Секреты оперетты: что происходит за кулисами?

Поделись с подружками :
Жизнерадостный жанр оперетты называют солнечным и сравнивают с брызгами шампанского: удивительная феерия музыки, пения, танцев, цвета и света. Но только исполнители знают, сколько времени и сил требуется для создания сказки. Мы заглянули за кулисы и узнали тайны волшебства.
С французским шармом
Считается, что оперетта родилась в тот июльский день 1855 года, когда в парижском театре “Буфф-Паризьен”, открытом композитором Жаком Оффенбахом, состоялась премьера его нового комедийного произведения “Двое слепых”. “Зрители смеялись, аплодировали и кричали так, будто произошло чудо”, — вспоминали очевидцы. В следующем году поклонники жанра отметят его 160-летний юбилей. А в декабре 2014-го восьмидесятый день рождения отпразднует Киевский национальный академический театр оперетты, и подготовка к нему уже началась.



Завсегдатаи, конечно, знают, что здание было построено на одной из центральных улиц Киева в 1902 году и носило название “Троицкий народный дом”. А в апреле 1906-го благодаря стараниям актера и режиссера Николая Садовского именно здесь был открыт первый украинский стационарный театр. В 1934-м за ним закрепился статус театра музкомедии. Стены хранят память о Марии Заньковецкой и Панасе Саксаганском, выступавших на этой сцене, здесь блистали Иван Козловский, Ольга Юровская, Борис Хенкин, Георгий Горюшко...

А еще в этом храме искусства есть настоящие лабиринты: поверьте, они с легкостью могут соперничать с теми, которые послужили декорациями к знаменитому фильму-мюзиклу “Призрак Оперы”. Сегодня там расположены многочисленные цеха, где создается абсолютно все, чем мы, непосвященные зрители, наслаждаемся во время представлений: уникальные по сложности и красоте костюмы, красочные декорации, оригинальнейшие шляпки, которым позавидует любая современная модница. А еще туфельки, сапоги, балетки... С теми, кто обычно остается за кулисами, мы пообщались в этот раз, ведь декораторы, портные, костюмеры, гримеры, бутафоры, обувщики, наряду с руководством театра и актерами, — главные действующие лица любого представления.



Шик, блеск, красота!
“Оперетта — это некий музыкальный бутик, в котором каждый может выбрать спектакль на свой вкус: опера-буфф, мюзикл, музыкально-драматический спектакль, модерн-балет... — говорит заслуженный деятель искусств Украины, художественный руководитель театра Богдан Струтинский. — У нас есть и “Театр в фойе”, где во время представлений, например “Кофейной кантаты” Иоганна Себастьяна Баха или “Званого ужина с итальянцами” Жака Оффенбаха, люди сидят за столиками при свечах, а не в зри­тельном зале. Это создает непринужденную обстановку: за чашечкой кофе всегда можно подружиться с соседом и поднять бокал шампанского вместе с актерами. 

Однажды ко мне обратилась молодая пара с вопросом, можно ли выкупить спектакль... в день их свадьбы. Дело в том, что они познакомились во время такого театрального действа. Своя изюминка есть у многих спектаклей: в мюзикле “Моя прекрасная леди” по пьесе Бернарда Шоу героиня торгует фиалками, и на премьере актеры дарили эти цветы всем женщинам в зале. Во время музыкальной комедии “Ключ на мостовой, или Приключения свадебной ночью” можно... потанцевать прямо в фойе, ведь зрители приходят к главным героям на свадьбу. 

Еще десять лет назад здесь было все по-другому: в зале сидело 50 человек — в два раза меньше, чем артистов на сцене. С тех пор мы полностью изменили восприятие оперетты: приглашаем знаменитых постановщиков, ставим мировые бренды. И теперь мы просто обречены на аншлаги”.

Чтобы костюмчик сидел
“Без костюма нет спектакля: некоторые актеры не могут до конца ощутить образ, пока не наденут сценический наряд даже на репетиции, ведь тогда появляется иное восприятие себя. В каждой постановке необходимо учесть стиль эпохи — камзол, дублет, колет, джеркин. Без исторической литературы не обойтись”, — делится начальник пошивочного цеха мужской одежды, заслуженный работник культуры Украины Владимир Собко.

Как рождается сказка
“Реквизит и декорации готовятся отдельно под каждое представление: существует специальная таблица, согласно которой все детали затем расставляются на сцене в строгой последовательности”, — рассказывает начальник бутафорского цеха Андрей Романов.

Наряды в ряд
“В костюмерной театра хранятся платья к “Баядере”, премьера которой состоялась тридцать лет назад. — рассказывает костюмер Галина Хабаликян. — У каждого актера — “именная” обувь и наряды: все скрупулезно подписано. Перед спектаклем костюмы тщательно отглаживаются. Но однажды произошла такая история. Во время гастролей московского театра мы должны были подготовить сценический наряд одного из актеров. Как всегда, взялись отпаривать рубашку и брюки. Вдруг раздается крик: “Что вы делаете?! Я по роли должен быть мятым и грязным! Его ногами потоптать надо!” На что я ответила: “Мы сделаем качественно свою работу, а мять его будете сами”. А еще костюмер должен обладать навыками психолога, ведь актеры — люди ранимые, с переменчивым настроением: их надо не только облачить в наряд, но и поддержать морально”.

Театральная статистика
В штате театра служит 400 человек, включая технический персонал.
Самые сложные костюмы шьются в среднем неделю.
На платье цветка в спектакле “Театр моды, или История одного кутюрье” ушло 32 метра ткани.
На костюм подсолнуха было пришито 1200 камней.
К спектаклю иногда изготавливается до 150 головных уборова все шляпки, цилиндры, котелки делаются вручную.
Для балета “Кармен-сюита” художник по костюмам Ирина Давыденко нарисовала 157 эскизов.
Для мюзикла “Целуй меня, Кэт” Александр Карпенко лично изготовил более 100 пар обуви шекспировского времени.
Ежедневные репетиции премьерной постановки артистов балета длятся 5–7 часов в течение двух с половиной месяцев.
“Костюмный фонд” театра составляет более 12 тысяч нарядов.
Поделись с подружками :