В ожидании "Оскара"

Поделись с подружками :
Главным событием этого месяца для представителей киномира, несомненно, станет 83-я церемония вручения престижнейшей награды. Кого отметит своим вниманием прихотливый “Оскар” в этом году, будет известно уже 27 февраля.

Нем­но­го ис­то­рии

С тех пор как 16 мая 1929 го­да чле­ны Аме­ри­кан­ской ака­де­мии ки­не­ма­то­гра­фи­че­ских ис­кусств впер­вые вру­чи­ли “зо­ло­тых ры­ца­рей” тем, кто, по их мне­нию, осо­бен­но от­ли­чил­ся пе­ред ки­не­ма­то­гра­фом, эта пре­мия ста­ла од­ной из са­мых же­лан­ных. И де­ло не в день­гах: цен­ность этой на­гра­ды оп­ре­де­ля­ет­ся ис­клю­чи­тель­но пре­сти­жем. Как за­ме­ти­ли ост­рые на сло­во жур­на­ли­сты, весь фо­кус в том, что по­зо­ло­чен­ный “Ос­кар” смо­т­рит­ся на эк­ра­не луч­ше, чем ме­шок с чи­с­тым зо­ло­том. И толь­ко ге­тев­ско­му Ме­фи­сто­фе­лю ка­за­лось, буд­то “лю­ди гиб­нут за ме­талл”, на са­мом де­ле они гиб­нут за его при­зрач­ный блеск. Ра­ди не­го и ло­ма­ют ко­пья бу­ду­щие но­ми­нан­ты, не­смо­т­ря на то что да­ле­ко не всем из них до­ве­дет­ся стать ла­у­ре­а­та­ми. Это для зри­те­лей па­фос­ная це­ре­мо­ния — яр­кое зре­ли­ще, про­дол­жа­ю­ще­е­ся не­сколь­ко ча­сов под­ряд: па­рад ки­но­звезд, про­из­но­ся­щих про­ник­но­вен­ные ре­чи, де­мон­ст­ри­ру­ю­щих на­ря­ды от ку­тюр, вол­не­ние и сле­зы... А для мно­гих уча­ст­ни­ков шанс по­лу­чить ста­ту­эт­ку — воз­мож­ность вы­нуть сча­ст­ли­вый би­лет, так как да­же но­ми­на­ция на “Ос­кар” воз­но­сит на вер­ши­ну по­пу­ляр­но­сти. Все ав­то­ри­тет­ные из­да­ния, эн­ци­к­ло­пе­дии и спра­воч­ни­ки не­из­мен­но бу­дут упо­ми­нать этот яркий факт био­гра­фии, по­вы­шая ав­то­ри­тет ге­роя.

Вряд ли те, кто в кон­це три­д­ца­тых го­дов за­ду­мал этот про­ект, до­га­ды­ва­лись, что он выйдет на ми­ро­вой уровень. Идея при­над­ле­жит са­мо­му из­вест­но­му гол­ли­вуд­ско­му про­дю­се­ру то­го вре­ме­ни — пре­зи­ден­ту ки­но­студии Metro-Goldwyn-Meyer Лу­и­су Мей­е­ру: в на­ча­ле 1927-го он пред­ло­жил ос­но­вать ча­ст­ный клуб ки­но­про­дю­се­ров. А в мае бы­ла со­з­да­на Аме­рикан­ская ака­де­мия ки­но­ис­кус­ст­ва. Нем­но­го поз­же раз­ра­бо­та­ли си­с­те­му го­ло­со­ва­ния для вы­бо­ра по­бе­ди­те­лей в раз­лич­ных ка­те­го­ри­ях. На­гра­ды полу­чи­ли филь­мы, вы­пу­щен­ные в 1927–1928 го­дах. Спе­ци­аль­ный приз был уч­ре­ж­ден пер­вым пре­зи­ден­том Ака­де­мии Ду­гла­сом Фер­бен­ксом, ко­то­рый впо­с­лед­ст­вии по­лу­чил на­зва­ние “Ос­кар”. Прав­да, само название появилось лишь в 1939-м: го­во­рят, по­во­дом по­слу­жи­ла фра­за ис­пол­ни­тель­но­го ди­ре­к­то­ра Ака­де­мии Мар­га­рет Хе­рик. Уви­дев ста­ту­эт­ку, она вос­клик­ну­ла: “Как он по­хож на мо­е­го дя­дю Ос­ка­ра!” Ско­рее все­го, это лишь ле­ген­да — од­на из тех, что со­про­во­ж­да­ют лю­бое зна­чи­тель­ное со­бы­тие. За­то факт су­ще­ст­во­ва­ния “ры­ца­ря” уже на пер­вой це­ре­мо­нии в том ви­де, в ко­то­ром он до­шел до на­ших дней, впол­не до­с­то­ве­рен. Его ав­то­ры, ху­дож­ник Сед­рик Гиб­бонс и скульп­тор Джордж Стэн­ли, изо­бра­зи­ли че­ло­ве­ка, дер­жа­ще­го пе­ред со­бой меч и сто­я­ще­го на ка­туш­ке с ки­ноплен­кой, пять спиц ко­то­рой сим­во­ли­зи­ру­ют пять пер­вых гиль­дий Ака­де­мии: ак­те­ров, ре­жис­се­ров, про­дю­се­ров, ки­но­тех­ни­ков и сце­на­ри­стов. Та­кой ее уви­дел Чар­ли Ча­п­лин — в 1929-м ак­тер и ре­жис­сер был от­ме­чен “За вы­да­ю­щи­е­ся до­с­ти­же­ния в ки­не­ма­то­гра­фе”.

