Хавьер Бардем. Испанский час

Поделись с подружками :
Сегодня имя Хавьера БАРДЕМА в титрах — стопроцентная гарантия кассового успеха. И дело здесь не только в актерском мастерстве исполнителя ролей падре Лоренцо в “Призраках Гойи” или наемного убийцы Антона Чигура в оскароносном “Старикам тут не место”. Невероятная харизма и, конечно, слухи о романе с Пенелопой Крус — главная причина повышенного интереса к его персоне.
Трудно быть мачо
Все, кто близко знаком с Бардемом, говорят о его добродушии, коммуникабельности, абсолютной бесконфликтности и отличном чувстве юмора. Согласитесь, эти качества далеко не всегда свойственны людям его профессии. Правда, любители петь хвалебные оды замечательному характеру актера, скорее всего, ни разу не задавали ему “любимые” вопросы — те самые, которые больше всего волнуют его поклонников: “Пенелопа и правда беременна? Так когда же свадьба?!”
Краткая фильмография
“Ешь, молись, люби” (2010)
“Вики Кристина Барселона” (2008)
“Любовь во время холеры”,
“Старикам тут не место” (2007)
“Призраки Гойи” (2006)
“Море внутри” (2004)
“Танцующая наверху” (2002)
“Пока не наступит ночь” (2000)
“Вторая кожа”,
“Между ног“ (1999)
“Живая плоть” (1997)
“Опасности любви”,
“Больше, чем любовь”,
“Экстаз” (1996)
“Золотые яйца”,
“Двуязычный любовник” (1993)
“Ветчина, ветчина” (1992)
“Возрасты Лулу” (1990)
“Женщины на грани нервного срыва” (1988)
Храбрецы, рискнувшие вторгнуться на запретную территорию, слышали примерно следующее: “Личная жизнь — то, о чем я не буду говорить никогда. Это табу. Моя работа публична, но вне ее я не обязан быть публичным”. И ни слова больше. Понять Хавьера, конечно, можно: незавидная участь 24 часа в сутки находиться под прицелом любопытных глаз способна вывести из себя даже такого покладистого человека, как он. Возможно, предвидя подобную перспективу, Хави, как называют его близкие, пытался избежать всех прелестей популярности. И не случайно, родившись в актерской семье, решил связать свою жизнь с живописью: у художника, даже очень известного, больше шансов остаться в тени своих шедевров. Но обстановка, в которой рос Бардем, как говорится, не оставляла шансов изменить традициям: его прабабушка, бабушка и дедушка, родители, старшие брат и сестра — решительно все имели отношение к кино- или театральному миру родной Испании. Человеку же с такой внешностью, как у Хавьера, сам Бог велел радовать глаз зрителей. Тем более если в придачу к ней судьба наградила талантом. А в том, что он действительно есть, смогли убедиться все, кто посмотрел хотя бы один из полусотни фильмов, сыгранных этим актером, первого марта отметившим свой сорок первый день рождения. К такому рубежу “мужчина в полном расцвете сил” — жизненных и творческих — подошел с неплохим результатом: неоднократный номинант и лауреат премий “Золотой глобус”, “Оскар”, Британской академии, Венецианского кинофестиваля, кинопремии Испании “Гойя”... “Ну почему все ему — награды, внимание, красотка Крус, в конце концов? — недоумевают завистники. — Неужели нет других, более достойных?” — “Достойных — море, но ни один из них не обладает его обаянием. Настоящий мачо, что и говорить!” — заступаются за своего кумира почитатели. “Слушайте, я вовсе не мачо!” — парирует он, услышав подобные реплики в свой адрес. И хотя поклонники предпочитают оставаться при своем мнении, возмущение Хави объяснимо. Ведь только по-английски это испанское слово звучит гордо и обозначает “крутой парень, настоящий мужчина”. В переводе с его родного языка macho означает “самец, мул”, а в одном из значений... “глупец”. Не удивительно, что эрудированный красавец Бардем решительно против такой характеристики своих внешних и интеллектуальных данных. Но молву не переубедишь. “Мачо так мачо”, — смиряется он, уступая мнению англоязычной аудитории. В конце концов, в последнее время большая часть фильмов с его участием снимается именно там, в “Голливуде”, а герои почти без акцента говорят на языке Эрнеста Хемингуэя и Ричарда Баха. Догадывался ли он о таком будущем, стоя у этюдника в художественно-промышленной школе Escuela de Artes y Oficios? Вряд ли. Но жизнь всегда так непредсказуема — и тем интересна...

