Повелитель грез

Поделись с подружками :
“Воплощение американской мечты” — так можно охарактеризовать киевлянина Вадима ПЕРЕЛЬМАНА. Ведь он оказался в числе немногих чужестранцев, покоривших Голливуд.
Го­во­рят, толь­ко близ­кая ав­то­ру, вы­стра­дан­ная им ис­то­рия не ос­та­в­ля­ет рав­но­душ­ны­ми чи­та­те­лей. Ве­ро­ят­но, это и объ­яс­ня­ет ус­пех пер­вой кар­ти­ны Ва­ди­ма Пе­рель­ма­на “Дом из пе­с­ка и ту­ма­на”. “Ко­г­да я про­чи­тал ро­ман Ан­д­ре Дю­бу­са, то ры­дал: это обо мне, о том, как я ушел из до­ма”, — при­знал­ся он. 
Ко­г­да Ва­ди­му бы­ло де­вять, в ав­то­ка­та­ст­ро­фе по­гиб отец. Не­с­коль­ко лет спу­с­тя, в 1977-м, по­с­ле то­го как один за дру­гим умер­ли ба­буш­ка и де­душ­ка, его ма­ма ре­ши­ла пе­ре­ехать в Ка­на­ду, где в то вре­мя жи­ла ее се­ст­ра.
Пер­вые го­ды пре­бы­ва­ния в То­рон­то по­да­ри­ли ощу­ще­ние об­но­в­ле­ния: маль­чик до­воль­но бы­ст­ро вы­учил язык и бой­ко об­щал­ся с но­вы­ми зна­ко­мы­ми. Ма­ма встре­ти­ла че­ло­ве­ка, ко­то­рый вско­ре стал ее му­жем. Вот толь­ко Ва­дим ее вы­бор не при­нял: воз­мож­но, ска­зал­ся юно­ше­ский ма­к­си­ма­лизм или сы­нов­няя рев­ность. Сам он об этом не за­ду­мы­вал­ся — про­сто ушел из до­ма.
В ше­ст­на­д­цать по­сту­пил на фи­зи­че­ский фа­куль­тет Уни­вер­си­те­та Аль­бер­ты. Днем ра­бо­тал, по ве­че­рам — учил­ся. Но вско­ре по­нял: тех­ни­че­ские на­у­ки — не для не­го. Го­раз­до ин­те­рес­нее по­ка­за­лась про­фес­сия ре­жис­се­ра — вот где мож­но по­чув­ст­во­вать се­бя все­мо­гу­щим вол­шеб­ни­ком, со­з­да­ю­щим но­вые ми­ры! Для ад­ми­ни­ст­ра­ции ки­но­шко­лы, в ко­то­рую по­дал до­ку­мен­ты, Ва­дим при­ду­мал ис­то­рию, буд­то хо­чет учить­ся, что­бы за­вер­шить про­ект от­ца — со­вет­ско­го ре­жис­се­ра. И этим рас­ска­зом рас­тро­гал при­ем­ную ко­мис­сию. Од­на­ко и класс­ные ау­ди­то­рии ока­за­лись слиш­ком тес­ны для его не­уем­ной энер­гии. “Там учи­ли ус­та­рев­шим ме­то­дам. Опыт — са­мое глав­ное в на­шей про­фес­сии”, — объ­яс­нял впо­с­лед­ст­вии он ре­ше­ние ос­та­вить уче­бу. Сна­ча­ла пред­при­им­чи­вый Ва­дим Пе­рель­ман от­крыл не­боль­шую ком­па­нию для за­пи­си кли­пов, а че­рез не­ко­то­рое вре­мя от­пра­вил­ся в Лос-Ан­д­же­лес, где за­нял­ся со­з­да­ни­ем ре­к­лам­ных ро­ли­ков. То­г­да же впер­вые за­ду­мал­ся о хо­ро­шем сце­на­рии для ху­до­же­ст­вен­но­го филь­ма.
