Через тернии к звездам

Поделись с подружками :
Диплом по специальности, курсы и тренинги, идеально составленное резюме, поиск по всем направлениям (через специальные издания, Интернет, знакомых, службы трудоустройства) — и будет вам работа, утверждают многочисленные статьи-пособия и опытные кадровики. Будет и, может, даже очень хорошая.
А если хочется самую-самую, в компании престижной,  звездной, о которой и говорить-то вслух не решаешься.  И тем не менее способы туда попасть существуют.

Чужие тут не ходят?
Ну откуда берутся несуразицы вроде “солидные компании никогда не дают объявлений о вакансиях, а с человеком “с улицы” даже разговаривать не будут”. Хорошие компании тем и хороши, что работают эффективно. Да они уже давно бы в разряд аутсайдеров перешли, если бы платили хорошую зарплату “за красивые глаза”, даже если это глаза дочери самого Иван Иваныча. Ну ладно, ее тоже возьмут. Кофе приносить и цветы поливать. От остальных же потребуют мастерства. А тут уж, как говорил Король из “Золушки”, “никакие связи не помогут”. 

И объявления о наборе специалистов топовые компании в прессе и Интернете публикуют. Просто не надо бежать как черт от ладана от вакансий кадровых агентств, от вакансий без указания зарплаты, и от вакансий, где название компании замаскировано под эвфемизмом “крупная компания”. Между прочим, автор этой статьи свою первую журналистскую работу нашла по такому  вот “анонимному” объявлению — как оказалось, от одного из наших самых престижных глянцевых журналов. 
А уж на сайтах самих компаний, сайтах профессиональных сообществ и кадровых агентств... Зайдите и посмотрите, какие перспективы открываются! Остается пробиться сквозь ряды претендентов. Вопрос — как? 

Нехитрый анализ и хитрый подход
Первоочередная задача — собрать максимум информации о предмете своей мечты. Прежде всего ищите в средствах массовой информации и во Всемирной сети. “Забейте” в поисковик название вожделенной компании и читайте, читайте, читайте... Особое внимание обратите на структуру организации, уникальность ее продукции или услуг, на достижения и проблемы, попутно поинтересуйтесь положением дел у основных конкурентов. Массу полезного можно узнать на web-сайте компании. Теперь можно составлять послание — интригующее произведение, написанное по законам построения литературной композиции. А значит, в нем должны быть... 

Вы хотите работать именно здесь и находите собственную кандидатуру достойной внимания. Продемонстрируйте свое знание компании и сферы ее деятельности (историю создания и кредо пересказывать не надо). Лучше всего обратиться заказным письмом, хуже — по электронной почте и еще хуже — по телефону.  Кстати, вы узнали, как зовут человека, которому пишете? Потому что обращение “уважаемый господин Н” в вашем случае более удачно, чем “уважаемые господа”. 

     Важно
На этапе “забрасывания удочки” правильно расставляйте акценты. Вы просите о встрече не потому, что вам нужна работа, а потому, что у вас есть что предложить этой компании. Улавливаете разницу?
Резюме без объявления вакансии само по себе уже некоторый вызов, и простое резюме здесь не пройдет. Нужна яркая презентация себя как профессионала, причем рассчитанная на единственного и конкретного зрителя. Лучше составьте насыщенный профессиональными деталями небольшой (полстранички — идеально) рассказ о себе. Пишите фразу за фразой и перечитывайте, как работодатель, — как бы вам понравилось написанное. Письмо должно “зацепить”, вызвать любопытство и подвести потенциального начальника к мысли: ему нужен такой человек, как вы. Одна моя знакомая “подкупила” редактора гламурного издания тем, что была на короткой ноге со многими звездами телевидения и шоу-бизнеса, другую с распростертыми объятиями взяли в крупнейшее рекламное агентство благодаря длинному шлейфу солидных клиентов, привыкших работать именно с ней.

Объясните, что конкретно вы предлагаете сделать. Особенно если вакансий нет. Предположим, вы докажете, что могли бы существенно увеличить ежегодный доход компании, и при этом попросите зарплату, которая составляет лишь малую часть этой прибыли. Многие ли проигнорируют такое предложение? А вот одна девушка-маркетолог предложила разработку интернет-странички для некой солидной компании. Она тщательно подготовилась и предположила, что проект будет им интересен. Попадание было стопроцентным. А чем вы могли бы заинтересовать компанию своей мечты?

