Время выбирать

Поделись с подружками :
Большинство людей, поступая в университет, загадывают лет через пять получить специальность и успешно заниматься любимым делом. Но учеба заканчивается, и смутный образ “моя профессия” сменяется конкретным понятием “моя работа”. Хорошо, если выбранное дело окажется по душе и по плечу.
Не ко времени
Последний год в школе. Нужно сдавать выпускные экзамены, выбирать профессию и учебное заведение. Помните, как все было? Скорее всего, именно это в памяти не сохранилось. Ну разве волнуют вопросы “кем быть?” и “куда пойти учиться?”, когда нет ничего важнее уравнения “Оля + Коля” и задачи, как самоутвердиться среди сверстников? Все правильно. Пик полового созревания приходится на пятнадцать — восемнадцать лет. Поэтому подросткам мысли диктуют скорее гормоны, чем здравый смысл. А к девятнадцати — двадцати трем годам человек как раз настроен на взвешенный анализ своих желаний и возможностей. Вот к этому-то времени, когда обычно профессия уже освоена, у многих начинается пора разочарований. Психологи назвали сложившуюся ситуацию несовпадением биологических часов с социальными. Кстати, может, и неплохо, если наши школьники, как давно уже европейские и американские, будут оканчивать школу не в семнадцать, а в девятнадцать лет.

Не по своей воле
Есть все же счастливчики, которые точно знают: “только в артисты” или, скажем, “только в финансисты”. Но таких меньшинство. Что до людей без призвания, они приходят в профессии самыми разными путями: под влиянием родителей, за компанию, из-за моды, а то и просто потому, что вуз находится рядом с домом. 
Плохо, когда взрослые пытаются через детей реализовать то, что не смогли сделать сами.
“Так сложилось, — рассказывает Алина, — что мама воспитывала меня сама, и ей не удалось получить высшее образование. Теперь диплом вуза для нее как свет в окошке. Мне нравится работа продавца, но дома об этом и слушать не хотят. Я подала документы в педагогический, потому что там конкурс меньше, чем в торговом. Ладно, диплом получу, а на работу пойду туда, куда хочу сама”. 
Но кто сказал, что выбор под влиянием старших однозначно будет плох? Родители обычно своих детей знают и вряд ли станут настаивать на абсолютно неподходящей специальности. А дети, решившие пойти по родительским стопам, достаточно хорошо себе представляют профессию “изнутри” и не питают иллюзий ни относительно того, чем придется заниматься, ни как этот труд будет оплачиваться. 
Мода на профессию тоже возникает неспроста: модными становятся специальности востребованные и достойно оплачиваемые. В выборе из соображений престижа тоже есть доля рациональности. Например, знаменитый и совсем не бедный писатель Умберто Эко является профессором семиотики — науки, исследующей способы передачи информации и свойства знаков. Он сказал, что с удовольствием полностью посвятил бы себя этому интересному делу, но просто не может себе позволить такой роскоши. Мой приятель Леонид отнюдь не Умберто Эко, и он тем более не может продолжать работать по теме защищенной диссертации “Особенности семантики прилагательных цвета в зулусском языке”. Да ему и негде. Вот и трудится дилером по продаже туристического снаряжения.
С другой стороны, мода и востребованность — вещи преходящие. И если сегодня каких-то специалистов не хватает и на работу их берут с закрытыми глазами, то через пару лет все может измениться.

