Декомпрессия: современное искусство Украины в Париже

Поделись с подружками :
Выставка современного украинского искусства «Декомпрессия»  вызвала большой интерес среди парижской публики. Уже в первую неделю экспозицию в старинном соборе Сен-Мэри рядом с центром Помпиду посетило более 7000 людей

Проект «Декомпрессия» стал главной визуальной страницей фестиваля современной украинской культуры «Украина – свободная сцена», проходящий во французской столице до 10 мая 2015 года. Его инициаторами выступили «ГогольFest» в Украине та «SOUFFLE collectif» во Франции.

«Декомпрессия» - междисциплинарный арт-проект, в котором приняли участие более двадцати украинских и иностранных художников. С помощью инсталляций и перформанса, видео и саунд-арта, авторских арт-буков и фотографии они попытались переосмыслить актуальные события в Украине. Проект стал острым, впечатляющим и в то же время глубоко философским «разговором» о революции достоинства, о страхах и романтизированной надежде. О боли и о единстве.

Декомпрессия – опасное для жизни человека состояние, в котором его кровь может фактически «закипеть» при слишком быстром подъеме из морских глубин на поверхность. Украинцы на протяжении последних лет пребывали в удушливой политической атмосфере, у них не оставалось другого выбора, кроме как «подняться на поверхность» за глотком свежего воздуха. Но на этом пути Украине приходится время от времени останавливаться и приспосабливаясь к новым условиям. 

Проект «Декомпрессия» открыл европейскому зрителю историю «подъема» украинского общества из глубин политического удушья на поверхность все еще бушующего общественного океана в поисках глотка свободы.

Дарья Кольцова, куратор проекта «Декомпрессия»:

«Я рада, что украинское искусство представлено в самом центре Парижа. И при том не а коммерческой галерее или украинском культурном центре, а в очень специфической и необычайно интересной локации, которую каждый день посещают сотни людей со всего мира. А инсталляцию на фасаде собора можно увидеть с каждого этажа Центра Помпиду. Не всё было просто, но результат стоит всех усилий. Этим проектом удалось подготовить почву для дальнейших украинских проектов в Европе. Нам поступило уже несколько интересных предложений».

Жюльен Коральдель, арт-директор Souffle colectif – культурной ассоциации, которая базируется в соборе Сен-Мэри:

« «Декомпрессия» - самый масштабный проект визуального искусства, когда-либо показанный в соборе, и мы гордимся, что стали его частью. С самого начала я влюбился в идею этого проекта. Важно, что куратор хотела высторить диалог пространства и искусства: мы впервые использовали фасад храма, крипту, исповедальни, создав целостное и гармоничное кураторское высказывание, не противоречащае локации, но работающее вместе с ней. Украинское искусство стало настоящим открытием для наших посетителей. Мы решили продлить проект до 10 мая и планируем продолжить сотрудничество в следующем году».

Среди участников проекта представители разных поколений украинских художников – как авторы с опытом участия в Венецианской Биеннале, Манифесте. Международных форумах медиа-арта и многочисленных резиденциях, так и молодые талантливые художники, заявившие оо себе на протяжении последнего года. Кроме украинцев в проекте приняли участие испанский визуальный музыкант и медиа-художник Хосе Батиста и эстонская художница и режиссер-документалист Кристина Норманн.

Экспозиция занимает три основных пространства: фасад, нэф и алтарную часть храма Сен-Мэри. Сюрпризом для французов стала зрелищная инсталляция Романа Михайлова. Мэрия Парижа впервые дала разрешение на использование фасада собора со стороны площади Стравинского.

Роман Михайлов, художник:

«Это была хорошая, но по всем признакам сумасшедшая идея с самого начала: стрит-арт-инсталляция на фасаде средневекового храма в самом сердце города, где штраф за стрит-арт может достигать нескольких десятков тысяч евро, и даже французы жалуются на невозможность получения разрешения на подобный проект!.. А сегодня ни один прохожий не может пройти мимо визуального напоминания о событиях в моей стране!»

Среди экспонатов проекта «Декомпрессия» провокативная композиция в алтарной части храма, состоящая из световой инсталляции Дарьи Кольцовой и видео-проекции изображения военных Алины Якубенко, проникновенная аудио-инсталляция Антона Байбакова в исповедальнях храма. Линию медиа-арта продолжили видео Оксаны Чепелик, Максима Дондюка и Хосе Батиста, арт-группы Йод, Александра Ельцина, Кристины Норманн, Александра Михеда и зрелищная  видео-инсталляция Сергея Петлюка.  В крипте собора представлено видео Виктора Сидоренко, усиливающее серию его монументальных фотографий на алюминии. Документальную и наиболее рефлексивную часть проекта дополнили авторские арт-буки и фотокниги Гамлета Зиньковского, Романа Минина, Алевтины Кахидзе, Юлии Полуниной-Бут, тандема «Графпром» (Марии Норазян, Ильи Павлова) и Сергея Жадана.

Глубже контекст экспозиции и самих украинских событий посетителям выставки разъясняют специальная карта-гид и книга статусов в социальных сетях, опубликованных украинцами в самые напряженные моменты революции. Это исследование на двух языках ( украинском и французском) простыми словами объясняет сложную историю судьбоносного для страны года, чувства и мотивацию ее граждан, а также причины возникновения Майдана.  Кстати, специально для проекта часы работы собора продлили до 23.00.

В пространстве экспозиции постоянно происходят концерты академической, современной и альтернативной музыки. А на открытии проекта был показан литературно-музыкальный перформанс при участии актрис театра «Дах», куратором которого стал Александр Михед. 

Поделись с подружками :