Лайма — королева сцены

Поделись с подружками :
В переводе с латышского имя Лайма означает “счастье”: так в древности звали одну из богинь. А сегодня его носит королева сцены — талантливая, харизматичная и очень загадочная певица Лайма ВАЙКУЛЕ.
Знакомое лицо, немного манерная пластика движений, безупречный сценический образ и безусловная власть над залом. “Королева” — вот что приходит на ум в тот момент, когда видишь ее на сцене. А утром, во время подготовки к выступлению, она меняется до неузнаваемости: появляется в яркой и невероятно элегантной тунике, волосы стянуты на затылке, на лице ни тени косметики, зато улыбка — сияет. Лайма одной из первых приходила на репетиции в концертный зал “Дзинтари” (точность — вежливость королей) и вела себя очень просто: послушно выходила на сцену, прислушиваясь к советам режиссера, лучезарным взором одаривала и юных конкурсантов “Новой волны”, и звездных коллег, и журналистов... В ее руках то и дело появлялся тот самый легендарный термос, наполненный чаем с лимоном и медом, с которым певица, говорят, не расстается даже во время самых дальних гастролей. Ни капли ложного пафоса, дутого величия — ее манеры непосредственны и аристократичны. Устала сидеть на стуле — закинула ноги в желтых носочках на спинку кресла, стоящего впереди, и озорно подмигнула фотографу. Весело пошутила с Борисом Моисеевым. Радостно встретила Джамалу: “Ну как ты, красавица?” После репетиции всем, кто очутился поблизости, приветливо помахала рукой. И каждому казалось, что Лайма Вайкуле попрощалась именно с ним — до вечера, когда она — таинственная, неприступная, безупречная во всем — снова появится здесь, чтобы зал взорвался овациями. Трудно представить ее в другой профессии. Хотя, выбери она иной путь, несомненно, тоже достигла бы совершенства.

Тем не менее наша героиня никогда не упускает возможности рассказать о первой встрече с Маэстро, в полном смысле слова подарившем ей путевку в творческую жизнь. “Это случилось в филармонии. Мне было пятнадцать лет. В то время я занималась музыкой и пением у преподавателя Леонида Заходника, а он работал с Раймондом Паулсом — ставил голоса. Учитель меня любил, считал, что я хорошо пою, поэтому и повел на прослушивание к Паулсу. Помню, как я пела в темном филармоническом зале, часов в шесть вечера, и вдруг сзади ко мне подошел человек, похлопал по плечу и сказал: “Малыш, я тебя беру”. Это и был Паулс”. С его легкой руки Лайма стала солисткой Рижского оркестра радио и телевидения, которым он тогда руководил.

