Голова в цветах

Поделись с подружками :
...а бока в мыле!” — так весьма прозаично характеризуют свое красивое и романтическое, на первый взгляд, занятие те, чьи произведения всегда пользуются спросом, — отважные цветочницы. Исколотые пальцы, переживания по поводу сроков доставки растений, сезонность и недолговечность — вот основные составляющие этого дела.
Увы, оно считается одним из самых рискованных, причем не только у нас, но и за рубежом. Но, как известно, красота — страшная сила, и желающих работать в окружении роз, гербер и фрезий меньше не становится.

Если во всех других видах бизнеса капризным бывает клиент, то в нашем — товар”, — смеются владелицы цветочных салонов. И как они правы! Надо рассчитать количество и ассортимент цветов при закупке, угадать, какие именно сорта и виды цветов будут пользоваться спросом в данном сезоне. А потом — ухаживать за растениями, холить-лелеять, подбирать праздничный “наряд”. Общепринятая в торговле схема: “из 100 процентов товара только 5 — “звезды”, 20 — дают жить, а все остальные ждут клиента” здесь не работает — цветок не будет ждать своего покупателя, он просто завянет... Как же создать среду обитания капризному товару, чтобы он порадовал и продавца, и клиента?

Где живут цветы мои? Точка, точка, два цветочка
Наиболее простой вариант — торговая палатка (на теплое время года) или мини-павильон. Располагается неподалеку от городского рынка, в людном месте или вблизи деловых центров: дни рождения сотрудников и начальников редко обходятся без букета. В ассортименте, как правило, 25–30 готовых композиций и срезанные цветы для поштучной продажи. Ставка делается на сезонных фаворитов и “вечные ценности” (розы и герберы).

Над чем стоит задуматься
 Одна точка не будет приносить большого дохода, максимум — 500–1000 долларов ежемесячной прибыли. 
 Закупки, как правило, производятся небольшими партиями раз в два-три дня — это не очень выгодно и всегда есть вероятность получить некачественный (подмороженный, привядший или поломанный) товар. 
 Трудно привлечь продавцов со специальной подготовкой и хорошим вкусом. На такой точке посменно работают два человека.

Зеленый уголок
Небольшие павильоны располагаются на территории крупных супермаркетов. Обычно они рассчитаны на домохозяек, которые, приобретая товары для дома, прихватят заодно забавный кактус или милую фиалку, средства ухода за ними и грунт для вазонов.

Над чем стоит задуматься
 Приходится полностью подчиняться правилам работы супермаркета, поэтому не исключено, что ваш зеленый уголок могут переносить с места на место и всячески притеснять.
 Редко удается договориться о размещении стационарного холодильника. Нет возможности торговать букетами: срезанные цветы любят воздух и естественное освещение.
 Необходимы продавцы, владеющие всей информацией по имеющимся в ассортименте растениям: приобретая “зеленого друга”, покупатель хочет знать, как ухаживать за ним. 

Салон госпожи Розы
Посетителей встречает нежный перезвон колокольчиков, откуда-то льется негромкая музыка, в изящной клетке весело щебечут экзотические птицы, запахи цветов навевают воспоминания о лете. Кажется, что время замерло в ленивом и сладостном покое... 

Такой салон чаще всего расположен на одной улице с дорогими бутиками и отличается эксклюзивным интерьером. Чтобы оборудовать этот оазис зелени и красоты, понадобится не менее 50 квадратных метров площади. В помещении должна быть система кондиционирования, которая позволит постоянно поддерживать требуемую температуру и влажность. И, разумеется, небольшое подсобное помещение со специальным флористическим холодильником.

Оригинальный дизайн салона — тоже немаловажная составляющая успеха. Эффектные ярусные подиумы, витрина с зеркальной стеной, кованые подвесы для ампельных растений — все это поможет создать особое настроение. 

Некоторые салоны стараются предоставить максимально разнообразный ассортимент цветочной продукции, включая заказы по каталогу. Другие делают ставку на широкий спектр услуг — от составления букета самим клиентом под руководством флориста до помощи в оформлении домашних и офисных интерьеров.

Над чем стоит задуматься
От самой дешевой продукции надо сразу отказаться: покупатель с ограниченными денежными средствами в салон просто не зайдет.
 Немалую долю в прибыли составляет торговля сопутствующими товарами — сувенирами, открытками, элементами декора.
 “Звезда” салона — опытный флорист. Когда симпатичная барышня виртуозно колдует над цветами на глазах у посетителей, это действует приблизительно так же, как приготовление пищи в ресторане с открытой кухней.
 Увеличению дохода способствуют налаженные связи со свадебными салонами и оформительскими компаниями.

“Зеленые” ноу-хау
Одной из перспективных новинок можно считать круглосуточные цветочные мини-магазины. Как правило, они располагаются вблизи вокзалов и ресторанов. В некоторых помимо букета можно приобрести еще и милый сувенир, мягкую игрушку или забавную открытку. Обычно последний покупатель заходит часов в 10–11 вечера, а первый — в 6–7 утра. А когда нет посетителей, персонал ухаживает за цветами, упаковывает их, готовит заказ на утро.

Адресная доставка цветов — еще одна услуга современных салонов. Причем порадовать букетом дорогого человека можно и в другом городе, и даже в другой стране. Клиент делает и оплачивает заказ, а в салоне нужного города его выполняют.

Виртуальный цветочный магазин станет находкой для вечно занятых деловых клиентов, которые полжизни проводят в Интернете. Все заказы принимаются непосредственно через сайт, а самого магазина как такового нет, что позволяет существенно сэкономить на аренде и минимизировать издержки. Однако нужен специалист, способный регулярно обновлять сайт и организовывать рассылку интернет-новостей перспективным клиентам.

