Путь к сердцу Каролины

Поделись с подружками :
Польская актриса Каролина ГРУШКА невероятно обаятельна и хороша собой. К тридцати годам в ее творческом багаже накопилось почти три десятка фильмов, снятых знаменитыми режиссерами. Однако в нашей стране многим она больше известна как муза эпатажного кинематографиста Ивана Вырыпаева.
Вы из Киева? — переспросила Каролина, когда на закрытии Московского кинофестиваля я подошла к ней во время перерыва. — А я ведь несколько лет назад была у вас на “Молодости”, — приветливо улыбнулась она. О личной жизни Каролина говорить отказывается, потому и умолчала о том, что именно в украинской столице познакомилась с будущим супругом — оба тогда представляли свои картины: Иван — ленту “Эйфория”, Каролина — мелодраму “Любовники из Мароны”. И хотя Иван Вырыпаев на тот момент был уже достаточно популярен в Польше, их первая встреча состоялась в нашем городе. Он рассказывал девушке, каким видит современное искусство, позже дал прочитать свою пьесу “Кислород”.

А когда написал сценарий, предложил ей одну из главных ролей. Так началось их творческое сотрудничество. И не только... Картина, поставленная по пьесе, вызвала множество споров. Критики утверждали, что в ней режиссер популяризирует наркотики, хотя именно против них был направлен основной посыл. “Кислород” — это возможность вместе со зрителями, особенно молодыми, поразмыслить над тем, что для нас сегодня значат библейские заповеди, как с ними жить и возможно ли их соблюдать”, — размышляет актриса. Зато в душе рядовых зрителей фильм нашел отклик — по крайней мере, никого не оставил равнодушным. И уже после первого показа, состоявшегося во Вроцлаве на фестивале “Эра. Новые горизонты”, получил приз зрительских симпатий. Позже драма “Кислород” участвовала в нескольких кинофорумах и везде горячо принималась. А на вопрос об ее авторе, Иване Вырыпаеве, Каролина неизменно отвечает: “Это мой муж и режиссер, с которым я работала и буду работать”. И никаких подробностей.

Досье “НАТАЛИ”
Родилась 12 июля 1980 года в Варшаве, Польша.

Образование: Варшавская театральная академия.
Профессия: актриса театра и кино.

Семейное положение: в гражданском браке,
муж — Иван Вырыпаев, драматург и режиссер.
Но была в жизни актрисы еще одна значительная встреча. Это случилось в 2005-м на фестивале “Камера и образ”, проходившем в городе Лодзь. Тогда известный режиссер Дэвид Линч, приехавший на кинофест, подбирая актеров для этюда, увидел фотографию красивой девушки и пригласил в свой проект. Съемки прошли настолько удачно, что зарисовка превратилась в часть картины “Внутренняя империя”. После появления Каролины в фильме прославленного мэтра польская пресса подняла Грушку “на щит”. Поляки по праву гордились соотечественницей, а она удивлялась: “Какая же я звезда?” С тех пор каждое интервью с актрисой начиналось и оканчивалось вопросом о Дэвиде Линче. “Но ведь в моей жизни происходит немало других ярких событий! Есть не менее интересные ленты и кроме “Империи...” — искренне огорчалась она. И была абсолютно права: сложно найти актрису, у которой бы карьера складывалась столь удачно. Ведь еще в десять лет Грушка дебютировала у Кшиштова Занусси в ленте “Шопен во дворце”. Планка, заданная маэстро, оказалась так высока, что в студенческие годы Каролина пообещала себе никогда не сниматься в рекламе и ситкомах. “Это делается только ради денег, но в них полностью отсутствует творческая составляющая”, — поясняла она впоследствии. Слово свое актриса держит до сих пор. Потому и выбирает сложные и неоднозначные роли. Например, Маши Мироновой в драме “Русский бунт”, снятой Александром Прошкиным по пушкинской повести “Капитанская дочка”; любовницы сюрреалистического поэта в чешской ленте “Три сезона в аду”. Небольшой, но яркой стала ее работа в картине режиссера Михаила Пташука “В августе 44-го”, где Каролина перевоплотилась в девушку Юлию. И не один год съемки в кино Грушка успешно сочетает с работой в разных варшавских театрах, в последнее время в Национальном театре и театре “На Воли”.

Сейчас она живет на два города: в Варшаве и Москве. Признается, что ей хорошо там, где находятся любимые ею люди. К слову, польская актриса прекрасно владеет русским языком: говорит с едва заметным акцентом и неподражаемой интонацией, благодаря которой, как пишут в прессе, вполне может конкурировать с Ренатой Литвиновой. На XXXII Московском международном кинофестивале Каролина Грушка выступала в нехарактерной для нее роли члена жюри конкурса “Перспективы”. О ее отношении к современному кинематографу, любимых фильмах и жертвах во имя искусства она рассказала в интервью читателям “Натали”.

Каролина, десять лет назад здесь же вы представляли фильм “Подальше от окна”. А как ощущаете себя в роли судьи?
Я сомневалась в том, что смогу полноценно работать членом жюри. Потом решила, что буду не судить, а искать и оценивать то, что мне кажется в данной картине важным и интересным. И конкурсные работы смотрела как обычный зритель. Я вообще люблю кино, отслеживаю достаточно много фильмов. Иногда после выхода из кинотеатра меня переполняет чувство благодарности художнику за его работу, хочется это как-то продемонстрировать. Мое участие в жюри — отличный способ высказать признательность тому или иному кинематографисту.