Досье “Натали”
Родилась 31 марта 1954 года в г. Цесис, Латвия.
Родные: отец — Станислав Вайкулис, был рабочим на производстве;
мать — Янина, трудилась в торговле.
Семейное положение: состоит в гражданском браке.
Образование: ГИТИС, режиссерский факультет.
Профессия: певица.
Награды: главный приз XXII Международного конкурса эстрадной песни “Братиславская Лира” — “Золотая Лира” (1987); специальный приз Принца Монако на ежегодной церемонии World Music Awards’93.
Ее взрослая карьера началась в знаменитом юрмальском баре-варьете “Юрас Перле” в 1979 году. Там артистка не только пела, но и ставила танцы, придумывала костюмы. Выступления Лаймы считались одними из самых красочных во всей Прибалтике и всегда собирали большое количество зрителей. А в 1984-м она поступила в ГИТИС на режиссерское отделение. Но продолжала выступать: в ее репертуаре были западные композиции и латышские песни, в том числе Паулса, которые Вайкуле пела в сопровождении инструментального ансамбля “Лайма”. Тогда же талантливую певицу заметил известный поэт-песенник Илья Резник и предложил ей исполнить для записи на радио свою новую песню “Ночной костер”. Благодаря этому девушка попала в радиоэфир, а позже получила приглашение участвовать в телепередаче “Песня-86”. Необычный образ, немного искусственный и невероятно сексуальный, оказался потрясающе востребованным публикой. После всем приевшегося академизма представителей советской эстрады ее эксперименты с внешностью, балетные номера, сопровождавшие каждую песню, сложная сценография были словно глоток свежего воздуха, ветер из будущего. Но всесоюзное признание она получила в 1987-м: авторский вечер ее “крестного отца” Паулса в концертном зале “Россия”, который увидела на телеэкранах вся страна, сделал Лайму настоящей звездой. “Я собирала стадионы, машину мою носили на руках”, — вспоминает она о том безумном и прекрасном периоде. Потом был необычайный успех в Америке, где Лайма работала некоторое время по приглашению американского продюсера. Именно там в 1991 году певица перенесла тяжелую болезнь. “Я подошла к краю своей жизни. И тогда обратилась к религии и стала все по-другому воспринимать. Если раньше мне казалось абсурдным утверждение о том, что человек в страданиях становится чище, я не могла понять, что может быть хорошего в плохом, то сейчас я знаю, что человек, который ничего не пережил, как личность еще не появился на свет. Я навсегда запомнила слова из одного американского фильма: “Жизнь — это хождение по проволоке, а все остальное — ожидание”. Я была потрясена и удивлена, когда услышала их в первый раз. Но теперь я полностью с ними согласна...” — говорила она впоследствии. В том же году Лайма заключила контракт с японской фирмой, который принес фантастические гонорары, и уехала работать в Страну восходящего солнца.

Краткая дискография
“О чем играет пианист” (2005)
“Лайма в стиле тангo” (2002)
“Имена на все времена” (2000)
“Зеркало” (1999)
“Латинский квартал” (1998)
“Я вышла на Пикадилли” (1996)
“Ах, вернисаж, ах, вернисаж”(1995)
“Милый, прощай!” (1994)
“Я за тебя молюсь” (1992)
Сегодня у нее, кажется, есть все: всенародная любовь, более двадцати миллионов дисков, проданных во всем мире, песни, обожаемые многими поколениями, парфюмерно-косметическая компания. Однако она продолжает работать — записывает новые композиции, снимается в фильмах, меняет образ, ведь истинные королевы — великие труженицы. Примечательно то, что при невероятной популярности за долгие годы не было ни одного скандала в прессе, связанного с именем исполнительницы. Вайкуле никогда не спекулировала на личной жизни. Да и откуда взяться сплетням, если Лайма с девятнадцати лет идет по жизни с одним человеком — Андреем Латковским. Когда-то он был гитаристом в ее ансамбле, а теперь занимается продюсированием певицы. Но вся жизнь ее подчинена сцене. А если ей задают бестактные вопросы о детях, она неизменно отвечает: “Это слишком большая ответственность. У меня времени едва хватает на моих собак”. Что спрятано за этими словами, публике знать не дано — королевы умеют хранить тайны. Завистники называют Вайкуле манерной певицей, а те, кто искренне влюблен в нее, — не иначе, как “леди Шарм” и “бархатный голос”. “В жизни я не такая, как на сцене”, — призналась Лайма в одном из интервью. А я, глядя из зрительного зала на волшебное действо, старалась понять: какая же она на самом деле? Конечно, десятиминутного общения, на которое согласилась певица, оказалось совсем недостаточно. Но, кажется, мне удалось почувствовать главное: ее доброжелательность не наигранна, а сдержанность и нежелание открывать душу — не свидетельствуют о высокомерии. Просто есть Лайма — звезда, а есть Лайма — дочь, подруга, любимая женщина. И в каждой из этих ипостасей она настоящая, потому что всегда и во всем верна себе.

Лайма, вас часто называют иконой стиля: ваши сценические костюмы поражают сложностью, продуманностью, изысканностью. А в жизни вы такая же “дива”?
Все уже давно знают, что я предпочитаю спортивный стиль одежды. Для меня главное — удобство.