Не з­ря го­во­рят, что че­ло­век при­тя­ги­ва­ет об­сто­я­тель­ст­ва: в тот мо­мент кни­га Ан­д­ре Дю­бу­са “Дом из пе­с­ка и ту­ма­на” воз­ни­к­ла слов­но ни­от­ку­да. И Ва­ди­му — о чу­до! — уда­лось убе­дить пи­са­те­ля, от­ка­зав­ше­го всем пре­тен­ден­там, про­дать ему ав­тор­ские пра­ва на про­из­ве­де­ние. “Но­вич­кам ве­зет”, — под­бад­ри­ва­ли дру­зья. И дей­ст­ви­тель­но: на­чи­на­ю­ще­му ре­жис­се­ру Пе­рель­ма­ну да­ли свое со­г­ла­сие на уча­стие в про­ек­те ос­ка­ро­нос­ные Джен­ни­фер Кон­нел­ли и Бен Кин­гс­ли. Пос­ле ми­ро­вой пре­мье­ры, со­сто­яв­шей­ся 19 де­ка­б­ря 2003 го­да, о Ва­ди­ме Пе­рель­ма­не за­го­во­ри­ли в Гол­ли­ву­де. А в 2004-м он не­ожи­дан­но ока­зал­ся в чис­ле но­ми­нан­тов на еже­год­ную пре­мию Аме­ри­кан­ской ака­де­мии ки­но­ис­кус­ст­ва. И хо­тя ка­приз­ный “Ос­кар” ушел бу­к­валь­но из рук, о та­ком де­бю­те мно­гие его ма­с­ти­тые кол­ле­ги да­же не меч­та­ли.
Се­год­ня не­ко­то­рые на­зы­ва­ют гос­по­ди­на Пе­рель­ма­на од­ним из са­мых ка­приз­ных ре­жис­се­ров — пра­к­ти­че­ски от всех сце­на­ри­ев Ва­дим от­ка­зы­ва­ет­ся. “Сколь­ко еще филь
мов я сни­му в сво­ей жиз­ни? Че­ты­ре, пять? Эти кар­ти­ны ос­та­нут­ся по­с­ле ме­ня. На­до де­лать толь­ко свое ки­но”, — го­во­рит он и поч­ти пол­но­стью пе­ре­пи­сы­ва­ет чу­жие, ли­бо соб­ст­вен­но­руч­но со­з­да­ет ори­ги­наль­ные сце­на­рии к сво­им лен­там. На дан­ный мо­мент Ва­дим за­мах­нул­ся на са­мо­го Спил­бер­га — де­ла­ет ри­мейк “Пол­тер­гей­ста”, вы­шед­ше­го на эк­ра­ны поч­ти два­д­цать лет на­зад.
А вот в лич­ной жиз­ни ре­жис­се­ра, су­дя по все­му,  на­сту­пил кри­зис: о бывшей су­п­ру­ге Джо­эн­не, как и во­об­ще о се­мье, он не упо­ми­на­ет. О сы­не за­го­во­рил лишь од­на­ж­ды — ко­гда вклю­чи­лись те­ле­ви­зи­он­ные ка­ме­ры: “Не хо­чу, что­бы Джей­коб ви­дел, что я ку­рю”, — про­из­нес ма­с­тер и за­ту­шил си­га­ре­ту. 
