Лекция в Beauty Hub об украинском искусстве ХХ века

Поделись с подружками :
Никогда наверняка не знаешь, какие сюрпризы может подготовить день грядущий. Но лучше начинать его с мыслей позитивных и красивых, это тоже очевидно. Точно, красивых. Наверное, Вселенная восприняла мое желание с головой окунуться в мир прекрасного буквально. Потому что уже через четыре часа я очутилась на мейк-ап мастер-классе в качестве модели. Казалось, на лицо обрушилась тонна светоотражающей пудры, перламутровых теней и блесток, а красные губы стали вишенкой на торте. Страшная красота, одним словом. На вечер была запланирована лекция об украинском искусстве ХХ столетия. Честно скажу, от тяжести макияжа и обуви, да здесь я тоже погорячилась, очень захотелось понизить градус красоты внешней и сконцентрироваться на внутренней. С такой целью я и пришла в новый спейс Beauty Hub.

Это проект, идея которого строится на очевидном словах  Достоевского “Красота спасет мир”. Его создатели уверены в том, что красота — это не только твой костюм, маникюр и укладка. Это все, что нас окружает, все, о чем мы думаем. Потому что красивые поступки начинаются в первую очередь с красивых мыслей. С целью развития внутреннего чувства прекрасного был создан BH UNI — собрание лекций, выступлений и мастер-классов об искусстве, философии и культуре.

Обстановка сама по себе очень располагает к восприятию этой самой красоты. Над дизайном помещения работал современный повелитель стиля лофт — Слава Балбек. Именно он создал такой узнаваемый интерьер ресторана “The Cake” и Академии Медиа-искусств.

Двухэтажное помещение с высокими окнами выдержано в мягкой серой гамме, которая обыгрывает как ровные поверхности, так и необработанную кирпичную стену. Винтажная металлическая лестница не занимает много места. Она, наоборот, делает акцент на высокие потолки. Мягкие пуфы цвета фуксии — яркие пятна в образе Beauty Hub. Их девичий цвет и мягкая фактура как-бы говорят, что тут говорят о красоте, смотрят на нее и получают удовольствие. За бокалом шампанского послушали о первой художественной академии в Украине, суржике как культурном явлении и проанализировали картину “Психоделическая атака голубых кроликов”. А теперь по порядку.

Лекция длилась с 19:00 до 22:00 с перерывом в 15 минут. То ли тема была довольно сложной, то ли три часа для лекции это действительно много, но информация воспринималась не совсем легко. Мне кажется, нужно было взять во внимание тот факт, что люди идут на лекцию уже уставшие после работы. Возможно, можно было бы сократить время занятия.


Лекцию вела Оксана Баршинова - арт-куратор, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела искусства ХХ – начала ХХІ столетий Национального художественного музея Украины. Во время ее выступления не было никаких “заумных”, узко употребляемых терминов искусствоведения. Несмотря на все регалии лектора, рассказ получился простым и доступным. Если требовался какой-то определенный термин, Оксана его объясняла и потом несколько раз повторяла в другом контексте, чтобы точно поняли, о чем идет речь. Например, такое интересное явление в искусстве Украины 80-90-ых годов, как романтический документализм. На самом деле, это  советская интерпретация гиперреализма — жанра, который характеризуется очень реалистичным изображением чего-либо. Например, когда сложно отличить картину от фотографии. Все дело в том, что во время создания капитализма принято было говорить об образах светлого будущего, но никак о сегодняшних реалиях. Поэтому название, связанное с реальностью, а тем более, с гипер, не прошло бы проверку идеологических комитетов.


Несмотря на то что, лекция была о материальном искусстве, акцента на визуализации не делалось. Однако, те образцы, которые Оксана Баршинова подобрала для презентации, достаточно четко и ясно отображали стили и особенности той эпохи. Также она не использовала “заезженные” и узнаваемые символы модернизма и постмодернизма. Хоть речь не раз заходила о Квадрате Малевича, визуализации на проекторе не было. Но зато были действительно очень интересные примеры работ украинских мастеров, которые раньше не приходилось встречать в научно-популярной литературе. …..

Богомазов “Монтер”                             

Олег Голосий "Психоделическая атака голубых кроликов"


Помимо новых произведений художников, я узнала много нового об обстоятельствах, в которых развивалось украинское искусство.

Например, открытие собственной академии художеств в Киеве в 1917 поспособствовало зарождению специального образования и воспитанию художественного вкуса нации. У талантливых художников появилась альтернатива московской и питерской школам. В свою очередь, в Украине образовалась группа мастеров, которые по окончанию Киевской академии остались работать на своей родине. К таким можно относились: Геннадий Андреев, Михаил Андрийчук, Владимир Заболотный, Татьяна Яблонская и многие другие.

Также в это время открылись выставки, появились экспозиции из-за границы. Они были запоздалыми, но сам факт их появления существенно влияет на уровень осведомленности об искусстве украинцев. До конца ХIХ века в Украине было так назывемое “Поместное коллекционирование” - небольшие собрания произведений искусств в частных коллекциях состоятельных людей. В то время, как во всем мире уже во всю правил модерн, в Киеве прошла выставка импрессионистов. Экспозиция хоть и была запоздалой, очень сильно расширила представление украинцев о мировой живописи.

Следующим фактором влияния на развитие украинское культуры стало воссоединение с западными землями в 1919 году. Веяния культурных тенденций Восточной Европы и Советской идеологии, столкнувшись, образовали одну из самых характерных черт украинского искусства - полицентризм. Это явление предусматривает постоянное смешение характерных черт культуры западных и восточных земель. На Правобережную Украину колоссальное влияние всегда оказывала  Польша и Австрия. На Левобережную постоянное действие оказывала Москва. Менталитет, язык и вера — вот что наиболее сильно выражается в искусстве. Кстати, суржик служит отличным примером проявление полицентризма. Он является отказом нашего народа от выбора: украинское или советское.   

Курс из семи лекций был направлен на поиск красоты в разные эпохи, каждая из которых уникальна по-своему. Но в каждое время было что-то такое, что научило людей чувствовать прекрасное. Что-то, что вдохновило следующие поколения продолжить цепочку открытий человеческого таланта. И именно в этом непрерывном служении искусству и заключается сила красоты.




Поделись с подружками :