Розы для Клары

Поделись с подружками :
Cуществует предание, будто на одном из Вселенских Соборов ученые мужи подняли вопрос: “А человек ли женщина?” И после долгих словесных баталий большинством в один голос было принято решение оставить за ней право тоже называться этим гордым словом...
Трудно сказать, вспомнилась ли милым дамам та давняя обида или основную роль все-таки сыграли события более актуальные, но факт остается фактом: настал день, когда женщины всех стран решили объединиться в борьбе за равноправие. С тех пор каждый год восьмого числа в первый месяц весны мы с радостью отдаем в надежные мужские руки все то, за что еще так недавно отчаянно боролись (например, право на труд у мартена — это ничего, что он всего лишь кухонный). А сами, вопреки заветам Клары Цеткин, которой, как известно, человечество обязано появлением праздника, особенно расположены принимать знаки внимания и соглашаться с тем, что мы — самые добрые, умные и прекрасные на Земле. Это значит, в глубине души именно в этот день мы больше всего мечтаем как раз о... неравенстве и признании своей исключительности. Возможно, гены революционных прабабушек за долгие годы мутировали, и теперь нашим современницам хочется просто быть хрупкими и беззащитными.

Историки утверждают, что праздник, в который чествовали женщин, существовал уже в Древнем Риме. В этот день римлянки, облаченные в лучшие одежды, с благоухающими венками на головах приходили в храм богини домашнего очага Весты. А все матроны — свободные женщины, состоящие в браке, — получали от мужей роскошные подарки, внимали словам любви и благодарности.

Не менее трепетное отношение проявили к женщинам и японцы, посвятившие своим ненаглядным сразу два праздника: Хина-мацури — День девочек, или Праздник цветения персика, — и Белый день. Но, говорят, подарки и поздравления ожидают лишь тех дам, которые позаботились о презенте для любимого в День святого Валентина. Причем, уверяют знатоки, традиция строго регламентирует выбор подношения для женщины в соответствии с тем, что она сама вручила мужчине 14 февраля.

Нередко праздник 8 Марта связывают с православным почитанием жен-мироносиц, ставших первыми, кому явился воскресший Христос... Правда, чествование их продолжается не один день, а всю третью неделю после Пасхи (возможно, это стоит взять на вооружение).

Еще одна версия свидетельствует о том, что к появлению в будущем Международного женского дня имеет непосредственное отношение еврейский праздник Пурим, посвященный легендарной Эсфирь. Согласно легенде, она в совершенстве владела искусством любви, подарившим ей неограниченную власть над мужем — персидским царем Ксерксом. Однако использовала свое умение исключительно в патриотических целях: мудрая женщина добилась подписания специального указа, чем спасла свой народ от истребления. Тем и прославилась на века. (Некоторые историки предполагают, что при выборе даты в начале ХХ века Клара Цеткин вспомнила о празднике народа, к которому принадлежал ее муж: в тот год праздник якобы пришелся как раз на 8 марта.)

Современная история менее романтична, и, по ее данным, впервые 8 Марта прозвучало в 1857 году в городе Нью-Йорке. Однако на знаменах вышедших на манифестацию работниц швейных и обувных фабрик были вовсе не слова: “Весна, любовь, красота”. Они требовали десятичасовой рабочий день (вместо шестнадцатичасового), светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату. Следствием их решительного выступления было образование профсоюза, членами которого впервые стали женщины.


Спасибо, Клара!
Когда 5 мая 1857 года в Саксонии, в добропорядочной семье сельского учителя и органиста Готфрида Эйснера родилась дочь, вряд ли кто-то мог предположить, какое будущее ее ожидает. Клархен с юных лет проявляла незаурядные способности, обладая недюжинной памятью и даром убеждения. Девушку бесплатно приняли в знаменитую лейпцигскую женскую семинарию Августы Шмидт, которую она окончила блестяще. Чтобы углубить познания в области педагогической науки, девушка стала посещать учительский семинар в Лейпциге, а немного позже — тайные собрания “партии цареубийц” (так в Германии называли социал-демократов). Там же познакомилась с членами кружка русских студентов и эмигрантов, среди которых был “профессиональный социалист” Осип Цеткин. Встреча стала судьбоносной: Клара порвала со своим филистерским прошлым, навсегда уйдя из дома вслед за любимым. Союз оказался на редкость прочным (ни голод, ни нужда, ни неизлечимая болезнь мужа не заставили женщину пожалеть о сделанном выборе), ведь в его основе лежали не просто чувства, а их “высшее проявление” — идейная близость. И хотя не разделявший ее взглядов на действительность кайзер Вильгельм II называл мадам Цеткин “самой опасной ведьмой Германской империи”, а друзья по партии именовали не иначе как “дикой Кларой”, это ни чуть не охладило боевой пыл. И не только: в 50 лет неистовая дама, ставшая к тому времени вдовой, вышла замуж за художника Фридриха Цунделя. Ходили слухи, что против этого союза возражал лично Август Бебель, опасаясь, что “неравный брак” может дискредитировать революционного деятеля Цеткин, ведь ее избранник был моложе на пятнадцать лет и не состоял ни в одной партии. Политическая интуиция Бебеля не подвела: брак действительно оказался недолговечным. На склоне дней изнуренная многолетней борьбой Клара обосновалась в “стране победившего социализма”, получив еще при жизни титул “несокрушимой и легендарной”.

Спустя почти полвека, в 1910-м, на Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене пламенная революционерка Клара Цеткин (иногда ее путают с Розой Люксембург, не имеющей к дате никакого отношения) предложила ежегодно проводить День солидарности трудящихся женщин всего мира в борьбе за равноправие с мужчинами, за мир и демократию. Ее инициативу поддержали, правда, на протяжении последующих лет в каждой стране дамы “воссоединялись в борьбе за...” в разные числа весны.

В России идею подхватили в 1913-м, когда на имя питерского градоначальника было подано заявление об организации “...научного утра по женскому вопросу”, где на повестку дня выносились проблемы совсем не лирического содержания: право голоса для женщин, государственное обеспечение материнства, дороговизна жизни...

В 1914 году Международный женский день провели повсеместно 8 марта, поскольку он пришелся на воскресенье, то есть нерабочий день.

А в 1917-м женщины будущей Страны Советов вышли на улицы в последнее воскресенье февраля с лозунгами “Хлеба и мира”. Это было 23 февраля по юлианскому календарю, который тогда использовался, и 8 марта по нынешнему, григорианскому. Со временем он стал государственным праздником и очередным поводом подвести “итоги своего участия в коммунистическом строительстве”. В 1975 году ООН объявила 8 марта Международным женским днем борьбы за права женщин.

Потом женский день утратил свою уныло-политическую окраску. И это дает нам полное право наслаждаться завоеваниями товарища Цеткин в душевном кругу любимых, друзей и подруг, получать подарки и слушать слова любви, а не пламенные лозунги. Что ж, в таком изрядно подкорректированном виде 8 Марта выглядит гораздо привлекательнее!
Поделись с подружками :