Когда-то вы сказали: лучшая прическа — это кепка, а лучший макияж — солнечные очки...
...и самый быстрый. У меня кепок уже целая коллекция, сколько именно — не знаю, никогда не считала. Но, думаю, больше сотни! Причем я предпочитаю сама их покупать, а те, которые дарят, лежат отдельно.
Вы многого добились. Скажите, все мечты исполнились?
Есть кое-что, о чем сожалею: я хотела быть врачом. И знаете, если бы мне позволили сегодня исполнить эту мечту, я бы обязательно стала доктором. И даже знаю каким: хирургом — только он, и никто другой, несет полную ответственность за своего пациента. Ведь если терапевт назначил даже самое лучшее лечение, он не сможет проследить за тем, что пациент выпьет или съест по дороге домой, правильно? И это уже будет не мой результат. А я люблю контролировать ситуацию и нести ответственность за все.

Зато теперь, выступая на сцене, вы врачуете души...
Не знаю. Но у артиста, что ни говори, ответственности меньше, чем у лекаря. (Улыбается.)

Медики — материалисты, кажется, для них нет загадок. А ваши коллеги, напротив, часто излишне суеверны.
Суеверия — это грех, и я стараюсь не обращать внимание на них. Но есть какие-то вещи, которые помимо воли подмечаешь. Однако даже в этом случае смеюсь над такой приметой, как черные кошки... Здесь я ближе к медикам.

Вы много путешествуете. Какая страна произвела на вас самое большое впечатление?
краткая
фильмография

“Красная шапочка” (2009)
“Очень новогоднее кино, или Ночь в музее” (2007)
“Дом у соленого озера” (2004)
“Снежная королева” (2003)
“Женское счастье” (2001)
“В русском стиле” (1991)
“Танцы на крыше” (1985)
“Братья Рико” (1980)
“Инспектор Гулл” (1979)
Япония, конечно. Мне нравится там абсолютно все. Это тот случай, когда нельзя отделить одно от другого: прекрасные дизайнеры, великолепная кухня, потому что очень интересная культура. И все настолько взаимосвязано, они так не похожи на нас! Потрясающе организованные люди, мне это очень импонирует. И красота бесконечна, она повсюду. Если бы мне пришлось остаться в Японии, наверное, быстро прижилась бы в этой стране.

И привыкли бы к рулю с правой стороны?
Думаю, да. Я вожу автомобиль давно и очень хорошо. Первая машина у меня появилась, когда мне не исполнилось и двадцати. Я сама ее купила. Это “Жигули”, и тогда я была настоящей гонщицей! Мне очень нравился этот процесс, а теперь все чаще доверяю водителю: может быть, наездилась уже. Но когда сажусь за руль, частенько превышаю скорость. Знаете, я ведь увлекающаяся натура. Порой это меня приводит к каким-то опасным граням. Некоторое время назад я занималась йогой. И как физкультура — это прекрасно. Но наступил момент, когда поняла, что слишком глубоко нырнула в ее философию: однажды потеряла сознание во время практики — и решила остановиться.

А как возобновляете силы после напряженных будней? Говорят, что прогулка с собаками лучше медитации.
Не знаю, лучше или хуже, но для меня это самое большое удовольствие. Часто говорю, что это не мы с ними гуляем, а они с нами. Мы любим бывать на море, в лесу. Мои собаки обожают купаться, на машине ездить, поэтому приходится их специально вывозить на автопрогулку, и тогда мы просто катаемся по окрестностям Юрмалы. Я очень люблю их: они искренние и непосредственные — с ними легко. Дело в том, что есть люди более злые, чем собаки. И ни один человек не способен на такую преданность. Говорят “лебединая верность”, я уверена, что есть и собачья. Верность — то качество, которое присуще далеко не всем людям. Его я особенно ценю...

Поделись с подружками :