Код Дэна Брауна, или Ищите женщину

Поделись с подружками :
Роман “Код да Винчи” назван самой успешной за всю историю человечества книгой для взрослой аудитории. За три года с момента ее появления (это произошло 18 марта 2003 года) продано более 40 миллионов экземпляров, роман переведен на 44 языка.
Если же вы не успели присоединиться к довольно широкому кругу читателей этого произведения (в нем 500 страниц, так что не у каждого время найдется), то не огорчайтесь — 18 мая этого года на экраны всего мира, в том числе и Украины, выходит фильм “Код да Винчи”, в котором вам за два часа расскажут ту же историю.

В нее верить не обязательно. Повествование о тайном смысле картин великого итальянского художника Леонардо да Винчи и интимной жизни Иисуса Христа и Марии Магдалины так же условно, как и официальная трактовка вышеупомянутых живописных полотен и личностей. Где уж тут разобраться с давным-давно покойным Леонардо, Cыном Божьим Иисусом и Марией, если живой и здравствующий Дэн Браун — автор “самого успешного” романа — сам является объектом незавершенного расследования.

Вопросы
Дэн Браун утверждает, что с детства увлекался криптографией (искусством и историей составления шифров) и математикой. Но по всем имеющимся у него документам (аттестатам и диплому), он всего лишь учитель английского и испанского языков.
Дэн Браун заверяет, что историей вообще и историей искусства и религии в частности он заинтересовался во время годичной стажировки в университете испанского города Севилья. Однако здесь его никто не помнит. Более того, в архивах учебного заведения нет никаких документов, свидетельствующих о том, что американец по имени Дэн Браун проходил здесь стажировку.
Дэн Браун представляет себя эрудитом и интеллектуалом. При этом он очень неумело выражает свои мысли и зачастую не только не способен внятно ответить на несложный вопрос, но даже не может понять, о чем, собственно, его спрашивают.
Дэн Браун в расцвете сил — ему 41 год, он подтянут (занятия теннисом и жизнь на природе идут на пользу) и по-своему симпатичен. Молодые поклонницы могут часами ждать его под дождем, чтобы получить заветный автограф, а при виде своего кумира вопят как резанные: “Я тебя люблю!”, словно речь идет о популярном певце, спортсмене или кинозвезде. Однако Дэн Браун женат на даме, которая на двенадцать лет старше его, и очень неохотно выставляет нос из-за ее юбки.

“Ботаник”
Школа-интернат “Филипс” в маленьком городке Эксетер в штате Нью-Хэмпшир — самая эксклюзивная средняя школа в США, а может, и во всем мире. Рыночная стоимость этого “предприятия” составляет 705 миллионов долларов, на обучение одного ученика здесь тратится 660 тысяч долларов. Существует за счет пожертвований богатых родителей, стало быть, в ней учатся дети американской элиты. Эти люди требуют за свои деньги соответствующее качество, и потому здесь работают только первоклассные специалисты. В течение тридцати пяти лет математику в “Филипс” преподавал Ричард Браун — один из ведущих ученых в этой области, а также большой знаток кодов, в свое время сотрудничавший с Агентством национальной безопасности. По тамошним правилам, учителя вместе с семьями живут в школьном городке, что совсем неплохо хотя бы из-за здорового климата — вокруг леса и озера.
Дети Ричарда Брауна, в том числе и старший сын Дэн, родились, выросли и (благодаря положению отца) учились в Эксетере. Вся жизнь Дэна протекала на территории школьного городка, но друзей и даже приятелей он себе не завел. Не имевший способностей к таким видам спорта, как американский футбол, баскетбол, бейсбол и легкая атлетика, не принимавший участие в традиционных для любых школ хулиганских мероприятиях и розыгрышах, крайне несмелый с девушками, он принадлежал к молодым людям, которых американцы снисходительно называют “ботаниками”. 
Это прозвище относится к ребятам, которые проявляют склонность к точным наукам, но Дэн и в этом смысле разочаровал отца — он был чистым гуманитарием. Впрочем, в этих науках юноша себя тоже не показал. Несмотря на диплом “Филипса”, он сумел поступить всего лишь на филологический факультет не самого лучшего колледжа — в понимании американцев — убежища для посредственных молодых людей. С грехом пополам окончив его в 1986 году, Дэн не смог найти приличное место работы и сел на папину шею.