Какое впечатление от новых фильмов? Мне кажется, в последнее время появилась своеобразная мода на военную тематику...
Сейчас для меня пример настоящего современного кинематографа — фильм “Выход через сувенирную лавку”, снятый известным английским художником Street Art Бэнкси. А от картин о войне я просто уже устала, хотя их сейчас активно снимают, особенно о Второй мировой. Хочется, чтобы произошел поворот к фильмам, где бы проявлялось больше чувств. В лентах, которые снимают сегодня, мне зачастую не хватает диалога режиссера со зрителем. Художник что-то рассказывает, совершенно не думая, как его тема будет воспринята другими людьми, прочитают ли они посыл. Поэтому зритель быстро утомляется и уходит из кинотеатра.

А какие темы, на ваш взгляд, способны заинтересовать?
Разные... Для меня важна не столько поднятая проблема, сколько видение автора, мотивация, энергия, которую он будет вкладывать в картину. Необходимо, чтобы все работало на одну цель: показать человека самому себе, а также открыть его миру и другим людям. Последние несколько лет в моей жизни появились талантливые режиссеры, есть достойные сценарии. Это, например, россиянин Иван Вырыпаев, чех Томас Масин. Сейчас буду сниматься у польского мастера Бартоша Прокоповича. К счастью, время от времени находятся интересные истории и темы. У меня нет ощущения, будто негде и не с кем работать, нет темы, которая бы взволновала.

Вы имеете опыт сотрудничества с кинематографистами из разных стран. Где больше понравилось сниматься?
Не могу сказать, что где-то трудиться легче, а где-то сложнее. Россия, Чехия, Польша — съемочный процесс на площадке особо ничем не отличается. Если бы мне пришлось участвовать в каком-то типичном голливудском проекте, наверное, я бы заметила разницу. Пока эти отличия связаны с самой личностью режиссера, который выбирает и организовывает людей. Дэвид Линч действует по европейской системе, и он режиссер не традиционный, а артхаусный, работает только с друзьями, снимает без сценария: на площадке все происхо
Профессия — не главное. Надо жить не ради искусства, а ради любви в широком понимании этого слова

дит спонтанно. Это не голливудская машина, а лаборатория, создающая оригинальный творческий продукт. Очень важно, чтобы режиссер четко понимал, что он хочет сказать зрителю, чтобы тема, которую мы затрагиваем, по-настоящему нас волновала, и важно, чтобы он оставлял мне пространство для импровизации, для моего собственного поиска. Хотя съемки — это всегда тандем режиссера и актера.

Каролина, вы много снимаетесь в авторском кино. Любите эксперименты?
краткая фильмография

“Короткое замыкание”,“Кислород” (2009)“
Резолюция 819” (2008)
“На пути к сердцу”,
“Тайна секретного бастиона“ (2007)
“Любовь в подземном переходе”,
“Внутренняя империя”,
“Мы все Христы“ (2006)
“Любовники из Мароны” (2005)
“Брейк-поинт” (2004)
“Свора” (2002)
“В августе 44-го” (2001)
“Канун весны”,
“Подальше от окна” (2000)
“Русский бунт” (1999)
“Божья подкладка” (1997)
“Уловка” (2010)

Ряд авторских лент, которые еще несколько лет назад были ярким событием, ныне неактуальны. Сейчас нужен другой язык выражения, новый способ общения со зрителем. И мне кажется, он еще кинематографистами не найден. По крайней мере, в Польше эта проблема очень обсуждается. Вообще, современное искусство — тема широкая, но многое из того, что называется модным, я не воспринимаю. Никогда не соглашусь сниматься в картине, где показаны извращения лишь для того, чтобы шокировать и эпатировать публику. Принимаю предложения участвовать в проектах с талантливыми людьми, вкладывающими в фильм светлую энергию, а от других отказываюсь. Потому что сама очень не люблю выходить из кинотеатра закрытой миру, наполненной токсичной энергией.

Считается, что искусство требует жертв, заставляя отрешаться от всего личного...
Я с этим категорически не согласна! Искусство — не главное. Надо жить не ради искусства, а ради любви в широком понимании этого слова. Открывать свое сердце светлому чувству и идти вслед за ним, безусловно, не забывая о своих обязательствах перед близкими и другими людьми. Счастье — это когда есть гармония, причем во всем. Иногда бывают моменты, когда ощущаю себя счастливой. Для обретения внутренней гармонии важно быть полностью открытым для происходящего. Этим я пока похвастаться не могу, но скажу с уверенностью: нахожусь в поиске, и, надеюсь, рано или поздно у меня это получится.
...Перерыв окончился, в зале погас свет, и на сцене началось награждение победителей. Моей собеседнице, как члену жюри, необходимо было присутствовать на вручении призов. Она извинилась и поспешила в зал, на прощание одарив меня искренней и немного смущенной улыбкой. Что ж, возможно, и на этом кинофестивале в жизни молодой актрисы произошло какое-то знаковое событие. Но об этом она расскажет во время следующей нашей встречи.

Поделись с подружками :