Гол­ли­вуд­ский ма­ра­фон

Эти сло­ва впол­не со­от­вет­ст­ву­ют то­му, что про­ис­хо­дит сей­час в ки­нош­ных кру­гах. Те, кто рас­счи­ты­ва­ет на бла­го­склон­ность фор­ту­ны, уже ре­пе­ти­ру­ют ре­чи и за­ка­зы­ва­ют пла­тья у зна­ме­ни­тых ди­зай­не­ров — на вся­кий слу­чай. Ведь ко­вар­ные ки­но­ака­де­ми­ки до по­с­лед­не­го мо­мен­та дер­жат в тай­не име­на но­ми­нан­тов. Ком­пе­тент­ные ис­точ­ни­ки уве­ря­ют: все и прав­да про­ис­хо­дит в ус­ло­ви­ях стро­жай­шей се­к­рет­но­сти — под­сче­том го­ло­сов за­ни­ма­ют­ся толь­ко шесть спе­ци­а­ли­стов ау­ди­тор­ской ком­па­нии. За трое су­ток эти лю­ди долж­ны об­ра­бо­тать бо­лее ше­с­ти ты­сяч бюл­ле­те­ней, при­слан­ных чле­на­ми Ака­де­мии. Все это вре­мя они на­хо­дят­ся в за­кон­спи­ри­ро­ван­ном ме­с­те. А по­с­ле то­го как по­бе­ди­те­ли в ка­ж­дой из ка­те­го­рий оп­ре­де­ле­ны, кар­точ­ки с их име­на­ми вкладывают в кон­вер­ты: они рас­пе­ча­ты­ва­ют­ся толь­ко на сце­не во вре­мя це­ре­мо­нии под ра­до­ст­ные воз­гла­сы од­них и ро­пот ра­з­о­ча­ро­ва­ния дру­гих.

 При­чем со­т­руд­ни­ки ау­ди­тор­ской ком­па­нии пре­д­у­смо­т­ри­тель­но из­го­та­в­ли­ва­ют два аб­со­лют­но оди­на­ко­вых на­бо­ра кон­вер­тов, ко­то­рые за­тем по­ме­ща­ют в осо­бые порт­фе­ли. В ка­нун вру­че­ния “Ос­ка­ра” их до­с­та­в­ля­ют на ме­с­то про­ве­де­ния раз­ны­ми мар­ш­ру­та­ми и в раз­ное вре­мя. Сло­вом, де­ла­ет­ся все, что­бы по­вли­ять на ре­зуль­та­ты го­ло­со­ва­ния бы­ло не­воз­мож­но. Од­на­ко те, кто по­ста­вил цель ук­ра­сить свой ка­би­нет во­ж­де­лен­ной ста­ту­эт­кой, по­рой идут на хи­т­рость. На­при­мер, с на­ча­лом се­зо­на го­ло­со­ва­ния ак­тив­но ре­к­ла­ми­ру­ют филь­мы-пре­тен­ден­ты и та­ким об­ра­зом, счи­та­ют чле­ны жю­ри, пы­та­ют­ся ока­зать да­в­ле­ние. А судьи, как вид­но, не очень та­ко­му да­в­ле­нию со­про­ти­в­ля­ют­ся. Во вся­ком слу­чае, мно­гие де­я­те­ли ки­но­ин­ду­ст­рии уп­ре­ка­ют вер­ши­те­лей су­деб в пред­взя­то­сти. “Весь про­цесс вы­бо­ра при­стра­стен и за­ви­сим от ус­пе­ха кар­ти­ны. Аут­сай­де­ры кас­со­вых сбо­ров ред­ко но­ми­ни­ру­ют­ся и ни­ко­гда не вы­иг­ры­ва­ют. Я по­те­рял ве­ру в “Ос­кар” в тот же год, ко­гда стал кри­ти­ком, — в год, ко­гда не вы­иг­ра­ли “Бон­ни и Клайд”, — вы­ра­зил об­щее не­го­до­ва­ние аме­ри­ка­нец Род­жер Эберт.

