Из пункта "А" в пункт "Б" - что нужно знать о проездных документах?

Поделись с подружками :
Все мы хотя бы пару раз в год пользуемся услугами железной дороги. Чтобы поездки были комфортными, а всякие недоразумения (куда же без них) разрешались легко, нужно знать правила и законы.
Берем билеты
Однажды довольно большой компанией приятелей мы собрались в Карпаты. Естественно, идти в кассы всей толпой не хотелось, потому просто собрали деньги и делегировали одного. Но не тут-то было! Очень скоро приятель позвонил и попросил приехать кого-нибудь еще. Дело в том, что по правилам наших железных дорог в одни руки за один раз продают не больше девяти билетов (в том числе на разные направления). Тогда паспорта при покупке нам не понадобились, но с 1 января этого года снова, как когда-то прежде, вместе с деньгами нужно протягивать еще и паспорт или другой официальный документ с фотографией и фамилией (загранпаспорт, военный билет, автомобильные права). В бланк впечатывают ваши данные, а при посадке в вагон надо показывать проводнику удостоверение личности, так что по такому билету, кроме вас, никто другой путешествовать не может.

NB! Если хочется ехать в абсолютном одиночестве или просто без посторонних, и в кассе имеются билеты, то разрешается на одно имя выкупить целое купе в купейном вагоне или в СВ. Тогда выдается один бланк, в котором проставляют отметку “Отдельное купе” или указывают конкретные места.

Поменяйте, пожалуйста
Со мной часто бывало так, что на момент покупки в кассе были не самые приемлемые плацкартные места, но когда приходила на вокзал, обнаруживала и купе, и более удобные поезда. Оказывается, при наличии свободных мест пассажиры имеют право переоформить проездные документы на поезд, который отходит раньше. Можно также заменить места в своем вагоне или даже сам вагон на высшую или низшую категорию. Правда, такое переоформление разрешается делать не раньше чем за сутки до отхода того поезда, которым намерены ехать, и только на той станции, с которой он отправляется. Скажем, вам нужно выехать из Киева в Полтаву во вторник вечером, но удалось взять лишь общий вагон и то на среду. Если вдруг к вечеру понедельника обнаружатся нужные вам билеты, то не надо ни сдавать старый, ни покупать новый. Отправляйтесь прямиком к окошку с табличкой “Переоформление” и за некоторую плату решайте свои вопросы там.
Кроме того, можно (и нужно) менять поврежденный бланк. Вместо склеенных, потертых, обгоревших и разорванных билетов выдают новые, если на “остатках” сохранилась нужная информация. А вот потерянные и украденные проездные пропадают для вас безвозвратно. Придется покупать другие.
По правилам, сесть в поезд вы должны на станции, указанной в бланке. Но если требуется начать поездку с промежуточной станции маршрута, то не позже чем за час до отправления из пункта, отмеченного в вашем билете, предупредите об этом начальника станции.

NB! Нельзя переоформлять билет на другую фамилию. Также запрещается замена станции назначения или отправления.

Караул, украли!
Увы, такие неприятности случаются. Если кража произошла на вокзале, то пассажиру нужно обратиться с заявлением в милицию прямо на станции, чтобы получить справку. Если проездные документы пропали на обратном пути или на станции пересадки, а средств для покупки новых просто нет, можно поручить любому человеку или юридическому лицу (например, по телефону) заплатить за проезд в любой железнодорожной кассе Украины. Там следует получить либо сам билет, либо специальную квитанцию формы “ГУ-57 (а)”. С этим документом нужно идти к начальнику местной станции, а он, в свою очередь, телеграммой или факсом передает информацию начальнику той станции, где застрял бедолага. На этом основании пассажиру бесплатно выдается билет к месту назначения. Процедура относительно громоздкая, но, согласитесь, намного лучше варианта “Люди добрые, помогите! Нет денег добраться домой”.

NB! Справка из милиции не позволит получить проездной документ бесплатно, но дает право его первоочередного приобретения.