За каким-то интересом...
Давайте будем реалистами. И чужое мнение, и престижность, и перспективность профессии — не пустые слова. Но принимать эти факторы нужно только после учета двух самых главных вещей — интересов и способностей. Иначе получите (если осилите) модную, но не приносящую удовольствия специальность. Поступить наперекор обстоятельствам бывает нелегко, но ведь речь-то идет о судьбе. И чем плыть по течению, лучше брать ее в свои руки, как это сделала Женя.
“В моей семье — четыре поколения врачей, причем по линии обоих родителей. То, что я тоже пойду в медицину, даже не обсуждалось. А в старших классах я серьезно увлеклась физикой и долго не решалась сказать маме с папой: “Хочу быть физиком”. Это было сродни предательству. Родители действительно переживали. Но наперекор им, да и тому, что в сознании окружающих понятия “девушка” и “физика” уживаются плохо, я окончила физфак университета, затем аспирантуру и защитила кандидатскую диссертацию. А главное то, что теперь занимаюсь очень интересным и любимым делом — создаю математические модели происходящих в звездах ядерных реакций”.
Вообще-то стоит несколько шире взглянуть на возможную сферу приложения своих сил. Если вы любите технику, интерес к ней будет поддерживать вас не только в деятельности инженера, но и технического переводчика или агента по продажам автомобилей. Если нравятся животные и растения, то не заскучаете там, где будете сталкиваться с объектами живой природы. А уже будет ли это работа ветеринара, учителя биологии, ландшафтного дизайнера, лаборанта-биохимика, руководителя интернет-ресурса, посвященного кошкам, или секретарши в редакции журнала “Юный натуралист”, зависит от других интересов, характера и ваших талантов. 
“Хоть я и окончила художественную школу, — рассказывает Саша, — всегда хотела играть на сцене. Три безрезультатных штурма актерского факультета все же убедили меня в правоте приемной комиссии — не дотягиваю я. Но театр — моя жизнь. Я уже два года с удовольствием работаю бутафором, а в этом году собираюсь поступать на театральный факультет Академии изобразительных искусств, чтобы стать художником-постановщиком”.

Характерные особенности
Чего бы ни требовали от человека окружающие и обстоятельства, он всегда будет действовать в соответствии с чертами своего характера. Особенностей и привычек может быть много, но что-то обязательно доминирует. Например, некоторым важно, чтобы буквально все, что их окружает, было упорядочено. Их нервная система не справляется с хаотичным поступлением информации, и если не систематизировать мир вокруг них, голова “лопается” от информационных перегрузок. Хоть стимулируйте такого человека, хоть запрещайте, он все равно станет заниматься организацией, планированием и контролем. Так почему бы не на работе? То же относится и к другим типам личности. Психологи утверждают, что добиться профессиональных успехов можно, только если тип деятельности совпадает с вашим личностным, характерологическим типом. То есть люди эмоционально неустойчивые не смогут качественно выполнять рутинную работу, требующую длительной концентрации внимания, а общительным не по силам трудиться в одиночку, им больше подойдут занятия, связанные с многочисленными контактами. 
Именно свойствами психической организации следует руководствоваться при выборе даже не столько профессии, сколько работы. Ведь название профессии говорит лишь о сфере приложения сил, но не о способе. К примеру, в медицине есть возможность руководить клиникой, заниматься лабораторными исследованиями, аппаратной диагностикой, практическим лечением и много чем еще. Для каждого из этих дел нужны совершенно разные наклонности и черты характера. 

Предметный разговор
38%
украинцев сегодня выбирают экономические специальности.
В старших классах меня увлекли точные науки. “Буду инженером”, — твердо заявила я. Папа-редактор и мама-библиотекарь удивились, попытались переубедить, но особо давить на меня не стали. В институт я не прошла по конкурсу, и надо было устраиваться на работу. В отдел автоматизации и никуда больше! Побеседовав со мной, начальник отдела кадров грустно глянул на меня и произнес: “Милая, вам туда не надо. Вам там не понравится. Но если так уж хотите, пойдите и посмотрите сами.” Огромное вам спасибо, Николай Иванович. Мне действительно туда было не надо. Потому что решать уравнения — это одно, а работать с техникой — совсем другое. И просто здорово, что удалось “примерить” на себя вероятное рабочее место до того, как я пять лет отучилась. 
Психологи говорят, что одна из самых распространенных ошибок — отождествлять школьный предмет с профессией. Любая дисциплина может использоваться в разных областях. Нравится иностранный язык? Занятий, где он используется, много: лингвист, преподаватель, переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи... А любовь к математике пригодится и в аналитике, и логистике, и прогнозировании. 
Часто мы переносим отношение к представителю той или иной профессии на саму профессию. Однако влюбленность в учителя химии или восхищение Индианой Джонсом —  еще не повод становиться химиком или археологом. Вне “комплекта” эти занятия могут оказаться не интересными. 
Взгляд исключительно на внешнюю сторону профессии тоже чреват разочарованием.
За легкостью, с которой актер создает образ, стоят напряженные будни. А тележурналисты не столько вещают с экранов, сколько “копают информацию”, чтобы подготовить короткий сюжет, который к тому же озвучит диктор. Словом, перед тем как штурмовать вуз, следует поподробнее выяснить, что конкретно, где и как придется делать после его окончания.