Возрасты Хави
О том, каким Хавьер был в детские годы, известно немного. Но очевидно одно: несмотря на то что в кино юный Бардем впервые снялся в возрасте шести лет, картина “Плут”, в которой он оказался благодаря маме, актрисе Пилар Бардем, “звездным мальчиком” его не сделала. Да и желания повторить этот опыт, вероятно, тоже не добавила: мир кулис и съемочных площадок никогда не привлекал Хави загадкой и волшебством. Как раз здесь для него все было предельно ясно — “тайны” этого ремесла лежали на поверхности, а многочисленные родственники бесконечно обсуждали дома и в гостях у коллег нюансы очередного образа. Правда, пять лет спустя он снова снялся в небольшой роли, но даже не был указан в титрах. Все это время Хавьер старательно постигал основы живописи, оформляя стены комнаты своими рисунками. После он еще несколько раз появился на экране, но мир кинематографа не сразу пленил его грандиозными возможностями.
3 факта от “Натали”
  - Хавьер Бардем был членом испанской национальной сборной по регби. Некоторое время работал художником по рекламе. Семья Бардема владеет рестораном La Bardemcilla в Испании.
 - Актер активно занимается помощью обездоленным: в 2007 году стал продюсером Invisibles — серии документальных фильмов об угнетении африканцев, принял участие в работе Enough Project — правозащитной организации, борющейся с геноцидом и преступлениями против человечества.
 - В драме “Призраки Гойи” вместе с Хавьером сыграл его брат Карлос Бардем.
Прежде чем с головой окунуться в эту профессию, молодой человек серьезно увлекался спортом: занимался боксом, играл в сборной страны по регби. “В Испании это такая же экзотика, как в Японии бой быков”, — вспоминал он. А еще, говорят, зарабатывал на жизнь в качестве художника по рекламе и даже... стриптизера. Хотя последнее, скорее всего, злые наветы тех, кто не смог простить Бардему его несомненный успех, который пришел в 1990 году вместе с ролью в эротическом фильме Хосе Хуана Бигаса Луны “Возрасты Лулу”. Он-то и стал своеобразной точкой отсчета в его карьере: “Это была моя первая, хоть и небольшая, но настоящая роль. Я должен был сам продумать характер своего героя, выстроить его поведение — словом, создать живого человека. Тогда я понял, что именно этим хочу заниматься всю жизнь, что через разных персонажей смогу найти себя настоящего. Актерство — это призма, в гранях которой преломляется моя сущность”, — рассуждал он. А два года спустя появился в эротической “черной” комедии того же Луны с неожиданным для этого жанра названием “Ветчина, ветчина” — и в одночасье стал секс-символом испанского кино и кумиром тинейджеров. Во время съемок этой ленты произошла первая встреча Хави и Пе — Пенелопы Крус. Стала ли она судьбоносной — пока не ясно. Зато, судя по откликам киноманов, их тандем в “Ветчине...” пришелся им по душе: “Пенелопа была очаровательна, а юный Хавьер бесподобно смотрелся в сцене дуэли на свиных окороках”. Однако самого Бардема совсем не устраивал имидж брутального

 героя, который после ряда подобных работ вполне мог закрепиться за начинающим актером. И уж конечно, он не намеренно выбирал фильмы с названиями вроде: “Высокие каблуки”, “Двуязычный любовник”, “Золотые яйца”, “Титька и луна”, “Экстаз”, “Между ног”... Просто режиссеры, не сговариваясь, посчитали, что внешность Бардема — лучшая иллюстрация для их шедевров. Хавьер честно отработал в этих картинах — как говорится, не ради славы. Его звездный час пришел позже — в 2000 году, когда на экраны вышла драма американца Джулиана Шнабеля “Пока не наступит ночь” — рассказ о трагической судьбе Рейнальда Аренаса, звезды кубинской поэзии и любимца Фиделя Кастро. Все бы ничего, если бы не пикантный нюанс в биографии Аренаса — его нетрадиционная ориентация. Вживаясь в образ, Бардем похудел на целых 15 килограммов и научился говорить с кубинским акцентом не только по-испански, но и по-английски. Его усилия были отмечены: актер получил престижный “Кубок Вольпи” на Международном кинофестивале в Венеции, американский “Золотой глобус” и номинацию на “Оскар” — за лучшую мужскую роль. С тех пор поклонники с удовольствием пересказывают историю о том, как после премьеры картины в Лос-Анджелесе Хави посреди ночи разбудил телефонный звонок Аль Пачино. “Я видел ваш фильм. Вы грандиозный актер!” — сказал он. На что Бардем, преклонявшийся перед талантом старшего коллеги, будто бы ответил: “Я не верю в Бога. Я верю в Аль Пачино!” Хотя многие были удивлены этой неожиданной для Хавьера ролью, он не впервые примерил на себя “нетрадиционный” образ: в 1999 году актер уже попробовал себя в подобном амплуа, снявшись в фильме своего соотечественника Жерардо Вера — мелодраме “Вторая кожа”. А в 2002-м Хавьер принял предложение Джона Малковича поучаствовать в его режиссерском дебюте “Танцующая наверху”, за что благодарный Малкович сравнил Бардема с Мастроянни и Брандо. Но настоящий триумф был все еще впереди...

