Андрей Малюков. Путешествие во времени

Поделись с подружками :
Шум, поднятый вокруг драмы “Матч”задолго до выхода, обеспечил ей статус “самого ожидаемого фильма года” и в очередной раз привлек внимание к режиссеру Андрею Малюкову.
Большинство картин Малюкова — на военную тему. А началось все еще с режиссерского дебюта: советский боевик “В зоне особого внимания” был отмечен призами и заявил о начале нового направления в кинематографе. Позже зрителей привлекли и другие работы мастера — военная драма “Грозовые ворота”, фантастический боевик “Мы из будущего”. Правда, кроме восторженных отзывов по
4 факта от “Натали”
- В этом году исполняется 70 лет с момента проведения “матча смерти” 9 августа 1942.
- “Матч” — не первая картина, посвященная этому событию. В 1962 году советские кинематографисты сняли ленту “Третий тайм”, а Голливуд — в 1981-м картину “Победа”.
- Сергея Безрукова тренировал легендарный вратарь Сергей Овчинников.
- Прообразом главного героя Николая Раневича стал динамовец Николай Трусевич, в 1943 году расстрелянный в Сырецком концлагере.
читателей, почти каждая премьера сопровождалась ропотом недовольных: всегда находились те, кто пытался обвинить мастера в нетолерантности по отношению к представителям других национальностей. На что он спокойно отвечает: “Сейчас считается дурным тоном, посмотрев фильм, просто сказать: “Хорошее кино”. И уверяет: за сорок лет, проведенных в киноиндустрии, успел привыкнуть к хвале и клевете. Новый фильм режиссера — драма “Матч” — в этом смысле тоже не стал исключением, вызвав множество споров и разногласий. Но обойдем их стороной: пусть время расставляет точки над “i” — для нас важно другое.
Как известно, в основу картины положен исторический факт — легендарный футбольный матч, состоявшийся в оккупированном фашистами Киеве летом 1942-го между советской командой “Старт” и немецкой Flakelf. Вскоре после этой игры многие футболисты-киевляне оказались в концлагерях, а некоторые были расстреляны, согласно легенде, за отказ проиграть... Однако в киноверсии Малюкова акцент поставлен не на этом событии: главное в ленте — история взаимоотношений героев Лизы Боярской и Сергея Безрукова. “Я хотел снять кино о том, как мужчина любит женщину”, — пояснил он. Сложный исторический момент, сильные характеры и непростой моральный выбор — вот что оказалось в объективе пристального внимания. О том, с чем довелось столкнуться, работая над картиной, съемки которой проходили в Киеве, Харькове и Василькове, о взаимоотношениях с актерами и, конечно, о любви, режиссер рассказал в интервью читательницам “Натали”.

Андрей Игоревич, создается впечатление, что сейчас существует некая мода на военное кино, причем снятое по-голливудски...