В по­с­лед­нее вре­мя Пе­рель­ман — ча­с­тый гость на ук­ра­ин­ских ки­но­фе­с­ти­ва­лях: как в ка­че­ст­ве при­гла­шен­ной звез­ды, так и чле­на жю­ри. Мне же по­об­щать­ся с ки­е­в­ля­ни­ном, по­ко­рив­шим Гол­ли­вуд, уда­лось... на экс­кур­сии по Одес­се во вре­мя Одес­ско­го ме­ж­ду­на­род­но­го ки­но­фе­с­ти­ва­ля. “Я пер­вый раз в Юж­ной Паль­ми­ре, — про­ком­мен­ти­ро­вал ре­жис­сер свое по­я­в­ле­ние в экс­кур­си­он­ном ав­то­бу­се. — Но не прочь по­се­лить­ся и под­ни­мать ук­ра­ин­ское ки­но­ис­кус­ст­во имен­но в этом го­ро­де, а не в Ки­е­ве. Одес­са — ку­рорт. У нее есть своя ис­то­рия, свой ки­не­ма­то­граф. Во Фран­ции ведь то­же фе­с­ти­валь про­хо­дит не в Па­ри­же, а в Кан­нах”. Ве­ро­ят­но, в этом кро­ет­ся при­чи­на, по ко­то­рой он стал все ча­ще на­ве­ды­вать­ся на ро­ди­ну. Но есть и дру­гое объ­яс­не­ние: “Я ус­тал при­тво­рять­ся, что люб­лю Аме­ри­ку”, — об­мол­вил­ся он в ко­ри­до­ре Одес­ской ки­но­сту­дии. Впол­не воз­мож­но, что со вре­ме­нем у зна­ме­ни­то­го гол­ли­вуд­ско­го ре­жис­се­ра по­я­вит­ся квар­ти­ра и в этом го­ро­де. Бла­го ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние по­з­во­ля­ет. Ведь есть же у не­го до­ма в Лос-Ан­д­же­ле­се и Пра­ге — и во­все не из пе­с­ка и ту­ма­на. 
После экс­кур­сии у Вадима был за­пла­ни­ро­ван ре­жис­сер­ский ма­с­тер-класс. Ед­ва Пе­рель­ман зашел в сту­дию, мо­ло­дые ки­не­ма­то­гра­фи­сты взя­ли его в плот­ное коль­цо и за­бро­са­ли во­п­ро­са­ми. А я по­ду­ма­ла: как хо­ро­шо, что уда­лось по­го­во­рить с ним тет-а-тет — си­дя в ав­то­бу­се, ко­гда он не спе­ша рас­су­ж­дал о вол­шеб­ном ис­кус­ст­ве ки­но, в то вре­мя как за ок­ном про­плы­ва­ли уди­ви­тель­ные мор­ские пей­за­жи. Эта встре­ча пред­ста­ви­лась мне сю­же­том к филь­му, дей­ст­вие ко­то­ро­го раз­во­ра­чи­ва­ет­ся на ко­ло­рит­ных одес­ских улоч­ках...
Ва­дим, мо­ло­дые ки­не­ма­то­гра­фи­сты ждут от вас ре­цеп­та хо­ро­ше­го ки­но и со­ве­та, как про­бить­ся в Гол­ли­ву­де...
Как они мо­гут про­бить­ся там, ес­ли им не уда­ет­ся до­бить­ся ус­пе­ха у се­бя на ро­ди­не? Мож­но про­ве­с­ти па­рал­ле­ли со спор­том. До то­го как спорт­с­ме­ны встре­ча­ют­ся с со­пер­ни­ка­ми на ми­ро­вых со­рев­но­ва­ни­ях, они ста­но­вят­ся чем­пи­о­на­ми в сво­ей стра­не, за­тем вы­хо­дят на ев­ро­пей­ский уро­вень. До­ка­жи свою со­сто­я­тель­ность сна­ча­ла в Ук­ра­и­не! Ес­ли со­оте­че­ст­вен­ни­ки об­ра­тят вни­ма­ние на твое твор­че­ст­во, они са­ми по­мо­гут дви­гать­ся даль­ше. А мо­ло­дежь, ми­нуя все сту­пе­ни, сра­зу хо­чет со­р­вать джекпот. Это уда­ет­ся еди­ни­цам. У ме­ня имен­но так и по­лу­чи­лось. Но мне, на­вер­ное, про­сто по­вез­ло — так сло­жи­лись об­сто­я­тель­ст­ва. Воз­мож­но, в сле­ду­ю­щий раз ни­че­го не вый­дет. Однако по­лу­чить шанс — для ус­пе­ха не­до­с­та­точ­но: не­об­хо­дим та­лант. Ес­ли есть бо­жий дар — человек ра­но или позд­но про­бьется. В Аме­ри­ке ода­рен­ным дверь от­кро­ют. И в нее нуж­но бе­жать со всех ног, по­то­му что она бы­ст­ро за­хлоп­нет­ся. Во­об­ще, в Шта­тах, те­бя мо­гут вы­со­ко под­нять, но и бы­ст­ро сбро­сить. Хо­тя ес­ли бы я пы­тал­ся сде­лать карь­е­ру в Мо­ск­ве, то во­об­ще ни­че­го не по­лу­чи­лось, ведь у ме­ня нет вы­со­ко­по­ста­в­лен­но­го па­пы. Да и до­ро­га во ВГИК бы­ла бы за­ка­за­на, осо­бен­но ес­ли учесть мою на­ци­о­наль­ность. (Улы­ба­ет­ся.)