В конце укажите приблизительную дату, когда вы позвоните работодателю, чтобы узнать его решение. И будьте настойчивы, но не навязчивы. Не получилось сразу, не бойтесь повторить попытку через некоторое время.

Многие сегодняшние руководители начинали с курьерской должности, а ведь ее несложно получить. Главное — попасть в компанию, а уж там раскрываться, проявлять себя, расти

Да здравствует творчество!
Анна, менеджер по внешнеэкономическим связям, подошла к проблеме основательно. Сначала составила список компаний, в которых хотела бы работать. “Ты сошла с ума, — говорили знакомые. — Такие монстры в принципе не отвечают на письма от соискателей, попасть туда невозможно”. Но Аня собирала информацию в прессе, в Интернете, выискивала знакомства, а затем писала письма — для каждой фирмы разные. И везде делала акцент на особенностях компании и предлагала примерные поэтапные бизнес-планы с конкретными цифрами. Естественно, основная “интрига”?— как реализовать идею — полностью не раскрывалась. Почти все пригласили девушку на собеседование. В итоге она получила отличное место. 

Web-дизайнер Кристина очень хотела работать в некой серьезной компании — поставщике интернет-услуг. “Ну не могу же я написать в резюме вместо “web-дизайнер”, “очень хороший web-дизайнер”, — думала она. И подумав еще немного, написала: “Очень хороший web-дизайнер, а может, лучший из всех, кого вы найдете”. Ее взяли.

Выделяться нужно талантливо. Призовите на помощь чувство такта. Пусть это будет всего одно предложение, но тщательно продуманное.
Девушка, не имеющая соответствующего опыта и образования, но желающая работать флористом в лидирующей компании, составила и с курьером отправила руководству очень красивый букет. Его венчала белая роза, а на внешних лепестках соискательница изложила свое желание стать сотрудницей этой фирмы. Место она получила. 
В другом случае такой же подход не сработал. Юноша претендовал на место в рекламном отделе компании, выпускающей спортивную одежду, и прислал свою фотографию в костюме фирмы. Только брюки надел на руки, а куртку — на ноги. Представителей компании такой способ использования их продукции обидел.

При всех плюсах нестандартного подхода эксперты советуют применять его осторожно: он нравится харизматичному начальству, но зачастую пугает менеджеров по персоналу. Значит, направлять “креатив” лучше непосредственно руководителям.

На ловца и зверь бежит
Вы слышали о хедхантерских агентствах? “Охотники за головами” подбирают персонал именно для звездных компаний. Попробуйте обратиться туда: “Я вижу себя в такой-то компании, на такой-то должности. А умею я то-то и то-то...”  У вас есть шанс попасть в их базу данных.
Или вот еще вариант — стажировка. Стажеров берут именно крупные компании. “Практикантам”, разумеется, не платят так же, как основным сотрудникам. Порой вообще не платят. Но! Часто особо перспективным предлагают остаться в компании. А даже если и нет, то опыт работы в “звездной” команде в любом случае станет вашим козырем в большой игре.

Высшие “позвоночные”
Вариант трудоустройства в звездную компанию по звонку тоже срабатывает. Работодатели, и правда, расположены набирать сотрудников по чьему-либо совету или рекомендации: больше шансов, что придет человек надежный и толковый. А кого еще может порекомендовать сотрудник, давно работающий в организации и никогда не подводивший шефа? Протекция — ваша гарантия, что резюме хотя бы рассмотрят. Дальше уже все зависит от вас.
Думаете, что вам никто не может дать рекомендацию, потому что вы не знакомы ни с крупными начальниками, ни с рядовыми работниками компании вашей мечты? Зато у вас есть школьные друзья, однокурсники, соседи, у которых есть один приятель, который знает другого, который дружит с... Говорят, мир настолько тесен, что каждого человека с другим человеком связывает цепочка из шести знакомых. Так одна девушка-маркетолог нашла отличную работу по сложной пятиступенчатой схеме. А началось все с того, что в ее машине разрядился аккумулятор, и она разговорилась с соседом-автолюбителем. Слово за слово, она рассказала, что ищет работу, и сосед пообещал узнать, не нужен ли кому специалист по маркетингу. 