В тихом омуте...
Честолюбие движет миром, а особенно сильно оно грызет нелюбимых, некрасивых и одиноких. Им очень хочется “кое-что доказать” тем людям, от которых они тщетно ждали любви, дружбы или простого расположения. Дэн Браун не был исключением — он отчаянно жаждал славы.
К середине 80-х годов всем уже стало ясно, что кратчайший путь к славе в современном мире — это исполнение популярной песни. Дэн освоил синтезатор и принялся сочинять “задорные” вещицы с названиями типа “Счастливые лягушки” и “Слонята на мотоциклах “Судзуки”. Ни одна серьезная фирма не проявила интереса к творчеству Дэна, и тогда он уговорил папу дать ему денег на собственную студию грамзаписи, которая получила пафосное название “Компания Дэна Брауна”. Попытка потеснить “Колумбию” и “Сони” закончилась провалом: торгуя с лотка, Дэну удалось всучить прохожим несколько сотен дисков, но этого было явно недостаточно для целесообразности существования его “компании”. Начинающий композитор решил, что вся проблема в неправильном выборе места деятельности, и переехал в столицу шоу-бизнеса — Голливуд. 
Здесь музыкальное дарование Дэна Брауна тоже не имело должного признания, и ему все же пришлось пойти на работу — учителем испанского языка в начальных классах. Правда, школа находилась в очень приличном районе — Беверли-Хиллз, и кто-то из тамошних обитателей посоветовал Дэну обратиться в Национальную академию авторов песен, главный офис которой был расположен неподалеку. Взяв свои записи, Дэн отправился — сам того не зная — на главное свидание в своей жизни.

Любовь дамы
Зря говорят, что в современном мире все тайное обязательно становится явным. Когда Дэн Браун превратился в одну из мировых знаменитостей, сотни журналистов принялись остервенело рыться в его личной жизни, но, к их удивлению,  почти ничего не смогли узнать о жене писателя — Блис Ньюлон. 
Дэн Браун представляет ее как “специалиста по истории искусства”, но ни в одном американском университете Блис Ньюлон никогда не училась. Известно, что она родилась в калифорнийском городке Палмдейл, но неизвестно, покидала ли она в течение первых сорока лет своей жизни пределы штата Калифорния. Самое интересное, что нет никаких достоверных сведений о ее послужном списке, только о последнем месте работы: начальник отдела поддержки молодых талантов Национальной академии авторов песен.
В 1991 году на очередном заседании руководства Академии Блис Ньюлон объявила о том, что открыла новый талант, который, по ее словам, должен “затмить славу Принса” (тогда этот исполнитель конкурировал с самим Майклом Джексоном). Вообще-то, одного взгляда на Дэна Брауна достаточно, чтобы понять, что он не рожден для сцены: рыжий, с неприметным лицом, с вечно озадаченным взглядом и смущенной улыбкой. Но Блис умела убеждать: Дэна приняли в члены Академии, а она взяла на себя функции руководителя проекта. Лично занималась рекламой и маркетингом творчества Дэна, к работе с ним привлекла опытных музыкантов и звукоинженеров. В Академии никто не мог понять, какие именно перспективы Блис увидела в Дэне, потому что никому не могло прийти в голову, что он почти с первого дня их встречи стал ее любовником. Тридцативосьмилетняя деловая, волевая, яркая Блис и этот двадцатишестилетний “тюфяк” и “ботаник”, больше похожий на мальчика-переростка? Впрочем, никто ничего и не должен был знать, связь держалась в полной тайне даже от родственников и ближайших знакомых. 
Два года творческих мук дали неожиданный результат: цикл песен о садомазохизме “Боль — это высшее наслаждение”. Руководство Академии удивленно подняло брови и решило приглядеться к личной жизни начальника отдела поддержки молодых талантов. На этом закончились сразу две карьеры: музыкальная — Дэна Брауна и административная — Блис Ньюлон. В 1993 году влюбленные, которым уже нечего было скрывать, отправились на родину Дэна — в штат Нью-Хэмпшир, где отец устроил “блудного сына” учителем английского во все ту же школу “Филипс”. 

