Универсальный человек

Поделись с подружками :
Глядя на то, с какой легкостью общается с аудиторией ведущий — будь то корпоратив, свадьба, юбилей или день рождения, — многие не сомневаются: его работа — сплошной праздник. Однако любое мероприятие требует особой подготовки, а каждая импровизация — эрудированности, мобильности, опыта. О некоторых особенностях и секретах своей профессии нам рассказал Александр ВИШНЕВСКИЙ — человек, который многое знает об этом ремесле.
Хотя эта роль преимущественно мужская, советы Александра, несомненно, пригодятся тем из нас, кто по долгу службы часто выступает перед аудиторией или хотел бы попробовать себя в новом деле.

Найти себя
Профессия ведущего довольно востребована, но почти все пришли в нее из другой сферы деятельности. Я окончил факультет украинской филологии Национального педагогического университета имени М. Драгоманова. В школьные годы был активистом: президентом гимназии, вел концерты и заметил, что у меня это получается. А еще начал подрабатывать в фирме “Свiтанок” Дедом Морозом, благодаря чему получил первый опыт живого общения: нас, юных артистов, постоянно “гоняли по тексту”, ставили голос. Учась в вузе, попробовал проводить тренинги, трудился в социальной службе, играл в студенческом театре и даже был награжден дипломом “Лучший ведущий педагогического университета”. Все это очень пригодилось позже, когда я стал сотрудничать с агентствами. Никогда не забуду первые корпоративы. Они оказались настоящим испытанием на прочность: когда нет навыка, ты теряешься, не всегда знаешь, что говорить. Со временем появляется личный опыт решения любой задачи, умение заполнять паузы, уверенность. Особенно сложно было работать на сдержанных клиентских мероприятиях, когда люди тяжело идут на контакт. Лишь с годами понял: нельзя опускать руки, даже если наталкиваешься на стену. Но когда удается ее преодолеть, возникает ни с чем не сравнимое чувство победы!

Джентльменский набор    
В этой сфере деятельности, как в любой другой, есть правила и требования к кандидату, вызванные “производственной необходимостью”. Например, внешность и умение себя преподнести играет в нашем деле одну из главных ролей. Ведущий обязан всегда отлично выглядеть и уметь хорошо одеваться: важно соответствовать мероприятию, в котором предстоит участвовать. Однажды для гангстерской вечеринки я купил жилет за 200 долларов — ровно столько составлял один из моих первых крупных по тем временам гонораров. Вечер прошел удачно, и с тех пор он стал своеобразным талисманом. Кроме внешних данных должны быть и определенные внутренние качества, ведь на мероприятиях всегда приходится иметь дело с большим количеством людей. Отдавать частичку своей энергии, выкладываться очень непросто и, если не научиться правильно распределять ресурсы, уже в первый час может появиться ощущение исчерпанности.

Но какими бы речевыми навыками, красотой и талантами ты ни обладал, если пренебрежительно и высокомерно относишься к людям, они это обязательно почувствуют и перестанут приглашать такого “профессионала”. Думаю, одно из моих преимуществ состоит в том, что я действительно люблю людей. Конечно, всегда обращаю внимание на то, как гости реагируют на мои реплики, как себя ведут, но никогда не делаю замечаний, даже если что-то задевает. Как правило, заранее приезжаю на место, чтобы почувствовать обстановку, избежать недоразумений. Иногда в последний момент оказывается, что на проекте не все выглядит так, как предполагалось: например, меньше места, чем обещали, а значит, надо успеть перестроиться, продумать возможные варианты развития событий.

Еще один важный момент, на который должен обращать внимание мастер разговорного жанра, — не допускать штампов, то есть часто используемых фраз, шуток, приемов. Они ограничивают, загоняют в рамки. Поэтому необходимо время от времени проводить ревизию и отказываться от набора клише.

Ведущему надо помнить о трех “фокусах”: умении сосредоточиться на том, что он говорит (это особенно касается тех, кто работает в жанре импровизации); как говорит (не забывать о своей мимике, жестах, движениях); следить за происходящим и выстраивать общение в зависимости от реакции аудитории.

Не помешает знание профессиональной этики: известно, что качественный юмор располагает, а скабрезные шутки резко ограничат круг потенциальных клиентов.

Следование этим правилам позволяет быть универсальным: сегодня меня приглашают вести конференции, корпоративы, свадьбы, тренинги. Думаю, в этом тоже мое преимущество перед теми, кто имеет узкую специализацию, например, работает только с молодежной аудиторией или занят исключительно свадьбами. Правда, пустился в свободное плавание лишь после того, как убедился в собственных силах, увидел отдачу. Ведь когда ты провел сложное мероприятие, сделал то, что не удавалось раньше, расположил к себе людей, заставил смеяться тех, у кого плохое настроение, — это всегда позитив, задел на будущее, понимание того, что занимаешься благодарным делом. И хотя добиться такого результата удалось не сразу, теперь я точно знаю: все достижимо, если действительно любишь свое дело. Впрочем, это залог успеха в любой работе.

Советы начинающим

1. Попробуйте свои силы на небольших мероприятиях в качестве аниматора, инструктора, чтобы приобрести опыт работы с аудиторией.
2. Используйте личные знакомства сотрудничайте с агентствами, думайте о создании собственного сайта с солидным портфолио (фотоотчетами, отзывами клиентов).
3. Отправляясь на встречу, помните, что по одежке встречают: для большинства заказчиков важно то, как выглядит ведущий. Всегда старайтесь соответствовать мероприятию, которое предстоит вести.
4. Любая работа должна быть оплачена, пусть даже сначала гонорар окажется небольшим: это станет хорошим стимулом на старте и поможет в будущем выстраивать денежные отношения с работодателем.
5. Будьте готовы к ненормированному рабочему дню.
6. Уходите в свободное плавание, лишь наработав определенный опыт и создав имя: без этого нельзя рассчитывать на стабильный доход.
7. Никогда не опускайте руки, главное — не падать духом, иметь желание победить и идти дальше.

Поделись с подружками :