Тем не ме­нее в аме­ри­кан­скую ки­но­шко­лу вас при­ня­ли, и уш­ли от­ту­да вы по соб­ст­вен­ной ини­ци­а­ти­ве. Поче­му?
  настоящая чистая любовь никому не принадлежит — она просто тебе дарится. Поэтому лучшие фильмы о ней
Мне хо­те­лось сра­зу при­ме­нять зна­ния. А там бы­ла сплош­ная тео­рия. Не ин­те­рес­но не­де­лю на­хо­дить­ся воз­ле са­мо­ле­та и слу­шать ин­ст­ру­к­таж о том, как пры­гать с па­ра­шю­том. Дай­те мне па­ра­шют — я прыг­ну! А что де­лать и как — раз­бе­русь уже в про­цес­се. В по­ле­те сра­зу на­у­чусь или... не на­у­чусь. (Сме­ет­ся.) Са­мый по­лез­ный опыт, ко­гда па­да­ешь без ин­ст­ру­к­то­ра и... па­ра­шю­та. Вот я и бро­сил ки­но­шко­лу, на­чал сни­мать ре­к­лам­ные ро­ли­ки. К сло­ву, за­ни­ма­юсь этим по сей день. Это да­ет ко­лос­саль­ный опыт и сво­бо­ду. Ре­к­ла­ма для ме­ня — ос­нов­ной за­ра­бо­ток, по­э­то­му мо­гу по­з­во­лить се­бе ждать хо­ро­ший ма­те­ри­ал.
Раз­ве вы не са­ми пи­ше­те сце­на­рии?
Я обо­жаю пи­сать и мон­ти­ро­вать фильм — это на­сто­я­щее твор­че­ст­во. А вот сни­мать кар­ти­ну — ру­тин­ное за­ня­тие, са­мый не­при­ят­ный этап во всем пе­ри­о­де ее со­з­да­ния. Я его про­сто не­на­ви­жу! Бе­зу­слов­но, к твор­че­ско­му про­цес­су съем­ки от­но­ше­ние име­ют иг­ра ак­те­ра, им­про­ви­за­ция на пло­щад­ке, сюр­при­зы — как при­ят­ные, так и не очень. Но я, ско­рее, ав­тор и пи­са­тель, не­же­ли че­ло­век, сни­ма­ю­щий филь­мы. Ес­ли не пи­шу или хо­тя бы не уча­ст­вую в ро­ж­де­нии сце­на­рия, то не смо­гу снять хо­ро­шую кар­ти­ну. Сей­час в ми­ре кри­зис идей. До­с­та­точ­но слож­но най­ти та­лант­ли­во­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый на­пи­шет хо­ро­ший сце­на­рий. Но ода­рен­ные лю­ди есть. На­до про­сто сде­лать кон­курс, с до­с­той­ным при­зо­вым фон­дом, и про­фес­си­о­наль­ное жю­ри от­бе­рет луч­шие ра­бо­ты. По­том эти сце­на­рии от­да­дут мне. “Ос­кар” нам обес­пе­чен! 
 Фильмография
  • “Мгновения жизни” (2007)
  • “Дом из песка и тумана” (2003)
У вас сме­лые пла­ны...