”хавьер обладает каким-то сверхъестественным даром перевоплощаться”

Море волнуется раз...
“Бардем, как вы посмотрите на то, чтобы сыграть испанца Рамона Сампедро? Будучи полностью парализованным около тридцати лет, он боролся за право на эвтаназию”, — вопрос молодого чилийского режиссера Алехандро Аменабара актеру, чья жизнь била ключом, только сначала показался странным. После того, как Хавьер прочел первые страницы сценария драмы “Море внутри”, эта история потрясла его до глубины души. “Я согласен”, — только и сказал он в ответ на следующий звонок Алехандро. Перед выходом фильма на экраны Испании Аменабар специально показал по телевидению, как делался сложный грим тридцатичетырехлетнему Хави, чтобы он выглядел старше почти на двадцать лет. Героем этой картины был бывший моряк Сампедро, который после неудачного прыжка со скалы в море провел большую часть жизни прикованным к кровати. “Я не вылезал из постели ежедневно на протяжении пяти часов грима, десяти часов съемок и пяти-шести часов сна у себя дома. И так четыре месяца... Чтобы не выходить из роли и почувствовать, каково это — не быть в состоянии побегать, искупаться или заняться спортом, когда хочется выплеснуть энергию. Мне приходилось нелегко, но для роли этот тренинг оказался полезным. Рамон лежал не несколько месяцев, а тридцать лет”, — признавался Бардем впоследствии. К счастью, и эта его жертва профессии не осталась незамеченной: еще один “Кубок Вольпи” в 2004 году и номинация на “Золотой глобус” в 2005-м — это ли не достойная плата за труды?! “В Испании после успеха в “Голливуде” мой образ стал слишком уж часто ассоциироваться с американским лоском и гламуром, но я хочу быть актером, а не звездой”, — пояснил он свой интерес к подобным ролям. Однако не устоял перед предложением американского режиссера чешского происхождения Милоша Формана и в 2006-м с усердием взялся штудировать роль падре Лоренцо в “Призраках Гойи”. “У Формана мало Гойи и много призраков, что в полной мере соответствует названию. Может возникнуть мысль, будто Милош снимает только непонятные фильмы без так называемых happy end”, — писали критики. А рекламная кампания вообще сделала акцент на том, что это первая картина, для которой известная своей целомудренностью Натали Портман согласилась раздеться. Но, как считают поклонники актера, даже пикантные сцены с обнаженной Портман “не стоят одного взгляда Лоренцо в гениальном, демоническом исполнении Хавьера Бардема”. Полностью согласившись с его трактовкой образа отца-инквизитора, они с нетерпением ожидали выхода в прокат “Старикам тут не место” — следующего шедевра с участием любимого Хави. В том, что эта картина окажется именно шедевром, — сомнений не было: ведь за дело взялись братья Коэны — “наиболее самобытные кинематографисты современности”. Те, кто пришел в кинотеатры 19 мая 2007 года — в день мировой премьеры, — были немало удивлены, увидев любимого Бардема в образе Антона Чигура — жестокого убийцы с нелепой прической. “Его герой — воплощенное зло и жажда насилия. Как он согласился на такую роль?” — недоумевали они. Хавьер признался, что просто не смог отказать себе в удовольствии поработать с режиссерами, о сотрудничестве с которыми мечтал много лет. “В этом персонаже и правда сложно распознать человека. Это механизм, запрограммированный на насилие. Пришлось нелегко, ведь у меня не было почти никакой опоры, ни одного нормального качества, за которое можно “зацепиться”. Но, выходя на съемочную площадку, я должен был делать то, что от меня требовалось, — сопереживать своему герою... Я был вынужден стать этим психопатом и не пытаться найти какие-либо оправдания”, — рассказывал он позже. Отмечая мастерство Бардема, его коллега и партнер по фильму Джош Бролин заметил: “Хавьер обладает каким-то сверхъестественным даром перевоплощения, умеет настраиваться на своих героев, полностью передавая их характер, эмоции, их сущность. В его игре — ни капли тщеславия... Сейчас почти нет актеров столь вдумчивых и обладающих таким живым воображением”.