Извините, я опоздала
Все зависит от причины опоздания. Когда она в собственной нерасторопности, остается лишь сдать билет, чтобы выручить за него хоть что-то, и искать очередной способ добраться куда нужно. Но если все произошло по вине железной дороги (скажем, вы ехали с пересадками, но первый состав отменили или задержали), то в пункте пересадки вас обязаны бесплатно посадить на ближайший подходящий поезд. Кстати, если вы уже по дороге к пункту пересадки обнаружите, что поезд опаздывает, предупредите проводника, что должны продолжить свой путь с такой-то станции. Проводник обязан связаться с тамошним начальством, чтобы те смогли заранее принять меры и если уж не задержать поезд, то хотя бы обеспечить отправку следующим.
Чтобы получить письменное подтверждение об опоздании поезда, на станции назначения предъявите свой билет. На нем сделают специальную отметку либо оформят отдельную справку. Эта услуга бесплатная, но без проездного документа такие бумаги не выдают.
Если вдруг ваш билет остался у провожающего, он не позднее чем через три часа с момента отправления поезда должен сдать его начальнику станции. Тот за счет провожающего отправляет телеграмму или факс начальнику поезда и начальнику станции, на которой во время остановки поезда можно выдать вам новый проездной документ.

NB! Если ошибочно сели не в тот поезд, то обязаны выйти на ближайшей станции. Но до этого начальник поезда должен составить акт, который даст право бесплатно вернуться назад. Этот акт вместе со своим билетом нужно предъявить начальнику вокзала. Тогда для последующей поездки достаточно будет приобрести новый плацкарт и закомпостировать старый проездной документ.

Возврат есть
Лично мне довольно часто приходилось по разным причинам отменять поездки. Финансовые потери при этом, как правило, умеренные. Пассажирам, которые сдают билеты не позже чем за сутки до отправления поезда, выплачивается полная стоимость билета, плацкарты, страховой сбор, НДС и стоимость постельного белья (если оно было включено в цену). “Пропадает” только комиссионный сбор. В интервале от суток до девяти часов до отхода теряете комиссионный сбор и 50 процентов стоимости плацкарты. За меньше чем девять часов до, но не позже чем через час после отправления возвращается стоимость билета, страховой сбор, НДС и стоимость постельного белья, а стоимость плацкарты и комиссионный сбор — нет. А вот позже чем через час после отправления не вернут уже ничего.
Впрочем, есть одно исключение. Если человек вынужден был отменить поездку из-за полученной в этот день травмы или болезни, то в так называемом претензионном порядке можно попытаться сдать билет даже позднее, чем через три часа после отхода поезда. Понадобится предъявить проездные документы и документы, подтверждающие болезнь или несчастный случай. Из стоимости билета вычтут за услуги по его возврату и стоимость плацкарты. Правда, если в итоге сумма сравняется или окажется меньше цены за услуги, то плату за последнюю брать не будут.
А вот когда от поездки приходится отказываться по вине железной дороги, пассажиру возвращают всю затраченную сумму без всяких вычетов.

NB! Отправляясь в кассы возврата, обязательно возьмите с собой паспорт. К тому же учтите, что если покупали билеты через Интернет и рассчитывались карточкой, то и деньги вам вернут не наличными, а на счет. Кстати, сдать билет может как тот, на чье имя он выдан, так и любой другой человек.

В дороге
После отправления проводник обязан проверить билеты и погасить их (обычно их просто надрывают). Если билет льготный, необходимо показать документы, подтверждающие право на льготный проезд.
А знаете ли вы, что согласно санитарным правилам на железнодорожном транспорте вагоны должны отапливать при температуре наружного воздуха +10 оС и ниже. Зимой температура в вагоне поддерживается на уровне +18–22 оС, а летом  +22–26 оС. Если это не так, вы можете требовать бесплатно предоставить вам место в другом вагоне (даже если это вагон более высокой категории) или обратиться за компенсацией (в том числе и через суд). Кроме того, на всем пути следования вы должны иметь возможность пользоваться находящимися в вагоне двумя санитарными узлами. Проводник обязан держать их открытыми. А закрывать только при прохождении поезда через станции и санитарные зоны, о чем должен предупредить за 30 минут.
В купейных, плацкартных и мягких вагонах всех поездов не менее трех раз в день проводник обеспечивает чай, а кипяченая горячая и охлажденная вода должны быть круглосуточно. В общих вагонах чай не подают, но питьевая вода должна быть круглые сутки.
 
