NETикет

Поделись с подружками :
Более тридцати лет назад сотрудник американской компании Рэй Томлисон придумал способ пересылать информацию с одного компьютера на другой. Электронная почта быстро приобрела почитателей и стала неотъемлемым инструментом деловой коммуникации, отодвинув обычную почту на второй план.
Ведь письма и документы приходили к коллегам, партнерам и клиентам практически мгновенно. Со временем пришлось разработать правила хорошего тона для электронной переписки. По аналогии с этикетом их назвали нетикетом.

Где @ зарыта
Как театр начинается с вешалки, так эффективное общение по электронной почте начинается с правильного выбора e-mail. Деловым письмам — деловые адреса. Служебную корреспонденцию принято отсылать с рабочего ящика. Если у вашего предприятия есть сайт, отразите его название в своем электронном адресе: ivanova@glavstroy.kiev.ua для партнеров выглядит солиднее, чем ivanova@svitonline.com. Если рабочего адреса нет, можно открыть ящик и на сервере, где предоставляют бесплатные почтовые услуги вроде www.mail.ru, www.ukr.net. Главное, чтобы ваш e-mail был благозвучным и презентабельным. Скажем, svetozkina@rambler.ru воспримут серьезнее, чем malyshka@rambler.ru. Второй, личный e-mail оставьте для переписки с друзьями.

ПРОПИСНЫЕ БУКВЫ
Сообщение, написанное в верхнем регистре, воспринимается, как крик, и нервирует вашего адресата. А ведь вы не преследовали такой цели, наоборот, хотели привлечь внимание к посланной информации. Так что оставьте большие буквы там, где им и место: в именах собственных и в начале предложения. А привлекать внимание лучше кратким последовательным изложением сути дела.

“Особенная” лексика
“Ой ты гой еси, Иван свет Иванович!”, “Превед, ночальнег!”, “Ништяк, братки!”... В  быту в устной и письменной речи вы и ваш партнер, возможно, пользуетесь “особенным” пластом “великого и могучего”. Но в деловой переписке это может быть воспринято неоднозначно. Вас скорее всего не поймут. По правилам нетикета лучше исключить архаизмы, сленг, арго, профессионализмы, диалектную речь и излагать свои мысли понятным всем литературным языком. Пишите максимально кратко и по существу: электронное время — это деньги. Но не впадайте в другую крайность — не “сыпьте” акронимами. Так называют официальные сокращения вроде ИМХО (по моему скромному мнению) и т. д., которые не всем понятны. Да и грамматикой не пренебрегайте. Трудно выглядеть профессионалом, если у вас через слово опечатки и пропущенные запятые. Чтобы проверить себя, в Outlook, в разделе “Сервис” выберите опцию “Правописание”.

Кому. 
Сюда вписываете e-mail вашего адресата. Если вы хотите отправить одно письмо большому количеству людей, сделайте это “скрытой копией”, чтобы не пришлось каждому долго читать список тех, кого вы “осчастливили” вниманием, прежде чем они вникнут в суть письма. Моветон.

Тема. 
Именно в поле “Тема” ваш адресат определяет, о чем письмо, а значит, решает, как срочно его читать и смотреть ли вообще. И не удивляйтесь, если ваше сообщение без темы “убьют” не глядя, — чаще всего так выглядят массовые рассылки и письма с вирусами. Тема должна быть максимально конкретной — нечто вроде “Привет”, “Предложение”, “Сюрприз” не только ни о чем не говорит, но и вызывает подозрение о все тех же рекламных рассылках. Совсем иначе звучит: “Предложение по улучшению работы отдела рекламы” и т. д.
Кстати, если вы отвечаете на письмо, в поле “Тема” сразу удаляйте “Re:”. Более корректно сообщить, о чем вы пишете, еще раз. И не забудьте поменять надпись в поле “Тема”, если она изменится в ходе переписки.

 “Отец” первого эмотикона — смайлика — Кевин Маккензи. Именно ему пришло в голову оживить сухие компьютерные тексты символами, обозначающими эмоции. произошло это 12 апреля 1979 года

От кого. 
Хорошим тоном считается письмо, где наряду с e-mail отображается информация о том, кто прислал письмо, например имя адресанта, а не только его электронный адрес.

Обращение и подпись. 
Приветствие обязательно. “Здравствуйте”, “Добрый день”, в крайнем случае, “Доброе время суток”, но не “Привет”, “Hello!” или “Hi” — если, конечно, ваш деловой партнер по совместительству не является вашей закадычной подружкой. 
То же касается и подписи. Фамильярность и панибратство недопустимы. Вообще, чтобы не ошибиться, пишите или так, как принято в деловых письмах, или так, как обратился к вам ваш партнер. Например, на фразу “Здравствуйте, госпожа Петренко” вежливым будет ответ: “Здравствуйте, господин Сергеев”, а не “Hi, Сергеев”. 