Имя, сестра, имя!
А представьте себе другой путь: не вы шлете свои предложения, а вам приходит письмо, в котором вас уговаривают хотя бы обсудить вероятность совместной работы. Вы же, поколебавшись, соглашаетесь и готовите список требований. Потому как такого ценного сотрудника еще заслужить надо. Что нужно, чтобы подобное письмо к вам пришло? Сделать себе имя.

       Важно
Вы сами выбираете компанию и должность, соответствующие непосредственно вашему опыту и квалификации. 

Процесс поиска работы находится под вашим контролем. 

Минимум конкуренции — большинство ищет работу по объявлениям. 

Столько внимания к своей персоне при стандартном соискании вы никогда не получите. 

Возможность создать еще не существующую в этой организации должность “под себя”.
Реши студентка отделения политологии Ольга померяться амбициями с Наполеоном, неизвестно еще, кто бы выиграл. Но Оля знала, что ее, провинциалку без связей, не ждут ни в МИДе, ни в Секретариате Президента. Так что, получив диплом, она на время оставила амбиции и пошла скромным обозревателем в издательство общественно-политической литературы, где платили не много, но и работой не обременяли. В свободное (а если честно, то и в рабочее) время она вела аналитическую колонку в интернет-журнале и писала книгу по специальности. Через полтора года комнату новоиспеченной писательницы заполнили стопки книжек, изданных на средства автора. 

А поскольку со средствами у автора было не густо, пришлось брать кредит. Не каждый сумеет получить выгоду от того, что надо отдавать деньги. Оля сумела. Она возвращала ссуду из гонораров за публикации в российском Интернете (и становилась известным аналитиком), писала курсовые и дипломные работы для “блатных” студентов своего же бывшего факультета (при этом обрастала полезными знакомствами) и... участвовала в интеллект-шоу “Первый миллион”, где, к слову, заработать неплохие деньги ей удалось дважды. Ее  уже и в лицо иногда узнавали. Бесконечные семинары, заседания и конференции, куда ее отправляли как самую молодую, тоже пригодились. В кулуарах можно было знакомиться с нужными людьми и дарить им свою книгу. Результат? Сегодня Ольга руководит сектором аналитического отдела одной из наших парламентских партий, а предложения, одно заманчивее другого, все еще сыпятся на ее молодую голову.

Ловите Сетью
Конечно, написать и раскрутить книгу может не каждый. Но ведь вы же не просто так претендуете на работу в суперкомпании. У вас есть собственные идеи и наработки? Напишите о них в онлайновые журналы: в региональные, российские, прибалтийские, казахские — не имеет значения. Интернет-издания с удовольствием возьмут толковую заметку. А вам сейчас важен не гонорар, а публикация. 
      Вам не нужно:
 
готовить и рассылать резюме;

искать вакансии;

ходить на массовые собеседования; 

вы просто совершенствуетесь, пишете, знакомитесь, общаетесь. В принципе, приятно проводите время.
Представляете, сколько специалистов пользуется Интернетом? Поищите форумы и конференции, где общаются люди интересующей вас специальности, почитайте обсуждения. Выберите две-три серьезные профильные конференции и одну общую. Заходите на эти форумы каждый день и внимательно читайте. Не торопитесь давать ссылку на свою публикацию: “Господа! Смотрите, какую интересную статью я нашла вот здесь”. Ослиные уши такой неуклюжей саморекламы торчат за километр, а тиражирование “случайной находки” на десятках форумах лишь настроит спецов против вас. Приступать к общению можно, когда уловите атмосферу и нащупаете стиль. 

Сначала комментируйте по минимуму, больше спрашивайте. Благодарите за ответ, расскажите, как вам помог этот человек и что было бы, если бы не он. А сами ждите, когда зададут вопрос по вашей теме (или попросите знакомых задать его). Ответ у вас уже есть. И даже более — у вас есть статья на эту тему и ссылка на нее. Продолжайте активно участвовать в работе форума, становитесь “своей” — и через пару месяцев на обращение “хочу сменить работу” вам, вполне вероятно, предложат место, о котором вы могли только мечтать. Но не стоит думать об этом сейчас — нужно создать статью. А если не статью, то красивый сайт, полезную компьютерную программу, которую вы позволите скачать бесплатно. Можно бесплатно же вести рубрику или наполнять ленту новостей, наконец, открыть бесплатную консультацию по вопросам, в которых вы разбираетесь, — есть много способов заявить о себе. Чтобы много взять, нужно сначала немало дать. И тогда звезды будут к вам благосклонны.

Поделись с подружками :