Лофт – главный стиль столетия. Вопрос: какого?

Поделись с подружками :
Куда бы мы ни зашли по делам: на укладку, за новой футболкой, за чашкой латте, везде нас преследуют бетонные стены, необработанные деревянные балки, тусклые лампы с голыми проводами. Представители старших поколений впадают в ступор при виде такого дизайна в дорогом ресторане, как при виде рваных джинсов. 

Но мы-то понимаем, что это последний крик дизайнерской моды – так называемый  «лофт» (от англ. loft – чердак). Голые кирпичные стены, большие окна, царапины и другие дефекты на отделочных материалах в сочетании с  глянцевой  мебелью в стиле модерн и металлическим блеском в отделке  – самые узнаваемые атрибуты этого стиля. Так оформляют современные бутики, рестораны, бары, выставочные центры, офисы и квартиры.  Но мало кто знает, что на самом деле идеи такого дизайна возникли почти 100 лет назад.

Рождение лофта приписывают Высшей школе строительства и художественного конструирования Баухауз (нем. Bauhaus – bau – «строить», haus – «дом») в Германии. Именно этому институту дизайна мы обязаны появлению и развитию такого актуального на сегодняшний день стиля, как модерн. Согласись, ведь идеи минимализма являются очень популярными среди дизайнеров одежды. Сейчас большим спросом пользуются однотонные платья прямого силуэта в сочетании с простыми кедами. Этих же принципов придерживаются в своей работе визажисты и стилисты: волосы уложены естественным образом (прямые, легкие волны), самым распространённым макияжем на сегодняшний день является «нюд». В новых выпусках продукции декоративной косметики технологи отдают предпочтение  натуральным пастельным оттенкам, нежели палеткам всех цветов радуги в одном наборе.


Искусство перестало отвечать потребностям лишь зажиточного класса, целью которого было перещеголять в напыщенности своего соседа. Экономика Германии в то время строилась на рабочем классе. Только раньше мало кого интересовало, как обустроен его быт – главное, что есть крыша над головой. Ценность для истории представляли потолки с позолотой, лепнина на стенах, ситцевые обои и бархатные подушки. Теперь же все внимание сконцентрировано на потребностях современного рабочего человека, его стиль жизни и взгляд на мир.

Школа Баухауз определила основные тенденции развития архитектуры ХХ века, а также оказала колоссальное влияние на строительное искусство ХХI – а именно, воспитала потребность в функциональности, экономности и элитарности. Этим самым она перечеркнула архитектурные традиции излишества в украшениях и использования архитектурных деталей, которые не несут в себе никаких функций, кроме декоративных. «Меньше – значит больше» - неофициальный девиз этой школы.

История создания Баухауза началась 25 апреля в 1919 в немецком городе Веймер. Школа возникла в результате слияния на тот момент двух самых лучших архитектурных школ Германии - Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и, основанной Анри Ван де Вельде, Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства. Инициатором слияния двух школ стал именно Анри Ван де Вельде – бельгийский архитектор и художник, один из родоначальников бельгийского модерна. На роль руководителя новообразованного учебного заведения он предложил Вальтера Гропиуса – выдающегося немецкого архитектора, творческое кредо которого было: «Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым».


В школе Баухауз он собрал лучших преподавателей во всех сферах пластического искусства, профессионалоа своего дела и, что очень важно, имели созвучные взгляды на искусство архитектуры с выше упомянутым кредо Гропиуса. Он пригласил в Веймар швейцарского художника Йоханнеса Иттена (1888—1967), американского художника Лионеля Фейнингера (1871—1956, класс обрезной гравюры по дереву), скульптора Герхарда Маркса (класс керамики), архитектора Адольфа Мейера (1881—1929), художников П.Клее (искусство витража), В. Кандинского (настенная живопись), Ласло Мохой-Надя (художественная обработка металла) и Л. Шрейера (класс сценографии).

Чтобы нести свои идеи в массы и поделиться взглядами на то, каким должно быть современное искусство, школа Баухауз стала выпускать одноименный журнал и серию Баухауз-книг. Нужно отметить, что эти издания стали первоклассными учебными материалами для художников и архитекторов следующих поколений, так как содержали минимум текста и максимум эскизов, иллюстраций и фото.

Этими материалами создатели школы подчеркнули, что их подход к архитектуре и дизайну можно смело распространять на любые сферы современного искусства и даже на сферу образования, как процесса.

Именно идеи и проекты Баухауза стали настоящей революцией, как в архитектуре, так и в искусстве в целом. Эта школа показала всему миру, что практичность и функциональность – это те параметры, которые должны стать ключевыми в современных технических решениях. Каждый сантиметр пространства должен работать на создание максимально просторного интерьера. Простота становится признаком изысканности и хорошего утончённого вкуса.

Так что в следующий раз, когда услышишь слово «лофт» из уст «продвинутого» жителя мегаполиса, а это, скорее всего, произойдет в ближайшую неделю, скажи слово «Баухауз» и посмотри на реакцию этого модника.



Поделись с подружками :