Хармс. Порно и «Конец Европы»

Поделись с подружками :

Необычные эмоции, открытие новых авторов и бесконечные потоки мыслей. Такие впечатления оставила лекция о проблематике современной европейской литературы, о возможном будущем и о порнографии без сексуальности.

Это мой первый визит в «Хармс». И, признаться, найти его оказалось задачей не из простых. Бродила от станции метро Театральной к “Золотым Воротам” и внимательно изучала нумерацию зданий. Но 45а не объявлялся. Оказалось, что он спрятался в глубине маленького двора. Наконец-то вывеска указывала, что это то самое место, и я зашла внутрь.

Эта кофейня-книжный магазин показалась мне уютной и теплой. Очень яркий аромат кофе с молоком при входе переплетался с запахом книг внутри. На улице мне было очень холодно, и я была чрезмерно рада присесть в комфортное бордовое кресло. Отсутствие яркого света наполняло атмосферу какой-то особой интимностью и очень подходило к содержанию этого вечера. 

Данное мероприятие состояло из двух тем – конец Европы и порнографию. Захватывающее сочетание. Я сразу обратила свое внимание на него и решила пойти. Тем более, что обещали обсудить творчество Уэльбека.

Человека, который сказал: «Когда читаешь Коран, впадаешь в депрессию. Библия, по крайней мере, красиво написана, у евреев есть талант к литературе»


Расскажу немного о лекторе. Доктор философских наук греко-татаро-грузинского происхождения Вахтанг Кебуладзе – доцент КНУ им. Т. Г. Шевченко, один из самых популярных преподавателей Киево-Могилянской академии, автор и переводчик монографий по феноменологии. Сюжет данной лекции входит в книгу эссеев Вахтанга «Чарунки долі», которая выходит в Издательстве Старого Льва.

Конец Европы он начал рассматривать через проблематику литературы Мишеля Уэльбека – французского писателя и поэта. В последнем его романе «Покорность» перед нами предстает главный герой – преподаватель Сорбонны в непростом периоде кризиса среднего возраста. Данный период его жизни символизирует кризис сексуальности и брака в Европе. Действие книги происходит в недалёком будущем, где официально признанной нормой отношений в обществе является моногамия, но де-факто существует и полигамия. Такое разделение приводит человека к одиночеству. А одиночество – это в каком-то смысле смерть.

Лектор начал объяснять нам проблематику этого романа. Тема ислама охватывает все творчество Уельбека. И здесь она тоже присутствует. Слово “ислам” переводится как “покорность”. Созвучно с названием книги. В романе эта религия постепенно и мирно захватывает Европу, начиная с таких культурных центров как университеты. Происходит исламизация без взрывов и терактов, без сопротивления. Именно данная религия для главного героя – разрешение проблемы его одиночества. Это решение проблемы кризиса среднего возраста для мужчины. Много женщин, легальная полигамия и создание новых связей – эмоциональных, сексуальных и т.д. Уэльбек уверен, что возвращение к христианству и католицизму не дает нужный выход. Другой путь – ислам. В нем писатель и видит конец европейской цивилизации, а вместе с ней и сексуальности.

Каждый написанный роман Уельбека становится событием национального масштаба. Будь то мрачного препарирования нарциссизма в стиле хиппи в «Элементарных частицах» и заканчивая скандальным секс-туризмом и терроризмом «Платформы», а также демонтажем мира искусства в «Карте и территории». Известный французский романист Эммануель Каррер сравнил новый роман Уэльбека с антиутопией Дж. Оруэлла «1984». Кто знает, возможно, автор предсказывает будущее?

В другой тематической половине вечера Вахтанг размышлял о том, что значит порнография в литературе. Не в привычном нам смысле эротики, а в более глубоком. Ведь по словам автора, порно – это прежде всего телескоп анонимности и микроскоп детализации. Оно не обязательно включает сексуальность. Порно демонстрирует только отдельные детали – мимику, куски тела, возбуждение и т.д. Там нет завязки на сюжете, нет его динамики, только безумная тяга к конкретике.

Примером может быть роман «Наоборот» Гюисманса. Весь он про то, как главный герой обустраивает свой дом. Практически никаких действий и смены обстановки, но четко изображена каждая вещь, каждий цвет и т.д. Порнографично написана сцена измены Терезы в романе «Невыносимая легкость бытия» Милана Кундера. Та же дистанционность и магия деталей. А просмотрев отрывок фильма «Порнограф» режиссера Бертрана Бонелло, мы увидели эпизодическую конкретизацию, лишенную эротики.

Почти в конце лекции писатель объяснил, что порно, как и вечная любовь – это два полюса, две крайности. Они искажают проявление человеческой сексуальности. Порнография может быть разная, она проявляется в несхожих контекстах и сферах деятельности. Просто нужно уметь смотреть в саму суть и выделять особенности.

9589_1007948289297924_8610749585273686925_n.jpg

Внимательно слушая Вахтанга, я время от времени оглядывала аудиторию. Примерно двадцать человек сидели в полумраке. Кто-то ел, кто-то пил, а кто-то, как мне показалось, засыпал на удобных диванах по правую сторону. Но были и очень заинтересованные люди, мимика которых менялась от слов писателя. К сожалению, они не составляли большинство слушателей.

Иногда звук кофемашины из соседней комнаты заглушал мягкий тембр лектора. Это мешало и отвлекало. Но, я думаю, по-другому быть не могло. Так устроено само место события. Оживленность началась, когда лекция уже закончилась. Несколько человек задавали вопросы. Писатель отвечал увлеченно и эмоционально, а его мысли заставили меня задуматься о нашем будущем: какова судьба человечества в целом, и куда мы движемся индивидуально. В обсуждении затронули даже тему child free, как одну из причин упадка цивилизации. Говорили о либерализме и Спарте. Эссеист поблагодарил всех присутствующих и подписал несколько своих книг. Так закончился этот вечер.


Поделись с подружками :