Ко­неч­но, на этапе про­из­вод­ст­ва филь­ма о при­зах и на­гра­дах ду­мать нель­зя. Не сто­ит да­же раз­мыш­лять над тем, что ска­жет же­на или род­ст­вен­ни­ки, по­нра­вит­ся им или нет. Не объ­я­в­ляй­те: “Сей­час я са­жусь пи­сать сце­на­рий филь­ма”. И ни в ко­ем слу­чае не по­ка­зы­вай­те ни­ко­му чер­но­вик — ни­че­го не по­лу­чит­ся. И не на­до спра­ши­вать со­ве­та, осо­бен­но в на­ча­ле ра­бо­ты. При­сту­пай­те к на­пи­са­нию сме­ло и ре­ши­тель­но. На­бе­ри­тесь хра­б­ро­сти из­лить на бу­ма­гу то, что на­бо­ле­ло, и пи­ши­те для се­бя, не ду­мая о по­с­лед­ст­ви­ях. Не бой­тесь экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать “Дом из пе­с­ка и ту­ма­на” я на­пи­сал за че­тыр­на­д­цать дней. Прав­да, боль­ше у ме­ня так не по­лу­ча­лось. Обыч­но на сце­на­рий ухо­дит око­ло двух ме­ся­цев. Ес­ли вы ко­па­е­тесь в нем боль­ше чем пол­го­да — по­ра ос­та­но­вить­ся.
Как вы счи­та­е­те, ав­тор дол­жен опи­рать­ся на свой опыт?
 Я не учу людей, как жить, просто показываю им самих себя. Я ставлю зеркало, чтобы они отражались в нем
Бе­зу­слов­но, че­рез ка­ме­ру, че­рез ак­те­ров, пе­ре­да­ешь свои чув­ст­ва. Опыт под­ска­зы­ва­ет, ка­кие ощу­ще­ния должен пережить ге­рой, как сде­лать ту или иную сце­ну. Ес­ли бы я сни­мал “Дом из пе­с­ка и ту­ма­на” в Рос­сии, то это был бы фильм о че­чен­ском эми­г­ран­те, ко­то­рый, спа­са­ясь от вой­ны, с семь­ей пе­ре­ехал жить в Мо­ск­ву. Пред­по­ло­жим, на ро­ди­не у не­го был ви­но­град­ник, и он про­дал его пе­ред отъ­ез­дом. В Бе­ло­ка­мен­ной ему при­хо­дит­ся ра­бо­тать двор­ни­ком. В сто­ли­це пе­ре­се­лен­цы на­хо­дят не­до­ро­гую квар­ти­ру в са­мом цен­т­ре — все скла­ды­ва­ет­ся за­ме­ча­тель­но. Но вско­ре они уз­на­ют, что ста­ли жер­т­ва­ми мо­шен­ни­ков. Со­гла­си­тесь, по­доб­ная ис­то­рия мо­жет про­изой­ти в лю­бой стра­не, с лю­бым че­ло­ве­ком. И раз­ви­вать­ся со­бы­тия бу­дут вез­де оди­на­ко­во. Еще один уни­вер­саль­ный сю­жет — “Ро­мео и Джуль­ет­та”: его ге­ро­я­ми мо­гут ока­зать­ся лю­ди лю­бой на­ци­о­наль­но­сти. И хо­тя те­ма не но­вая, ум­ный фи­нал сде­лал ее ак­ту­аль­ной на ве­ка.
А Пи­тер Гри­ну­эй объ­я­вил о смер­ти иг­ро­во­го ки­но...
Ко­г­да я де­лал пер­вые ша­ги в ки­не­ма­то­гра­фе, твор­че­ст­во Пи­те­ра на ме­ня очень по­вли­я­ло. Я счи­таю Гри­ну­эя ге­ни­аль­ным ре­жис­се­ром, люб­лю его филь­мы, но в дан­ном во­п­ро­се с ним не со­г­ла­сен. Ак­те­ры бу­дут нуж­ны все­гда! Сей­час мно­гие пы­та­ют­ся со­з­да­вать филь­мы без них, но по­ка по­доб­ные про­ек­ты не на­шли от­кли­ка у зри­те­лей. Ведь что­бы при­дать ком­пь­ю­тер­ным фи­гу­рам до­с­то­вер­ность, не­об­хо­ди­ма пла­сти­ка и ми­ми­ка ре­аль­но­го че­ло­ве­ка, ко­то­рая за­тем пре­об­ра­зу­ет­ся с по­мо­щью про­грам­мы.