Трудные роды
Речь не о детях — их в этой семье (в 1997 году Дэн и Блис официально оформили отношения) нет. “Ребенком” является сам Дэн Браун, вернее, его творчество. А Блис Ньюлон оказалась необычной “мамой” — она наконец-то объективно посмотрела на свое “чадо” и сказала, что ему следует оставить занятия музыкой. “Давай ты лучше будешь писателем”, — решила Блис. (Дэн Браун сам вспомнил об этом в одном из своих очень редких интервью.) 
Как и положено хорошей “родительнице”, первое “сочинение” Дэна Блис практически написала сама. Это была книжица “187 мужчин, которых нужно избегать. Пособие для разочарованных женщин”. Пара обнаружила чувство юмора — автором произведения значилась Даниэла Браун. Книгу опубликовали, но дальнейшие упражнения в области женской литературы издателей уже не заинтересовали. 
Однажды Дэн лежал на берегу моря, листал купленный в пляжном киоске триллер, и тут его осенило: “Я буду писать что-то подобное!” — “Молодец!” — сказала Блис и в 1996 году уговорила Дэна бросить работу, чтобы полностью посвятить себя писательской деятельности. Пара поселилась на заброшенной мельнице, потратив большую часть своих сбережений, чтобы привести ее в пригодное для жизни состояние. Папа тоже помог материально, и он же подкинул идею для первого романа Дэна Брауна — политического “технотриллера” “Цифровая крепость”. (Ричард Браун, как уже упоминалось, сотрудничал со спецслужбами. И даже был лично знаком с президентом США Джорджем Бушем-старшим.) 
“Цифровая крепость” вышла в свет в 1998-м, а потом Браун опубликовал еще два триллера — “Ангелы и демоны” и “Точка обмана”. От него требовалось только писать, а всем остальным занималась жена. Она редактировала, бегала по издательствам, сочиняла рекламные тексты и пресс-релизы, организовывала рекламную кампанию и сама же в ней участвовала, давая по несколько интервью в день в течение нескольких месяцев. Правда, результат был один и тот же: Дэн забирал из магазинов непроданные экземпляры своих опусов (дальше первого тиража дело не шло), грузил их в багажник своего автомобиля и вез на базар продавать по бросовой цене, чтобы получить хоть какие-то деньги. “Так дело не пойдет”, — сказала Блис и взялась еще и за литературный процесс.

Чудо
Оно произошло уже в начале нового века. Блис попалась на глаза книга нескольких британских историков “Святая кровь и Священный Грааль”, в которой излагалась новая версия жизни Иисуса Христа. Дескать, он не был распят на кресте, а женился на Марии Магдалине (не блуднице, а знатной даме), у них были дети, от которых пошли многие короли и т. п. Блис тут же залезла в Интернет, выкачивая из него всю подходящую информацию. Потом она тряхнула свекра — большого любителя “шифрованных игр” вроде популярного теперь и у нас “Квеста”. Дэн со своей стороны штудировал триллеры, вылавливая полезные идеи. Собранный материал сгребли в кучу, а Дэн Браун принялся “резать и клеить”. Видимо, в этом и заключается его истинный талант — иначе вышедший в 2003 году роман “Код да Винчи” не стал бы тем, чем он стал.
Об огромных тиражах мы уже говорили в начале статьи. Только это еще не все: роман породил настоящую истерию. Католическая церковь (представленная в романе как злодейская организация) уже устала объяснять возмущенным читателям, что речь идет всего лишь о художественном вымысле. Служители Лувра в шоке: туристы теперь не смотрят на картины (в том числе и того самого Леонардо да Винчи), а рыщут в поисках комнаты, где произошло убийство, с которого начинается роман. Тур по парижским местам “Кода да Винчи” стоит 100 евро — больше, чем билеты во все знаменитые музеи Парижа вместе взятые. В Вестминстерском аббатстве в Лондоне творится то же самое, а жители маленькой шотландской деревушки Росслин (еще одна арена действий книги) не могут отбиться от тысяч маньяков, ползающих по их полям в поисках элемента кода. Ну а сам Дэн Браун из безработного учителя за три года превратился в богача с общим состоянием в 250 миллионов долларов. Занятно, но при этом Дэн и Блис никуда не двинулись из, в общем-то, захолустного Нью-Хэмпшира и строят в тамошних лесах уединенное поместье, словно прячут от всего человечества какой-то секрет.