По моей творческой биографии легко проследить: этой “моде” я верен с 1969 года. А вот с тем, что картины делают в голливудской манере, не согласен. В 1976-м я снял фильм “В зоне особого внимания”, который положил начало жанру военных приключений как у нас, так и в США.
В вашей фильмографии — более двух десятков лент, но, говорят, работа над “Матчем” проходила особенно сложно. Это правда?
Признаюсь, самым трудным для меня оказалось общение с журналистами. (Улыбается.) Еще до начала съемок фильм вызвал общественный резонанс. Акулы пера задавали мне вопросы, на которые односложно ответить невозможно. Как в нескольких предложениях раскрыть главное? Я устал объяснять, потому решил снять “Матч”. В ленте мы отбросили исторические комплексы и национальные предрассудки. В фокусе — жизнь людей, со всеми радостями и горестями, выпавшими на их долю в начале сороковых годов ХХ века.
В интервью вы не раз отмечали, что для вас важна человеческая судьба, а особенности того или иного периода времени — не более чем антураж.
Об исторической правде можно говорить лишь в документальных и научно-популярных фильмах. “Матч” — “фабулярная”, как говорят поляки, картина. Уместно вести речь о правдоподобии вместо правды. А об этом я забочусь постоянно. Моя цель — наиболее ярко показать жизненные перипетии героев ленты. Найти те оттенки в палитре, которые помогут зрителям начать сопереживать персонажам, сочувствовать им.
На ваш взгляд, сложнее было остаться человеком в военное время или сейчас, когда ценности размыты и столько соблазнов?
Думаю, что наши современники добрее и терпимее друг к другу. По крайней мере, надеюсь, кинематограф способствует этому. Фильмы ведь существуют не только на экране, но и в зале. После хорошей ленты остается нравственное послевкусие. Хотя успех картины заключается в ином: кино должно отвечать запросам зрителей. В успехе или провале фильма много составляющих: история, ритм и стиль повествования, выразительность “картинки”, музыка, артисты.
Известно, что Сергей Безруков — человек сложный. Как вам работалось вместе?
Взаимоотношения режиссера и актера непросты. Но Безруков — великий актер и незаурядная личность! И еще неизвестно, кто кого психологически поддерживал. Скорее, он мне помогал своим творчеством. Мы с ним пробыли весь съемочный период в полном взаимопонимании. Вообще, мы с артистами на площадке друзья и соратники. Я предлагаю им определенные рамки, внутри которых они имеют полную свободу. Диктат режиссера должен быть не вербальным, а психоэмоциональным. Мне легко ладить с творческими людьми, ведь я рос в актерской среде.
Звезды у вас оказались не только на экране: монтажом ленты занималась Габриэлла Кристиани, получившая премию “Оскар” за работу над исторической драмой “Последний император” Бернардо Бертолуччи...
Мне посчастливилось работать с разными режиссерами монтажа: отечественными, зарубежными. Но структурирование видеоматериала начинается не после съемок, а еще до включения камеры — в режиссерском сценарии. Монтаж не сводится к выбрасыванию лишних сцен — это драматургия. Великий французский кинорежиссер Рене Клер, написав сценарий, говорил: “Фильм готов, осталось его только снять”.
Существует ли, на ваш взгляд, формула создания хорошего кино?
Необходимо, чтобы фильм был интересен широким массам, и чем больше зрителей высказало свое одобрение — тем лучше. В этом смысле кинематограф — балаганное искусство. Картина должна быть яркой, запоминающейся, благородной, с интересной историей. Потому я не люблю снимать продолжения. Все, что хотел сказать на данную тему, — сказал. К тому же у меня всегда есть большой выбор сценариев. Лучше работать над новой историей с отличным сюжетом, чем над выхолощенным, но коммерчески привлекательным сиквелом. Впрочем, зарекаться не буду: в кино все так относительно. Параллельно со съемками фильмов протекает моя жизнь. В ней свои радости и печали: рождение детей, горестная потеря родителей... А кино — мною созданный и выстроенный мир.
Поль Гоген считал, что в жизни художника страдание обостряет талант. Вы согласны?
Гоген страдал в XIX веке. Если бы он претерпевал бедствия в наше время, нам было бы о чем с ним поговорить. Для творчества нужны не страдания, а... лень. Придумывать хорошо получается в те моменты, когда никуда не спешишь. (Смеется.)

Любовь — самая радостная и сладкая вещь в жизни. Нет любви — отсутствуют стимулы в творчестве и в быту

Считается, что сейчас пора продюсерского кино. Как работается в таких условиях творческому человеку?
Жизнь диктует свои правила, однако все зависит от профессионализма продюсера и масштаба его личности. Если продюсер умный и не случайный в профессии человек — сработаемся независимо от его пола. А хамов и глупцов я рядом с собой не потерплю. У меня есть опыт продюсирования фильмов. Но для меня режиссура гораздо интереснее. Согласен с коллегами, которые признаются, что присутствие на площадке красавиц актрис их мотивирует. Скажу вам по секрету — это действительно так, а у меня на съемочной площадке всегда много красавиц, и не только актрис. (Смеется.) Но когда я провожу кастинги, то выбираю не по внешности, а по таланту. Избегаю вздорных и скандальных.
В своих интервью вы подчеркивали, что “Матч” — фильм о любви. А что вы вкладываете в это понятие?
Счастье — это радость без угрызений совести. Человек веселится или печалится в соответствии с собственными нравственными горизонтами. А любовь — самая радостная и сладкая вещь в жизни. Нет любви — отсутствуют стимулы в творчестве и в быту. Вера в Бога и любовь — в этом и заключается смысл жизни.

Поделись с подружками :