Тем не ме­нее вы то­же на­ча­ли сни­мать свои картины в 3D.
Как лю­бые но­вые тех­но­ло­гии, 3D сей­час ув­ле­ка­ет мно­гих. Ко­г­да по­я­вил­ось кино, пер­вые филь­мы бы­ли рас­счи­та­ны на эф­фект. В лен­те, в ко­то­рой по­езд подъ­ез­жал к стан­ции, сю­же­та не бы­ло. Но ав­тор так снял эту сцену, что зри­те­ли в стра­хе убе­га­ли из за­ла! Однако здесь ни о ка­кой ху­до­же­ст­вен­ной цен­но­сти го­во­рить не при­хо­дит­ся. На тот мо­мент это бы­ла ди­ко­вин­ка. Сей­час то же про­ис­хо­дит с 3D: все ув­ле­к­лись спе­цэф­фе­к­та­ми.
 Досье "НАТАЛИ"
Ро­дил­ся 8 сентября 1963 го­да в Ки­е­ве.
Об­ра­зо­ва­ние: не­окон­чен­ное вы­с­шее — Уни­вер­си­тет Аль­бер­ты (фи­зи­ка, ма­те­ма­ти­ка), Ryerson University (То­рон­то, Ка­на­да).
Про­фес­сия: сце­на­рист, ре­жис­сер, про­дю­сер.
Се­мей­ное по­ло­же­ние: в разводе; 
сын Джей­коб (1999).
Как же “Ава­тар”?
Са­га о го­лу­бых че­ло­веч­ках — глу­пый фильм. К сло­ву, на этот сю­жет уже бы­ла сня­та кар­ти­на. Зас­лу­га Кэ­ме­ро­на — эф­фект­ный ан­ту­раж. А ис­то­рия — прав был Гри­ну­эй — не важ­на. Но ко­гда ре­жис­се­ры наи­гра­ют­ся, по­я­вит­ся хо­ро­шее ки­но, в ко­то­ром та­лант­ли­вый рас­сказ­чик ис­поль­зу­ет тех­но­ло­гии в пол­ную си­лу. Ес­ли бы я сде­лал “Дом из песка и тумана” в та­ком фор­ма­те, фильм был бы силь­нее, но не из-за эф­фе­к­та при­сут­ст­вия. Эта крас­ка по­мо­га­ет яр­че по­ка­зать пе­ре­жи­ва­ния, эмо­ции, ха­ра­к­тер. 3D — ин­ст­ру­мент, и с ним еще нуж­но ра­зо­брать­ся.
Кэ­ме­рон при­знал­ся, что не це­ре­мо­нит­ся с ак­те­ра­ми. А как ра­бо­та­е­те вы?
От­но­шусь с глу­бо­ким ува­же­ни­ем! Ре­жис­сер во­об­ще не дол­жен го­во­рить ак­те­ру, как ему се­бя ве­с­ти, по­то­му что он это­го не мо­жет знать. Ста­ни­слав­ский сво­ей си­с­те­мой толь­ко сби­ва­ет ар­ти­стов. За­чем за­го­нять че­ло­ве­ка в оп­реде­лен­ную эмо­цию и бы­ст­ро его сни­мать, по­ка он не вы­шел из об­раза? В этом слу­чае ак­тер дей­ст­ви­тель­но иг­ра­ет. А на­сто­я­щие мастера про­жи­ва­ют роль. С ни­ми нуж­но ра­зо­брать ха­ра­к­тер пер­со­на­жа, об­су­дить ми­зан­сце­ны, а за­тем ска­зать: “Иг­рай”. Хо­ро­ший ак­тер не при­тво­ря­ет­ся кем-то дру­гим: он че­рез свою приз­му во­пло­ща­ет ха­ра­к­тер ге­роя. И его не сле­ду­ет на­пра­в­лять: иди сю­да или ту­да. Ме­ня ча­с­то спра­ши­ва­ют, как я ре­жис­си­ро­вал в сво­ем де­бют­ном филь­ме Бе­на Кин­гс­ли, Джен­ни­фер Кон­не­лли, как ра­бо­таю сей­час с Да­с­ти­ном Хоф­ма­ном, Эн­то­ни Хоп­кин­сом, Рас­се­лом Кроу. А де­ло в том, что я ими не ру­ко­во­дил. Мне есть что ска­зать, у ме­ня до­с­та­точ­но опы­та для это­го. Но та­ким лю­дям не на­до объ­яс­нять, ку­да по­вер­нуть го­ло­ву или ка­кую в дан­ный мо­мент изо­бра­зить эмо­цию. Ра­бо­тать с ум­ны­ми и опыт­ны­ми парт­не­ра­ми — од­но удо­воль­ст­вие. Был бы сча­ст­лив по­со­т­руд­ни­чать с Бо­г­да­ном Ступ­кой — он ак­тер ми­ро­во­го уров­ня, тон­ко чув­ст­ву­ю­щий свою про­фес­сию и лю­дей.
