Мона Лиза. Внебрачный ребенок, обман зрения или о чем еще сказал да Винчи

Поделись с подружками :
Тот факт, что сейчас по всей стране открываются не только кофейни и рестораны, но и культурно-эстетические заведения не может не радовать. Все большей популярностью пользуются галереи и выставочные центры. Организовываются новые выставки, показы, творческие встречи и т.д.. Но, несмотря на огромный поток новых объектов искусства, к некоторым работам мы в возвращаемся снова и снова. Существуют шедевры, повлиявшие на мир настолько сильно, что их образы знает каждый человек. Мало того, есть произведения-ассоциации. И, если говорить о живописи, то это знаменитая Мона Лиза.

Я не зря начала говорить об огромном количестве выставок сейчас. В последнее время удалось побывать в Студии А, где проходит анимационная выставка импрессионистов и в Пинчук Арт Центре, где свой взгляд на современное общество демонстрируют художники, скульптуры и фотографы со всей Украины. Посетителей выставок я попросила назвать три любых картины. Нужно сказать, что ответам я не была удивлена. Думаю, ты догадываешься, что большинство (28 из 30 опрошенных мною) людей назвали Мону Лизу. Но один факт все-таки поставил меня в замешательство. 67% процентов людей не смогли назвать ничего, кроме вышеупомянутого творения Леонардо да Винчи, хотя находились в метре от работ других художников.Так почему же именно эта картина настолько крепко засела в общественном сознании?

Это одна из самых загадочных картин в истории человечества. Работа над ней была завершена 500 лет тому назад - в 1519 году. Улыбка девушки завораживает современников своей неуловимостью, удивляет реалистичностью, а некоторых даже пугает, плохо влияя на их самочувствие. В Лувре, где находится картина, некоторые посетители теряли сознание от одного только взгляда на Мону Лизу. Искусствоведы и ученые изучали эти воздействие картины на людей и зашли в тупик, когда попытались установить личность модели, позировавшей Леонардо. До сегодняшнего дня неизвестно досконально, кто же изображен на этом полотне. Собственно, поэтому эта работа Леонардо да Винчи остается наиболее обсуждаемой в мире искусства. Существует огромное количество версий. Я собрала самые интересные и одновременно самые противоречивые из них.

Версия первая. Многие эксперты считают, что на картине изображена Лиза Герардини, супруга торговца тканями из Флоренции Франческо дель Джокондо (отсюда и название Джоконда). Джорджо Вазари, итальянский биограф многих художников, указал в своем труде, что да Винчи работал над заказом четыре года (с 1503 по 1507). Леонардно взял гонорар за нее, но так и не окончил работу. Можно предположить, что художник понял, что из этого портрета можно сделать нечто большее.


Версия вторая. С первой версией все понятно: был заказчик, была модель и был гонорар. А вот вопрос, с кого же действительно писал портрет Леонардо следующие десять лет с 1507 года и вызывает кучу споров у специалистов. Одним из вариантов считается, что это автопортрет самого художника. При детальном анализе и сравнении черт лица да Винчи и модели, действительно, можно найти некоторое сходство. Мастер закончил работу за два года до своей смерти. У историков есть предположения, что таким образом художник хотел на многие века приковать миллионы взглядов к своему творчеству и одновременно к себе.

Версия третья. Леонардо да Винчи был внебрачным сыном 25-летнего нотариуса Пьеро и простой крестьянской девушки Екатерины. Первые годы жизни будущий художник провел рядом с матерью. И лишь после женитьбы на богатой и знатной невесте отец забрал сына в свой дом. Леонардо якобы попытался воссоздать улыбку матери в своих работах. Научное подтверждения такого варианта можно прочесть в трудах Фрейда о детстве да Винчи.

Версия четвертая. Уже не для кого не секрет, что Леонардо да Винчи был гомосексуалистом. Ученые выдвигают предположение о том, что на портрете изображен юноша в женском одеянии. Предположительно, это был ученик мастера — Салаи, которого в качестве модели художник использовал при написании картины “Иоанн Креститель”.

Версия пятая. Кто бы на самом деле ни был изображен на картине, изначально повышенное внимание вызвала именно  улыбка - ускользающая, таинственная, динамичная. Два года назад гарвардский профессор Маргарет Ливингстон на научной конференции “За прогресс в науке” в Денвере (США) выдвинула новую теорию.Согласно ей, улыбка Мона Лизы воспринимается так неоднозначно из-за прямого и периферического зрения.

Прямое зрение отвечает за анализ явных деталей и элементов. Тени и полутени считываются им не так хорошо. За эти аспекты как раз отвечает периферическое. Губы Джоконды расположены в зоне низкого периферического восприятия, поэтому, если долго на них смотреть, мимика модели оживает. Посетители Лувра часто признают, что с какой бы стороны они ни стояли возле картины, им кажется, будто Мона Лиза смотрит на них.


Что из этого правда, а что нет, каждый определяет для себя сам. Но очевидно одно - эта картина еще не один век будет терзать нас. Важнее то, что еще много поколений будет испытывать самые разные чувства, глядя на нее. И мало кто останется равнодушным.



Поделись с подружками :