Это большая лотерея, 
в которую играют тысячи желающих, однако везет лишь единицам

Стра­сти на­ка­ля­ют­ся

Гон­ка на­ча­лась за­дол­го до це­ре­мо­нии на­гра­ж­де­ния. Пред­по­ло­же­ния, кто ста­нет по­бе­ди­те­лем в 2011-м, по­я­ви­лись еще ле­том про­шло­го го­да, а за по­с­лед­ние ме­ся­цы не­од­но­крат­но на­зы­ва­лись име­на глав­ных пре­тен­ден­тов. Не по­с­лед­нее ме­с­то в их ря­ду за­ня­ли ак­те­ры Джеймс Фран­ко и Энн Хэт­эу­эй, ко­то­рые при­ня­ли пред­ло­же­ние стать ве­ду­щи­ми ме­ро­при­я­тия по­с­ле то­го, как от­ка­зал­ся их кол­ле­га — зна­ме­ни­тый “че­ло­век Икс” Хью Джек­ман, со­слав­шись на за­ня­тость. За­то Энн и Джеймс с ра­до­стью со­г­ла­си­лись, и те­перь не ис­клю­че­но, что Фран­ко при­дет­ся по­зд­ра­в­лять са­мо­го се­бя, ведь его имя на­зы­ва­ют в чис­ле кандидатов на “Луч­шую муж­скую роль” в трил­ле­ре “127 ча­сов”. К сло­ву, эта кар­ти­на, по мне­нию кри­ти­ков, мо­жет по­лу­чить сра­зу не­сколь­ко на­град в но­ми­на­ци­ях “Луч­ший фильм” и “Луч­ший ре­жис­сер”. Кро­ме не­го на зва­ние са­мо­го-са­мо­го на­де­ют­ся Ко­лин Ферт за ра­бо­ту в ис­то­ри­че­ской дра­ме “Ко­роль го­во­рит!”, Марк Уол­берг за ма­с­тер­ское во­пло­ще­ние об­раза глав­но­го ге­роя в дра­ме “Бо­ец” и Хавь­ер Бар­дем — за “Бью­ти­фул”. Ле­о­нар­до Ди Ка­прио то­же меч­та­ет за­во­е­вать на­гра­ду, ко­то­рая три­ж­ды ухо­ди­ла бу­к­валь­но из рук, впе­чат­лив су­дий вир­ту­оз­ной иг­рой в фан­та­сти­че­ском бо­е­ви­ке “На­ча­ло”. Увы, Джа­стин Тим­бер­лейк, не­смо­т­ря на все ста­ра­ния, в пред­ва­ри­тель­ный спи­сок по­ка что не по­пал: вме­сто не­го, счи­та­ют спе­ци­а­ли­сты, шанс на победу есть у его глав­но­го кон­ку­рен­та по ра­бо­те в кар­ти­не “Со­ци­аль­ная сеть” Джес­си Ай­зен­бер­га. Но все еще мо­жет из­ме­нить­ся, уве­ря­ют ис­точ­ни­ки. Кро­ме пе­ре­чис­лен­ных, упо­ми­на­ют­ся име­на и дру­гих кан­ди­да­тов. Ко­му из них до­ве­дет­ся бла­го­да­рить ки­но­ака­де­ми­ков за бла­го­склон­ность — по­ка­жет вре­мя: ждать ос­та­лось со­в­сем не­дол­го.

Труд­но да­же пред­ста­вить, ка­кие стра­сти бу­шу­ют сей­час в жен­ских кру­гах! Сре­ди глав­ных пре­тен­ден­тов — На­та­ли Порт­ман и Ни­коль Кид­ман, ос­таль­ным дамам есть из-за че­го по­вол­но­вать­ся. Их ра­бо­ты в кар­ти­нах с ко­ло­рит­ны­ми на­зва­ни­я­ми “Чер­ный ле­бедь” и “Кро­ли­чья но­ра” бу­дут кон­ку­ри­ро­вать с работой Ан­нетт Бе­нинг в дра­ме “Де­тки в по­ряд­ке”, Джен­ни­фер Ло­уренс, сняв­шей­ся в трил­ле­ре “Зим­няя кость”, а также дру­ги­ми ак­т­ри­са­ми.

Луч­ши­ми ре­жис­се­ра­ми впол­не мо­гут стать со­з­да­те­ли уже на­зван­ных кар­тин: Дэ­вид Фин­чер, сняв­ший “Со­ци­аль­ную сеть”, Дэн­ни Бойл, по­тра­тив­ший не­ма­ло вре­ме­ни на трил­лер “127 ча­сов”, Дар­рен Аро­ноф­ски с трил­ле­ром “Чер­ный ле­бедь”, Том Ху­пер и его дра­ма “Ко­роль го­во­рит!”, Кри­сто­фер Но­лан за чу­дес­ное “На­ча­ло”. Воз­мож­но, уда­ча улыб­нет­ся и брать­ям Ко­э­нам, Джо­э­лу и Ита­ну, чья “Же­лез­ная хват­ка” ус­пе­ла впе­чат­лить за­пад­ный мир...
Но, как за­ме­тил кто-то из ост­ро­сло­вов, “Ос­кар” — это боль­шая ло­те­рея, в ко­то­рую иг­ра­ют ты­ся­чи же­ла­ю­щих, од­на­ко ве­зет лишь еди­ни­цам. И ни­ко­гда нель­зя с уве­рен­но­стью ска­зать, кто окажет­ся в вы­иг­ры­ше.
Поделись с подружками :