в Интернете, и в массе продающихся справочников и буклетов, да и в самих учреждениях. А вот когда речь идет о том, чтобы добиться решения более сложного вопроса, тем более такого, которым ответственному лицу не очень хочется заниматься, нужно проявить и умение, и творчество.
Очень полезно начать со ссылки на конкретный закон, указ, постановление, распоряжение и так далее. Таким образом вы демонстрируете знание своих прав. На бюрократа это обычно действует, и он поостережется отделаться простой отпиской. Мне, например, несколько раз с “людьми при власти” удавалось очень быстро договориться. Я начинала разговор так: “Мы с вами оба прекрасно знаем, что в соответствии с законом таким-то, статьей такой-то я имею право на...”. Даже если он и не “прекрасно знает”, то постесняется это признать. А законный акт, подходящий к вашей теме, всегда найдется — не ленитесь искать. И чем больше обнаружите и упомянете, тем лучше.
Пишите коротко и конкретно. Хорошо, когда все изложение занимает не более одного листа, но лучше — еще меньше. Представьте себя на месте визави. Приносят вам многостраничную жалобу, где что-то путано и долго расписано казенным языком. Вы, безусловно, по долгу службы обязаны вникнуть в суть, но вот захотите ли? Так что лучше составить бумагу так, чтобы у адресата не возникало желания тут же отложить ее в долгий ящик. Несущественные детали опускайте. Попробуйте писать официально, не особо увлекаясь канцеляризмами. Чем короче предложения, тем понятнее смысл.
Не пишите ничего, что может чиновника обидеть. Вам ведь надо, чтобы он решил ваш вопрос, а не эмоции свои выплеснуть.
Если подаете бумагу от себя лично, то и говорите только от своего имени. “Мне, как и другим жильцам нашего дома, мешает...” — неправильно.
И наконец, в пылу творчества не забудьте указать, чего конкретно вы хотите. Что-то вроде “в свете вышеизложенного прошу...” Огромное количество заявлений и жалоб возвращаются именно потому, что люди не указали главного.
Не премините возможности в конце написать: “С уважением...”, даже если никакого уважения не испытываете.
Заявление подписывайте лично, указав полностью фамилию, имя, отчество. Иначе оно будет признано анонимным, а анонимки не рассматриваются.

По закону 
Обычно заявление, которое не требует специальных проверок и документов, рассматривается безотлагательно, в более сложных случаях — не дольше чем пятнадцать дней. Максимальный же срок — один месяц со дня поступления.

Рычаги давления

Начните с жалоб “на личных приемах”. Но не спешите прорываться в кабинет. Лучше расспросите людей, ждущих в приемной своей очереди. Возможно, получите очень полезную информацию.
Когда ваш вопрос способны решить несколько должностных лиц одного ранга, используйте соперничество между ними или организациями, в которых они служат. Часто, например, встречается конфронтация между представителями областной и городской власти или между депутатскими и административными корпусами. Потому разведайте подводные течения и отошлите копии обеим сторонам, а они уж сами используют вашу жалобу в своих разборках надлежащим образом. И, кстати, в самом тексте обращения под шапкой напишите слово “Копии” и укажите, кому именно вы их отправляете.
В кабинете несговорчивого бюрократа нелишне вежливо осведомиться: “А кто ваш непосредственный начальник?”
Обратитесь в правозащитные общественные организации. Там не только помогут найти нужные адреса, но и составят письмо-запрос по вашей теме. От имени организации и на солидном бланке. Бюрократов это иногда впечатляет.
Запишитесь на прием к своим депутатам. Номера телефонов народных избранников и их помощников можно взять в районной, городской или областной администрации. Вопреки расхожему мнению, вмешательство районных депутатов часто оказывается полезным.
Обратитесь в газету. Эффективнее всего сначала лично познакомиться с журналистом и заинтересовать его своей историей. Если он возьмется за публикацию, приготовьте ему копии всех документов и чиновничьих отписок. А уж если нерадивому чинуше отправят официальный запрос от редакции по вашему делу (с припиской — “в связи с подготовкой публикации”), ему волей-неволей придется шевелиться. То же касается и запроса от депутата.
А вообще, чем больше найдете союзников, тем лучше. 
По закону
Если ваше заявление не удовлетворили, у вас есть месяц со дня письменного уведомления об отказе, чтобы обратиться в суд. А если вовсе не получили никакого ответа, то — тридцать дней после того, как истек месячный срок, в течение которого вам должны были ответить.