Вы сни­ма­е­те глу­бо­кие пси­хо­ло­ги­че­ские кар­ти­ны. Но ведь мно­гие пред­по­чи­та­ют раз­вле­ка­тель­ное ки­но.
Зри­те­ли смо­т­рят то, что им по­ка­зы­ва­ют. Но им вско­ре на­до­ест по­треб­лять низ­ко­проб­ные филь­мы. И оте­че­ст­вен­ные ки­не­ма­то­гра­фи­сты то­же бу­дут сни­мать экс­пе­ри­мен­таль­ное ки­но. Еще год, а по­том лю­ди ус­та­нут от пло­хо­го про­ду­к­та. Хо­тя сей­час ми­ни­маль­ный фи­нан­со­вый риск — это блок­ба­стер. С дру­гой сто­ро­ны, в Ук­ра­и­не нуж­но пре­кра­тить ста­вить ис­то­рии о Та­ра­се Буль­бе. Я го­во­рю не о ка­че­ст­ве филь­ма — о те­ме. Мо­ло­дым это уже не ин­те­рес­но. Они хо­тят смо­т­реть кар­ти­ны, в ко­то­рых мо­гут уви­деть се­бя. Или что-то ме­та­фо­рич­ное, как в “Ма­с­те­ре и Мар­га­ри­те” — это все­гда ак­ту­а­льно.
Вы пла­ни­ро­ва­ли сни­мать фильм по ро­ма­ну Бул­га­ко­ва, но так и не взя­лись за не­го. Борт­ко пе­ре­хва­тил идею?
Для ме­ня не име­ет зна­че­ния, кто сни­мал кар­ти­ну до меня. Я ви­дел фильм Борт­ко, его про­дю­си­ро­вал мой друг Ва­ле­рий То­до­ров­ский. Удач­но сня­та вся ли­ния, свя­зан­ная с Ер­ша­ла­и­мом: Ие­го­ва, лю­бов­ный сю­жет. Во­об­ще, по­тря­са­ю­щая ис­то­рия. Но я бы сде­лал луч­ше. (Улы­ба­ет­ся.)
Аме­ри­кан­ский ва­ри­ант?
Нель­зя адап­ти­ро­вать под зри­те­ля! Твор­че­ский про­дукт не на­до де­лать для пуб­ли­ки. Толь­ко для се­бя. Я по­ни­маю, по­че­му аме­ри­кан­ские филь­мы, сня­тые для про­да­жи, дуб­ли­ру­ют друг дру­га. Фо­кус-груп­пе нра­вит­ся, ко­гда в на­ча­ле филь­ма взры­ва­ют зда­ние. Ес­ли в те­че­ние два­д­ца­ти ми­нут ни­че­го не рушится — они те­ря­ют ин­те­рес. И про­дю­се­ры по­та­ка­ют зри­те­лям. Но ко­гда че­ло­век сни­ма­ет от ду­ши ав­тор­ский фильм, ду­мать о пуб­ли­ке и на­гра­дах нель­зя. На­вер­ное, в этом и есть се­к­рет ус­пе­ха.

Благодарим за помощь в подготовке материала ТМ “Шустов”  и пресс-службу Одесского международного кинофестиваля.

Поделись с подружками :