Автоматы по продаже букетов недавно появились в Японии. На медленно вращающейся подставке перед покупателем проплывают изысканные творения флористов, приобрести которые можно, просто опустив деньги в специальное отверстие. Такие автоматы установлены на людных улицах, в аэропортах, на вокзалах, бензозаправочных станциях, в больницах и т. д.

“Гостиница” для цветов — также новая услуга: некоторые салоны во Франции за небольшую плату берут растения на содержание на время отпуска их владельца. А в случае необходимости и лечат приболевшего “зеленого друга”.

Светлана КИРЬЯЗОВА, коммерческий директор салона “Цветочная ваниль”
“Цветочный бизнес — достаточно необычное и сложное дело. С одной стороны, начать его просто: никаких проблем с регистрацией (это может быть СПД, ЧП или ООО), продукцию поставляют оптовые фирмы. Но с другой — мало уметь творить “выставочные” шедевры: нужно создавать и простые, но приятные композиции, чувствовать, какие цветы завоюют душу наших людей, а каким еще рано появляться на рынке. Кстати, именно благодаря существованию цветочных салонов украинцы познакомились со многими ранее не известными цветами: орнитогалумом, амми, нерине.

Основа успеха — опыт работы во флористике. Наш первый салон открылся в Киеве три с половиной года назад. Но к тому времени его основательницы уже десять лет трудились в этой области. Настроенность на покупателя — еще один немаловажный фактор. Например, 62 процента клиентов уходят из салонов, потому что их мало “нянчат”. Тем, кто задумывается об открытии цветочного магазина, я советую тщательно изучить “корни” этого бизнеса — и тогда он у вас расцветет!”
Деньги, которые цветут и пахнут
Львиную долю затрат в цветочном бизнесе составляют аренда помещения и закупка необходимого оборудования: если павильон еще может обойтись обычным продуктовым холодильником для напитков, то салону необходим специальный. А для светолюбивых растений могут понадобиться и фитолампы.

Организация бесперебойного пополнения цветочного ассортимента — еще одна статья расходов и постоянная “головная боль”. Дело в том, что почти вся зеленая красота поступает к нам из-за рубежа — продажа цветов отечественного происхождения в наших оптовых компаниях не превышает пяти процентов. Хризантемы завозятся из Голландии, гвоздики и розы — из Колумбии и Эквадора, экзотика (герберы, орхидеи) — из Израиля. Цены на цветы из Европы зависят от цен на аукционе, который каждый день проводится в Голландии, а на “гостей” из других частей света относительно стабильны. Разумеется, заморские коллеги чутко отслеживают все веяния моды и пики спроса: например, цена цветка на голландском аукционе перед весенними праздниками повышается за счет высокого спроса на этот товар в нашей стране. К счастью, поставляют цветы оптовые фирмы: все вопросы с таможней, прохождением санитарного и фитоконтроля — это их обязанность. А задача владельца салона — правильно определить количество товара, сделать вовремя заказ и оплатить поступившую партию.

Реклама цветочного салона — это участие в выставках, презентации продукции, статьи в специализированных и популярных журналах. Но самое действенное — добрый отзыв клиентов.  
Зарплата продавца-флориста в киевском салоне составляет примерно 200–250 у. е. За рубежом персонал подразделяется на продавцов, которые еще и ухаживают за растениями, и флористов, задача которых — создание букетов. В Украине же флорист и продает, и ухаживает за цветами, и пол подметает.

Как считают специалисты, будущее — именно за цветочными салонами. На первый взгляд, стоимость растений в них немного выше, чем на рынке или в маленьком павильоне, но у таких букетов есть несколько преимуществ. Во-первых, качество всегда лучше благодаря оптовым закупкам у серьезных поставщиков и правильным условиям хранения. Например, “салонная” роза будет радовать вас в течение трех-четырех недель. Во-вторых, у покупателя всегда есть возможность “подкорректировать” букет: что-то в него добавить или изъять. “Разобрать-собрать” профессионально составленную аранжировку можно без малейшего вреда для цветов. А вот в кустарном букете обычно присутствует чрезмерное количество различных губок и проволочек. В-третьих, “салонная” композиция всегда отличается вкусом и стильностью от зачастую аляповатых рыночных “творений”. И наконец, салоны несут ответственность за качество исполнения и, в случае чего, принимают претензии.

Флористы утверждают: продавать горшок — это рутина, продавать срезку — бизнес, продавать дизайн — искусство. Когда-нибудь красота все-таки спасет мир. И в этом, несомненно, будет заслуга и пышных роз, и гордых гербер, и нежных фрезий. И тех, кто дарит нам общение с армией этих хрупких и бесстрашных воинов красоты. 

Оксана ШАПИРО, директор салона дизайна “Срiбнi дзвони”
“Цветочный бизнес — сезонный, и нужно продумать, чем торговать летом, когда спрос снижается. При этом любой праздник — серьезное испытание на выносливость! Например, накануне 8 Марта весь наш персонал трое суток — и днем, и ночью — готовит заказы. Кстати, страдающим аллергией доступ в этот бизнес заказан. А еще необходимо чутко отслеживать все веяния моды. В Европе сейчас популярны горшечные растения, у нас пока нет. Зато радует, что пришла мода на наши ромашки, васильки, астры. Каждый салон должен иметь “изюминку”. У нас, скажем, есть отдельный зал для вернисажей — это украшает интерьер, помогает друзьям-художникам представлять свои работы и привлекает клиентов. Как правило, те, кто приходит в цветочный бизнес, остаются в нем надолго. Это все-таки удивительно красивое занятие. И — женское!” 

Поделись с подружками :