требуйте письменный мотивированный ответ, по возможности, со ссылкой на статьи и нормы законов


Бумажка к бумажке

Законные
основания

Конституция Украины,
статья 40;
Закон Украины
“Об обращениях граждан”;
Указ президента Украины
“О мероприятиях по обеспечению конституционных прав граждан на обращения”.
Можно приносить бумаги лично. Тогда вам придется настаивать на том, чтобы каждая из них регистрировалась. Не покидайте приемную, пока на вашем заявлении не будет стоять отметка “принято” с датой и подписью ответственного лица. Требуйте, чтобы все было в двух экземплярах, или сами делайте заверенные копии.
Лучше отправлять обращения и дополнительные документы по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Тогда их непременно зарегистрируют, и никакое “мы ничего не получали” не сработает.
С самого первого визита в “высокий” и даже не очень “высокий” кабинет заведите папку, чтобы хранить в ней копии всех документов. Вдруг ваши хождения затянутся надолго. Я знаю случай, когда несправедливо обиженная дама складывала в такую папку все вплоть до выписок из медицинской карты и чеков за лекарства. Она не ленилась после приемов у ответственных лиц пойти к участковому врачу и пожаловаться на бессонницу и прочие нервные расстройства. Потом все это в суде послужило доказательством ее моральных и материальных потерь из-за незаконных решений чиновников. Не хотелось бы каждого чиновника выставлять этаким монстром. Большинству из них не чужды нормальные человеческие чувства. Поэтому обращайте внимание должностного лица на моральную сторону дела, если видите, что он готов вас выслушать, старайтесь наладить хорошие отношения, вызвать в нем сочувствие и понимание. Но основной упор все-таки делайте на закон.

Бывают случаи, когда закон не дает точного ответа на поставленный вопрос, и тогда желание и мнение должностного лица играет очень большую роль.

 Золотые правила общения с чиновником
Разговаривайте вежливо. Зачем восстанавливать против себя человека, от которого требуется помощь?!

Не пытайтесь любой ценой войти в кабинет и изложить суть своего вопроса, если служащий занят и просит подождать. Если бы так поступили с вами, вы тоже вряд ли захотели бы вникать в проблемы.

Перед тем как обратиться с “техническим” вопросом, внимательно прочитайте все материалы на стендах в учреждении. Самая основная информация там, скорее всего, есть. Представьте, как сами реагировали бы, если б вам пришлось много раз в день отвечать на одни и те же вопросы.

Если вам отказывают в приеме документов, потому что вы что-то оформили неправильно, или просят принести дополнительные бумаги, не возмущайтесь, не уговаривайте “принять как есть” и тем более не скандальте. Человек лишь выполняет правила, не им придуманные. Вы ничего не добьетесь, а отношения испортите.

Попросить сделать лично для вас исключение (например, принять вас в неприемные часы) можно. Если сумели вызвать симпатию служащего, он и сам пойдет вам навстречу. Но “давить на жалость” не стоит.

Ваш возраст, состояние здоровья, семейный и материальный статус — не повод нарушать установленную процедуру. Так что первый же отказ “войти в ваше положение” примите с пониманием.

Не требуйте от чиновников консультаций (кроме тех случаев, когда они обязаны их дать). Они будут совершенно правы, если отошлют вас к компетентному специалисту (юристу, врачу, архитектору и т. д.)

Не отвлекайте хозяина кабинета посторонними разговорами и пространными объяснениями.

Если решились спорить, то в качестве аргументов выдвигайте требования конкретных законов и правил с указанием статей и параграфов. Не готовы к такой профессиональной дискуссии, отложите разговор, изучите правовую сторону дела и возвращайтесь во?всеоружии. 
Поделись с подружками :