Жизнь в ритме танго

Поделись с подружками :
Октябрь 2009-го, Польша, финал чемпионата Европы по спортивным танцам на коляске. Рыжеволосая танцовщица в красном платье выглядела безмятежной, но сама едва сдерживала волнение: удалось ли удивить зрителей и судей в этот раз? Когда прозвучало: “Первое место — Илона Слуговина и Александр Иванов, Украина”, девушка улыбнулась. Это была ее шестая золотая медаль. Столько же побед Илона завоевала на Кубке мира, три — на чемпионатах мира.

Мир фантазий

В трехлетнем возрасте — вскоре после аварии на Чернобыльской АЭС — она утратила способность ходить. Илона помнит, как почувствовала нестерпимую боль в ногах, упала на колени и... больше не поднялась. Врачи долго не могли найти причину столь странного и внезапного недуга. Ошибочно диагностировав полиомиелит, лечили малышку от того, чего на самом деле не было. Когда установили правильный диагноз — опухоль позвоночника, — была допущена еще одна врачебная ошибка: прооперировали не в том месте. Понадобилось повторное хирургическое вмешательство. Новым ударом стал врачебный вердикт: ребенок обречен, больше пяти лет не проживет...
Иногда уже взрослой 27-летней Илоне хочется найти этого врача-“пророка”, взглянуть ему в глаза и сказать: “Видите, я жива! А вы ставили на мне крест!” Вопреки всем прогнозам девочка развивалась, училась и не теряла надежды на выздоровление. Спрашивала маму, когда же снова сможет ходить. Но в ответ слышала неуверенное: “Подожди немножечко...” и постепенно смирилась с коляской. Но не смирилась с тем, что ей уготована тихая однообразная жизнь в четырех стенах.

Илона с ранних лет не расставалась с карандашами и красками, ее работы часто выставлялись на различных детских выставках. Творчество юной художницы всегда выделялось на общем фоне: она рисовала не просто птичек-собачек или мультипликационных героев, как это обычно делают дети, а создавала картины в стиле фэнтези. Их центральной фигурой чаще всего была женщина — русалка, амазонка, принцесса, иногда обнаженная. Окружающие удивлялись: разве можно настолько точно изображать человеческую фигуру, не изучая анатомию, без модели? “Наверное, тайком где-то срисовываешь?” — допытывались у Илоны, чем очень обижали. Она рисовала героинь своих сновидений, каждым образом пыталась донести какой-то важный посыл. “Эти работы дышат жизнью и смыслом”, — так отозвались о картинах Илоны в одной уважаемой столичной газете. Девочке едва исполнилось 14 лет, а ее талантом уже заинтересовалась пресса и преподаватель изобразительного искусства Иван Кононович.

“Как учитель он был строг со мной и в то же время побуждал к свободному поиску авторского стиля, — вспоминает Илона. — Критиковал некоторые мои рисунки, это меня задевало, я спорила. Мама внушала: “Не перечь учителю! Ему виднее. И вообще, будь благодарна — такой великий мастер занимается с тобой бесплатно!” Но я упорно отстаивала свое мнение. Потом Иван Кононович по секрету сказал маме: “Мне нравится, что у нее свое видение мира, бунтарский дух и умение отстаивать свои взгляды!” Он мечтал подготовить ученицу к поступлению в художественный вуз, а она — посвятить себя изобразительному искусству. Но однажды раздался неожиданный звонок...

В темпе вальса

“Мы набираем учеников в группу для занятий спортивными бальными танцами на коляске. Приходите”, — сказали на том конце провода. “Безумная идея!” — подумала Илона: для нее коляска всю жизнь была лишь средством передвижения. Однако в памяти всплыл кадр из телепрограммы — танцы на колясках, и сердце замерло от восторга и предвкушения. Такой шанс!

С хореографом Еленой Чиж — автором системы спортивных танцев для колясочников в Украине — общий язык Илона нашла сразу. Кроме нее в группу записались еще двое ребят, но, не выдержав нагрузок, вскоре бросили занятия. На смену пришли другие, и у Илоны появился первый партнер — Александр. Через год, в мае 2001-го, они уже участвовали в официальном международном турнире по танцам на колясках “Кубок Санкт-Петербурга”. Первый в жизни конкурс — и сразу ошеломительный успех: второе место! С тех пор они никогда не опускались ниже серебра, хотя призовое место для них не было самоцелью. “Я езжу на соревнования танцевать, а не побеждать, — заверяет Илона. — Награды — всего лишь приятное дополнение, доказательство, что ты поднялась еще на одну ступеньку в развитии. Я танцую ради собственного удовольствия, это источник вдохновения и радости, праздник, а не путь к медали. Для меня каждый танец — история со своей изюминкой”.