Алгоритм выбора
Приступая к определению жизненного пути, ответьте на три вопроса.
Чего вы хотите? С учетом своих желаний, интересов и склонностей составьте список подходящих профессий. 
Что вы можете? У вас есть требования к работе, но и у профессии есть требования к вам. Взвесьте, подойдут ли ваши интеллектуальные способности, психологические и физические особенности выбранному делу. И помните, что наибольшего успеха вы добьетесь там, где они будут максимально реализованы.
Есть ли на это спрос? Осталось разобраться, требуются ли специалисты выбранной профессии, сможете ли вы устроиться на работу, сколько вам будут платить и есть ли перспективы у этой специальности. Поищите статистику и изучите имеющиеся вакансии. Попутно обратите внимание, какие навыки, знания и умения сегодня в фаворе. 
Наука не обнаружила универсального соотношения любви к будущей профессии и расчета при ее выборе. Дело вкуса. Ясно только одно: работая без любви, человек постепенно разрушает себя, а работая без расчета, нарушает баланс с внешним миром, зачастую делая то, что никому не нужно. Если вы сумеете совместить “хочу”, “могу” и “надо”, то ваш профессиональный выбор будет удачным. 

На помощь!
Разобраться в своих наклонностях бывает нелегко. И тут пригодятся тесты по профориентации, которые предлагают сегодня многие психологические и социальные службы. Даже не сомневайтесь, это очень эффективный метод. В частности, на вопрос “Помогло ли вам тестирование?”, заданный через пять лет после прохождения тестов, восемьдесят процентов опрошенных ответили утвердительно. В зависимости от возраста используются различные методики. Общие “зоны особого внимания” — это способности и характер. Но для подростков, помимо всего прочего, больше учитываются интересы, а для людей постарше — мотивы. 
Для определения вашей совместимости с различными видами деятельности широко применяются тесты, разработанные на основе исследований Карла Юнга и его последователей. Самостоятельно проанализировать результаты большинства таких тестов и тем более сделать правильный вывод сможет только хороший психолог. Например, вам могут предложить из нескольких десятков качеств (обидчивый, предсказуемый, дружелюбный...) выбрать те, которые наиболее присущи вам. Данные затем преобразуются в кипу графиков и таблиц, из которых специалист “выжимает” подробное описание характера и склонностей. Вам не выдадут конкретную специальность, зато подскажут, как и в какой сфере эффективно использовать самого себя, и предупредят о ваших “слабинках”. Прислушайтесь. Всю жизнь с удовольствием грести против течения еще ни у кого не получалось. 
Полезными могут оказаться и популярные тесты, которыми пестрит Интернет. Относиться к их результатам стоит критически, ведь среди них много непрофессиональных и просто некорректных. Но помочь лучше разобраться в себе они способны. 
И еще один важный момент. Результат любого теста это не более чем рекомендация. Сколько приговоров слышали люди, которые состоялись потом в профессии? Способности можно развивать, а характер — корректировать. Если желание добиться конкретной цели подкреплено волей, дайте себе шанс и время. ?


Благодарим за помощь в подготовке материала психолога Маргариту НАРОВЛЯНСКУЮ. 

Поделись с подружками :