Сила женщины
Мания, которую породил “Код да Винчи”, имеет еще один аспект: уже появились десятки книг, авторы которых пытаются объяснить феноменальный успех романа.
Как правило, применяется обычная логика. Дескать, автор был представлен публике как серьезный исследователь, вроде создателя классического исторического триллера “Имя розы” Умберто Эко. Наивные читатели не подозревали, что Браун не провел долгие годы в архивах, библиотеках и музеях, его книга написана с помощью Интернета, а потому содержит непроверенную, перевранную и просто анекдотическую информацию. Недаром сразу же после выхода книги в свет Дэн и Блис перестали давать какие-либо интервью и крайне неохотно появляются в обществе. Собственно, все данные о “методе” Дэна Брауна всплыли только в начале этого года, когда в Лондоне начался процесс по обвинению его в плагиате. (Обвинение выдвинули авторы книги “Святая кровь и Священный Грааль”.)
Называются и объективные причины: современная мода на “шифрованные игры” и популярность “теории заговора”. Свою роль сыграл и отличный маркетинг: книга изначально подавалась, как скандальная, и таинственным образом попала в списки бестселлеров за несколько дней до того, как появилась в книжных магазинах. (Смешно, но на волне успеха “Кода да Винчи” бестселлерами стали ранние романы Брауна, которыми когда-то ему приходилось торговать “с колес”). Некоторые любители той самой “теории заговора” усматривают маркетинговый ход даже в вышеупомянутом судебном процессе: мол, все затеяно, чтобы лишний раз прорекламировать книгу и выходящий в мае фильм.
Все это верно, но тайна все равно остается. В мире тысячи авторов пишут триллеры, подавляющее большинство пользуется Интернетом, очень многие выдают вымышленные события за реальные и воруют чужие идеи. А феноменальный успех пришел лишь к Дэну Брауну.
Одной из тем “Кода да Винчи” является Священный Грааль. По официальной версии — это чаша, из которой Христос пил во время своего последнего ужина и которая дарует ее обладателю бессмертие. “Грааль” еще является символом любой высокой цели, например секрета превращения какого-либо материала в золото. По версии Дэна Брауна, Священный Грааль — это Мария Магдалина, то есть женщина, то есть таинственное женское начало — сверхъестественная сила, благодаря которой происходят на земле все чудеса. Говорят, ведьмы все еще собираются на лесных полянах, чтобы во время шабаша вызвать к жизни Великую Магию. Может быть, там, в лесах Нью-Хэмпшира, женщина по имени Блис своим волшебным прикосновением превратила хронического неудачника Дэна в автора популярнейшего романа? В любом случае, Дэн Браун нашел свой Священный Грааль — бумага превратилась в золото.
Фильм века
Создатели фильма “Код да Винчи” утверждают, что кино будет полностью соответствовать литературному первоисточнику. Это не совсем так хотя бы потому, что ни один монастырь и собор, о котором идет речь в романе, не разрешил съемки на своей территории. “Роли” известных мест “играют” другие, никому неведомые. Что, разумеется, не спасет “знаменитости” от очередного наплыва ошалелых искателей ключа к коду да Винчи — люди снова примут фикцию за реальность.
Что касается главных ролей, то выбор их исполнителей вызвал удивление. Главный герой романа — профессор Лэнгдон — красив, обаятелен, остроумен, ловок и смел. Как и большинство писателей, Дэн создал человека, каким ему самому хотелось быть. Но эту роль отдали Тому Хэнксу, специализирующемуся на незадачливых, неуклюжих и странных персонажах — достаточно вспомнить такие фильмы, как “Форрест Гамп”, “Бессонница в Сиэтле” или “Поймай меня, если сможешь”. В общем, Тому Хэнксу больше подошла бы роль самого Дэна Брауна. Более того, Хэнкса называют “самым большим подкаблучником Голливуда”: он уже 21 год живет с одной и той же женщиной — малоизвестной актрисой Ритой Вильсон, которая, как утверждают, руководит его карьерой и без чьего разрешения он и рта не раскроет. 
Главный женский персонаж романа — умную, лихую и сексуальную француженку Софи — воплотит Одри Тоту, хотя на эту роль куда больше подошла бы героиня “Мечтателей” и “Царства Божьего” Ева Грин (кстати, новая девушка Джеймса Бонда). Одри Тоту не выглядит умной (она не очень убедительно смотрелась в интеллектуальном детективе “Долгая помолвка”), не производит впечатления лихой (в лучшем случае — проказливой, как в “Амели”) и уж совсем не годится в “секси” (даже при современной моде на худобу, ее ножки-щепочки скорее отпугивают, чем привлекают). Зато она училась на филологическом факультете, обручена с известным американским поэтом Лансом Мазманяном и имеет свой взгляд на Бога: “Я в него верю, но я на него не полагаюсь”. 
Говорят, что Блис Браун, которая ведет все дела мужа, выбила у студии особые права для Дэна, а значит, и для себя при производстве фильма. Вероятно, что эти права распространялись и на выбор актеров — уж больно Том Хэнкс и Одри Тоту во вкусе Блис. Что ж, может, она опять “что-то знает”. Один раз чудо ей уже удалось. 
Поделись с подружками :