В европейской программе всего пять танцев — вальс, фокстрот, танго, медленный вальс и квикстеп, но всякий раз Илона исполняет их по-новому: добавляет элементы, меняет акценты. “Венский вальс мне очень близок, напоминает распускающийся цветок, но почему-то во время его исполнения меня не раз роняли! Фокстрот мне сначала никак не давался, и я его почти возненавидела. Тренер советовала: вникни в него, в его название, и движения тебя покорятся. В буквальном переводе “фокстрот” означает “лисий бег” — вот откуда в танце мелкие шаги и акценты. Я заново открыла для себя музыку... и фокстрот мне поддался! А вот танго полюбила сразу и безоговорочно. Танго — это страсть. Квикстеп вызывает ассоциацию с брызгами шампанского, а медленный вальс — с кружевами...”

Ее се­к­рет

Не­с­мо­т­ря на ро­ман­ти­ку тан­це­валь­но­го ис­кус­ст­ва, в спор­те ца­рят очень же­ст­кие за­ко­ны: тре­бо­ва­ния к тан­цо­рам в ко­ля­ске та­кие же, как и к спорт­с­ме­нам со здо­ро­вы­ми но­га­ми. Пе­ред ка­ж­дым со­рев­но­ва­ни­ем — бес­ко­неч­ные тре­ни­ров­ки. Од­на­ко есть у Ило­ны ма­лень­кий се­к­рет уда­чи: она про­иг­ры­вает в уме ус­пеш­ный ход вы­сту­п­ле­ния. Яр­ко пред­ста­в­ля­ет, как тан­цу­ет, как сто­ит на пье­де­ста­ле... Так по­ве­лось с са­мо­го на­ча­ла ее уча­стия в кон­кур­сах — за­дол­го до то­го, как уз­на­ла о ны­не рас­ти­ра­жи­ро­ван­ном ме­то­де ви­зу­а­ли­за­ции.

В си­ле по­ло­жи­тель­но­го на­строя Ило­на убе­ди­лась, впер­вые уча­ст­вуя в чем­пи­о­на­те ми­ра в Япо­нии. Ее ожи­дал очень труд­ный де­вя­ти­ча­со­вый пе­ре­лет. Ко­г­да при­зе­м­ли­лись, ока­за­лось, что в ко­ля­ске от­пал винт, фи­к­си­ру­ю­щий ко­ле­со. “Как же я бу­ду вы­сту­пать?” — подумала Ило­на. К сча­стью, у ко­го-то из уча­ст­ни­ков на­шлась за­пас­ная де­таль. Сле­ду­ю­щий стресс — на­клад­ка с гос­ти­нич­ным но­ме­ром: ук­ра­ин­ской ко­ман­де его не­до­с­та­лось, при­шлось ютить­ся на пя­ти квад­рат­ных ме­т­рах вдво­ем с парт­не­ром по тан­цам. 
Все-та­ки за­во­е­ван­ную то­г­да зо­ло­тую ме­даль Ило­на счи­та­ет са­мой тя­же­лой и са­мой кра­си­вой. По­бе­ди­те­лей при­вет­ст­во­вал им­пе­ра­тор Япо­нии с су­п­ру­гой — ка­ж­до­му при­зе­ру лич­но по­жал ру­ку. 

Ин­те­рес­но, что чем­пи­он­кой Ук­ра­и­ны Ило­на ста­ла уже по­с­ле мно­го­чис­лен­ных ме­да­лей на чем­пи­о­на­тах ми­ра и Ев­ро­пы. Имен­но яр­кие по­бе­ды ук­ра­ин­цев за ру­бе­жом под­толк­ну­ли к идее про­ве­с­ти чем­пи­о­нат на ро­ди­не. “Мы очень хо­тим, что­бы спор­тив­ные тан­цы ста­ли, на­ко­нец, па­ра­лим­пий­ским ви­дом спор­та, — де­лит­ся на­бо­лев­шим Ило­на. — Этот во­п­рос сто­ит на по­ве­ст­ке дня уже не пер­вый год. Тя­же­ло раз­ви­вать наш вид спор­та, при­вле­кать но­вых та­лант­ли­вых лю­дей без до­с­той­но­го за­ра­бот­ка. По­ка мы боль­ше вкла­ды­ва­ем, чем по­лу­ча­ем”. Го­су­дар­ст­во фи­нан­си­ру­ет ук­ра­ин­скую ко­ман­ду толь­ко для уча­стия в са­мых круп­ных со­рев­но­ва­ни­ях. “Вы­с­ту­пать раз в год — все рав­но что в школь­ную про­грам­му вве­сти все­го один урок. Мно­го ли про­ка?” — се­ту­ет Ило­на. 