Слова Бролина оказались более чем правдивы, ведь практически в то же время Бардем снимался в роли “прекрасного, но бедного юноши Флорентино Аризы” в картине “Любовь во время холеры” по мотивам произведения Габриэля Гарсия Маркеса. Правда, зрительских ожиданий этот фильм не оправдал. В отличие от “Стариков”, где усердие Бардема было оценено членами жюри сразу трех самых авторитетных в мире кино организаций: BAFTA — Британской академии кино и телевизионных искусств — “Золотой маской”, Ассоциацией иностранной прессы — “Золотым Глобусом” и, наконец, Американской Академией киноискусства — долгожданным “Оскаром”. И все — за лучшую мужскую роль второго плана. “Статуэтка стоит в моем кабинете рядом с компьютером, и каждый раз, когда я на нее смотрю, то говорю себе: “Боже, да я просто везунчик!” — скромно улыбается Бардем. Словом, 2008-й, когда проходили церемонии награждения, стал для Хави в полном смысле слова урожайным. Ведь кроме наград, Бардем получил предложение от культового режиссера Вуди Аллена в его новую ленту “Вики Кристина Барселона”. Как оказалось позже, устами провидца Вуди Хавьера позвала сама судьба. По крайней мере, именно так теперь считают те, кто неравнодушен к событиям, происходящим в личной жизни актера: во время съемок этого фильма он снова встретился с Пенелопой...

Разомкнутые объятия
Говорят, известие о том, что Бардем будет ее партнером, обрадовало Крус: “Мне очень хочется снова встретиться с Хавьером на съемочной площадке, ведь мы так чудесно когда-то работали вместе!” — делилась она в конце 2007-го с журналистами, для которых совместная работа двух ярких испанских актеров стала очередным поводом сочинить новую историю о звездной любви. Но
Досье “Натали”
Полное имя: Хавьер Анхель Энсинас Бардем.
Родился 1 марта 1969 в Лас-Пальмасе, Канарские острова, Испания.
Родные: отец — Карлос Энсинас, актер; мать — Пилар Бардем, актриса; сестра — Моника Бардем, актриса; брат — Карлос Бардем, актер.
Семейное положение: холост.
Образование: школа живописи Escuela de Artes y Oficios.
Профессия: актер, продюсер.
Награды: “Оскар”, “Золотой глобус”, “Британская академия” (2008), “Венецианский кинофестиваль” (2000, 2004).
Хави и Пе облегчили задачу, демонстрируя явную симпатию друг к другу. А вскоре даже не самые проницательные люди из окружения стали замечать: их отношения быстро вышли за рамки просто дружеских. Хотя Пенелопа во всех интервью заявляла: “Мы только коллеги и хорошие приятели!” — глядя на сладкую парочку, в это никто не поверил. Возможно, красотка Крус, устав от бесконечных романов и связанных с ними скандальных историй, больше не хотела привлекать к себе внимание общественности. Или просто испугалась, что ее вдруг обретенное счастье снова разрушится, как это бывало не раз. Недаром один из критиков-острословов однажды пошутил, что по романам Пенелопы легко восстановить всю ее фильмографию. Например, “Ванильное небо” — это Том Круз, “Неукротимые сердца” — Мэтт Дэймон, “Выбор капитана Корелли” — Николас Кейдж, а “Сахара” — Мэттью Макконахи. Назывались и другие имена — актеров Орландо Блума и Джоша Хартнетта... Однако Хави, очарованного Пе, судя по всему, не смутило богатое прошлое подруги. И это несмотря на то, что сам Бардем никогда не становился героем светской хроники в разделе “Амурные истории”, а в стане поклонниц давно и прочно снискал славу однолюба. О себе же актер рассказывал, что всегда был робким и застенчивым. Из скупых на любовную тему фактов его биографии известно лишь то, что более десяти лет он прожил в гражданском браке с переводчицей Кристиной Пэйлз. С этой девушкой актер познакомился во время съемок все в том же фильме “Ветчина, ветчина”. Рассказывают, Кристи, приписав Хавьеру качества его героя-плейбоя, сначала невзлюбила “наглого брюнета”. “Она считала меня самым гадким человеком в мире, но после съемок мы познакомились поближе и ситуация изменилась...” — вспоминал Бардем. Она же помогла любимому “подтянуть” английский, который так пригодился  ему в будущем. Правда, отличное знание двух языков не помогли молодым людям договориться, когда чувства прошли. Тогда-то в его жизни ненадолго появилась другая дама — соотечественница и коллега со сложным именем Мария Белен Руэда Гарсия-Порреро. Роман с Марией — она оказалась на четыре года старше да к тому же замужней женщиной с двумя детьми — начался и... завершился во время работы над фильмом “Море внутри”. Вероятно, личные переживания помогли обоим лучше вжиться в образ своих героев. А когда эта необходимость отпала, каждый пошел своей дорогой: она вернулась в семью, он отправился навстречу новой любви. Словом, к моменту очередного свидания с Пенелопой Бардем был абсолютно свободен и готов к новым отношениям. Как известно, сама красотка Пе не так принципиальна в вопросах любовной этики. Однако когда Хави нет рядом, она спит спокойно, зная: в это время он находится наедине с очередным сценарием, а не в объятиях прекрасной незнакомки — еще более жарких, чем ее собственные.