NB! Принести постельное белье вам обязан проводник. И именно он (а не вы) за 30 минут до прибытия к месту назначения его забирает. И уж тем более он никакого права не имеет разбудить вас на полтора часа раньше громкой командой: “Вставайте и сдавайте постели!”
Когда вам по какой-то причине не смогли предоставить место по купленному билету, без дополнительной платы обязаны обеспечить место в другом вагоне, возможно, и высшей категории. Если готовы ехать на месте низшей категории, то вам должны возвратить разницу стоимости проезда. А если не согласны ни на какие варианты, можете отказаться от поездки, и вам возместят полную стоимость билетов.

Все свое везу с собой

В поездах можно бесплатно перевозить с собой ручную кладь весом до 36 килограммов на полный, льготный или бесплатный билет и 15 килограммов — на детский. За “перевес” придется дополнительно заплатить. Иначе наложат штраф, который, впрочем, не освобождает от оплаты стоимости провоза излишнего груза. При себе в своем, а не багажном вагоне сверх указанной нормы разрешено перевозить ручную кладь до 50 килограммов, если купите еще один дополнительный полный билет соответствующего вагона. А путешествуя в отдельном купе и заплатив полную стоимость всех мест, имеете право взять с собой до 150 килограммов. Кроме того, сверх установленной нормы каждый может прихватить еще комнатных птиц в клетках (не более одной клетки), портфель, дипломат или дамскую сумку, лыжи и палки к ним, удочки, фотоаппарат, зонт, видеокамеру, портативный магнитофон и другие мелкие вещи. Разрешается также держать при себе детские коляски, велосипеды и байдарки в разобранном состоянии и другие вещи, которые можно расположить на местах, предназначенных для ручной клади. Но вес этих предметов входит в те самые разрешенные 36 килограммов.
Огнеопасные, наркотические, сильно пахнущие вещества и предметы, которые могут распространять инфекцию, провозить в вагоне запрещается.

NB! Те, чей груз не укладывается в нормы ручной клади, могут воспользоваться услугами багажного отделения. Правда, ограничения есть и там. Вес отдельного места не должен превышать 75 килограммов, а длина — трех метров. Список запрещенных к перевозке предметов — тот же. Кроме того, нельзя сдавать в багаж скоропортящиеся продукты.
В отечественных кассах возвращают деньги только за билеты, оформленные в Украине. Тем, кто оплачивал поездку с украинских станций из-за рубежа, нужно в кассе на станции отправления сделать на билете специальную отметку и получить так называемый бланк возврата мест. По этим документам можно вернуть деньги в той стране, где оформлялся билет.

Братья наши меньшие
Отправляясь в путь с домашним любимцем (даже если это хомячок или волнистый попугайчик), обязательно возьмите справку от ветеринара. Причем она должна быть выдана не ранее чем за три дня до поездки. Мелких животных (кроме собак) и комнатных декоративных птиц разрещается везти во всех типах вагонов, но только в клетках или ящиках (не более одной клетки и не более двух животных в ней). Кроме того, провоз таких пассажиров нужно оплатить: за каждое место как за 20 килограммов багажа. При этом выдается багажная квитанция с надписью на лицевой стороне “багаж на руках пассажира”. Разместить питомцев на все время поездки придется на тех же полках, что и сумки.
А вот собак, независимо от размера, можно возить только в купейных вагонах, если оплатите все места в купе.
Поездка с животными в зарубежье еще более проблематична, но с Россией и Беларусью у нашей страны существует трехсторонняя договоренность. По ней мелкие комнатные животные могут путешествовать во всех вагонах, кроме СВ и повышенной комфортности, если это не запрещено ветеринарными правилами.

NB! В скоростных поездах с общим салоном собак возить нельзя. Но в тех экспрессах “Интерсити”, где места для сидения отделены, взять с собой собаку можно, если выкупите все места в купе.
Поделись с подружками :