Кстати, об английских вариантах электронных обращений и подписей. Конечно, удобно, когда умная программа за вас автоматически и поздоровается, и попрощается, но все же комбинировать русские и английские слова в переписке такой же моветон, как перемежать свою речь иноязычными словами. К тому же, возможно, ваш оппонент учил французский и знать не знает, что за “Best regards” скрывается “С наилучшими пожеланиями”. Поэтому пишите на каком-нибудь одном языке. Опять же комбинирование зачастую говорит о том, что письма вы готовите по шаблону, а “наши люди” любят индивидуальный подход, так что, лично здороваясь и прощаясь, вы оказываете свое внимание персонально этому человеку. 

Кроме того, создавая себе электронную подпись, которая будет отражать альтернативные каналы связи с вами, умерьте манию величия и фантазию. Вполне достаточно указать свою должность и номера телефонов/факса. Регалии, научные степени, заслуги перед отечеством, многочисленные адреса и т. д., а также мудрые изречения приберегите для более уместного случая. Постарайтесь уложиться в три строчки. Да, и уберите рекламные предложения, которые часто “паразитируют” под подписью.

Не злоупотребляйте!
! Значок важности. Ставя его, вы сигнализируете адресату о том, что ваше письмо требует первоочередного реагирования. Получатель его открывает и обнаруживает... что, собственно, ничего такого, чтобы немедленно бросить все дела и читать, в нем и нет. Вы, как тот мальчик, который кричал: “Волки! Волки!”, рискуете в следующий раз не быть вовремя услышанными. Уж если маркируете свое послание восклицательным знаком, его важность не должна вызывать сомнений.

Latinica
Ну не можете вы писать кириллицей! На вашей клавиатуре и букв-то таких нет! Как вы думаете, какая судьба ждет ваше послание? Не исключено, что письмо отправится в корзину не прочитанным. Сложно в нагромождении буквосочетаний латинским шрифтом искать смысл. Чтобы, опять же, быть услышанной, организуйте себе кириллицу и в дальнейшем пишите соответствующими языку буквами. “Не иметь русских букв” простительно только пишущим вам жителям других государств.
Б “яОПЮБНВМНЛ АЧПН”
Наверное, в этом письме было что-то интересное, а может — важное, но я никогда этого не узнаю. И все потому, что тот, кто мне его прислал, не потрудился применить кодировку, которую поддерживает мой компьютер. Прежде чем отправить письмо, убедитесь, что оно читабельно. Оптимальная кодировка: КОИ8-Р.

 По статистике, в мире электронной почтой пользуются как минимум сто миллионов человек

“Красивости”
Шрифты разного размера и цвета, жирный, подчеркивание, курсив и прочее... Спору нет — привлекательно. Однако совсем не значит, что вся эта красота на экране у вашего адресата отобразится так, как у вас. Скорее всего, он получит обычное черно-белое послание стандартным шрифтом. В общем, будьте проще. И тогда вас поймут правильно.

Эмотиконы, или Смайлики
Эти милые и не очень значки, имитирующие выражение лица, — замечательное средство передать эмоции при переписке дружеской, но малопригодное для деловой. Впрочем, некоторым нравится. Если уверены, что вас поймут, — используйте, если нет, приберегите “рожицы” для приятелей.

Аттачмент
То есть вложение. Возможно, вам удобнее набирать сообщения в текстовом редакторе и отправлять в свободное плавание, прикрепив к письму. Или, скажем, информацию, например музыкальный фрагмент или картинку, нельзя поместить в тело письма. Что ж, у вашего послания есть шанс быть прочитанным, только если вы все сделаете правильно. Во-первых, укажете тему. Во-вторых, назоветесь. Причем ваше имя должно быть известно адресату (если вы пишете человеку впервые, обязательно сообщите, откуда у вас его e-mail). Прикрепленному файлу дайте понятное имя, например: Отчет о проделанной работе.doc, а не qwern.doc. В письме, как положено, надо поздороваться, объяснить, что за информацию вы поместили в аттачмент, и попрощаться. Но, в принципе, лучше обойдитесь без “скрепки” и все изложите в теле письма. Не рекомендуем отсылать письма с вложениями незнакомым людям: сочтут за спам (рекламную рассылку) или вирус и уничтожат. Ведь именно вложением чаще всего и распространяются эти две напасти. Кстати, наверное, не стоит упоминать, что рассылать спам и вирусы очень невежливо?! 
Поделись с подружками :