Возможная дата свадьбы Бардема и Крус — предмет горячего обсуждения и поклонников, и прессы. А влюбленные тем временем наслаждаются обществом друг друга и идиллией богемного отдыха. Папарацци же, притаившись в зарослях диковинных кустарников, отрабатывают свой хлеб, с завистью наблюдая в объектив фотокамер за нежным воркованием звезд. Чтобы потом продать подороже многократно увеличенное изображение кольца на безымянном пальце Пенелопы, обнимающей обнаженный торс Хавьера. Отдельная история — “сенсационная” новость об интересном положении Пе: она, если верить “достоверным источникам”, вот уже полгода находится на четвертом месяце беременности. Хотя пара упорно опровергает слухи, требуя не вмешиваться в их личные дела, желание любопытных быть в числе первых, кто узнает о рождении наследника, от этого не ослабевает.

Пока же в жизни испанского тандема Бардем — Крус все идет своим чередом: оба заняты работой — Хавьер готовится к премьере драмы “Ешь, молись, люби”, которая появится в мировом прокате 13 августа, Пе — примеряет наряд одной из главных героинь “Пиратов Карибского моря — 4”. Закрепится ли их любовь пресловутым штампом, пока неизвестно. А вдруг в последний момент скромник Хавьер скажет Пе то, что говорят своим дамам тысячи мужчин во всем мире: “Разве можно скрепить чувства на бумаге?” И аргументирует отказ спецификой их профессии, предполагающей длительные командировки: все-таки съемочный процесс не располагает к созданию крепкой ячейки общества. Во всяком случае, пример его собственных родителей — яркое тому подтверждение: они расстались, когда Хави не было и трех лет, его брату Карлосу исполнилось восемь, а сестре Монике — семь. Что послужило причиной развода, сказать трудно, поскольку на русскоязычном пространстве информации о Карлосе Энсинасе, опальном муже известной испанской актрисы Пилар Бардем, практически нет. Судя по воспоминаниям сеньоры Пилар, которыми она поделилась в своей книге La Bardem. Mis memorias, последней каплей для нее стало агрессивное поведение экс-супруга. После очередной выходки сеньора Энсинаса женщина вместе с детьми покинула город Лас-Пальмас, расположенный на Канарском острове Гран-Канариа, и отправилась в Мадрид. Благо там ее ждала дружная семья — родители-актеры и брат — известный режиссер Хуан Антонио Бардем. Правда, с тех пор имя бывшего мужа в их кругу произносилось нечасто, а фамилия осталась лишь дополнением к основной — красивой и звучной — в паспорте детей. Кто такой Энсинас?.. Зато Бардемов знает вся Испания, а теперь и весь мир.

Памятуя об этом, сам Хавьер, вероятно, не раз подумает, прежде чем решится изменить статус холостяка. Чтобы потом не читать в прессе о знаменитом сыне, который носит не его фамилию. Но Бардему, хочется верить, это не грозит. “Самое главное — не потерять достоинство ради того, чтобы добиться любви другого человека. Если ты его потеряешь, то кого же должен любить предмет твоей любви?” — рассуждает он. А у человека с такой жизненной позицией все непременно сложится.

Поделись с подружками :