Три простых кита

“По го­ро­ско­пу я Де­ва — при­ро­да со­з­да­ла ме­ня мяг­кой, жен­ст­вен­ной и спо­кой­ной. Но в ре­а­ли­ях на­шей жиз­ни при­шлось от­рас­тить ко­гот­ки”, — при­зна­ет­ся де­вуш­ка. Так уж по­ве­лось, что все­го и всегда ей при­хо­дилось до­би­вать­ся. Дет­ст­во про­ве­ла в квар­ти­ре, не при­спо­соб­лен­ной для ин­ва­ли­да. Но она ни­ко­гда ни­че­го не про­си­ла, все­гда ис­ка­ла ва­ри­ант, как са­мой вый­ти из по­ло­же­ния. Толь­ко па­ру лет на­зад сде­ла­ли ре­монт с уче­том раз­ме­ров ее ко­ля­ски. И при­мер­но в это же вре­мя Ило­не уда­лось, на­ко­нец, по­с­ле дол­гой пе­ре­пи­с­ки с рай­он­ны­ми и го­род­ски­ми вла­стя­ми (не­во­об­ра­зи­мо, ка­кую уй­му до­ку­мен­тов при­шлось со­брать в до­ка­за­тель­ст­во то­го, что это не­об­хо­ди­мо!) до­бить­ся ус­та­нов­ки пан­ду­са воз­ле подъ­ез­да. А пе­ре­пи­с­ка по по­во­ду сво­его от­дель­но­го жи­лья, где бу­дет и ма­с­тер­ская, по­ка не увен­ча­лась ус­пе­хом. Квар­ти­ра ей по­ло­же­на по за­ко­ну, но оче­редь для спорт­с­ме­нов дви­жет­ся мед­лен­но.

Ило­на не скры­ва­ет, что ее раз­дра­жа­ют жа­ло­бы и ны­тье из-за ерун­ды от “хо­дя­чих” лю­дей. “За­ча­стую их про­б­ле­мы по срав­не­нию с мо­и­ми — чушь. Они спо­кой­но мо­гут от­пра­вить­ся ку­да-то на по­ез­де или про­сто по­гу­лять по го­ро­ду. Мне стран­но слы­шать, что мно­гие пред­по­чи­та­ют про­гул­кам си­де­ние у те­ле­ви­зо­ра или ком­пь­ю­те­ра! Я, ки­е­в­лян­ка, стра­даю от то­го, что мно­го­го еще не знаю о сво­ем го­ро­де и тра­чу ог­ром­ные день­ги на та­к­си, ис­поль­зую лю­бую воз­мож­ность постичь что-то но­вое”, — де­лит­ся Ило­на — де­вуш­ка, до­с­тиг­шая на­мно­го боль­ше­го, не­же­ли не­ко­то­рые аб­со­лют­но здо­ро­вые лю­ди.  

В спор­те, счи­та­ет Ило­на, она ре­а­ли­зо­ва­лась поч­ти на все сто и сей­час основное вни­ма­ние уде­ля­ет твор­че­ст­ву. В пла­нах — пер­со­наль­ная вы­став­ка кар­тин. Ху­дож­ни­ца пред­по­чи­та­ет гра­фи­ку, но в то же вре­мя от­кры­та для экс­пе­ри­мен­тов, сме­ши­ва­ет крас­ки и фа­к­ту­ры. “В ка­кой тех­ни­ке вы ри­су­е­те?” — ча­с­то спра­ши­ва­ют ее. Ило­на сме­ло от­ве­ча­ет: “В тех­ни­ке Слу­го­ви­ной — это ко­гда ри­су­ешь серд­цем”.
Поделись с подружками :