Когда поют мужчины

Поделись с подружками :
“Десять голосов, которые потрясли мир”, как окрестила западная пресса “Хор Турецкого”, выступают в формате арт-шоу, не имеющего аналогов в мире. Сам маэстро Михаил ТУРЕЦКИЙ, его организовавший, именует себя скромно: “хормейстер”. И этим только создает интригу.
Для человека с талантом и любовью к труду нет преград”, — уверял композитор Людвиг ван Бетховен. Возможно, эти слова великого немца послужили руководством к действию для молодого выпускника знаменитой Гнесинки. И хотя до появления музыкального коллектива, сумевшего покорить самую прихотливую публику на всех континентах, прошел не один год, колесо судьбы уже было запущено. Во всяком случае, так считает сам Михаил Турецкий, который не сомневается, что для каждого имеется свой метафизический сценарий, не зависящий от человека. Где, вероятно, и было прописано, что в 1990 году Михаил создает мужской хор, который впоследствии получит его имя, всемирную известность и подарит осознание: “Самое романтичное для артиста — это сцена”. Правда, со временем, когда в книге его жизни появилась глава “О любви”, мнение маэстро на этот счет было подкорректировано. Потому в более поздних интервью зазвучали совсем другие нотки. “Именно для женщин мы творим, поем и живем. Любовь — возвышенное чувство, это вдохновение и страсть, сила мужчины и его слабость”, — признавался Михаил Турецкий после знакомства с красавицей с экзотическим именем Лиана.

“Мы встретились во время гастролей “Хора Турецкого” в Америке 31 октября, в Хеллоуин. Лиана приехала на концерт по просьбе своего отца, который организовывал наши выступления, как раз после празднования с друзьями Дня всех святых и согласно американской традиции была одета в соответствующий празднику костюм принцессы. Это было очень красиво! — делился Михаил. — Знаете, чем она меня поразила? Глазами. Это самое яркое, самое сексуальное, что есть в женщине. А в ее глазах была еще и какая-то история. Она же выросла в эмиграции, давшей ей определенный жизненный опыт”. Виртуально-телефонный роман вскоре перерос в реальный: ради любимого человека Лиана, по словам Михаила, совершила поступок “декабристки”, переехав из спокойной Америки в Россию девяностых — в однокомнатную московскую квартиру мужа, который тогда еще не был так знаменит. И принесла в его жизнь то, чего ему недоставало.

Благо те времена, когда академические критики считали Турецкого и его хор предателями высокого искусства, а эстрада — “белыми воронами”, остались в прошлом. Теперь градус их популярности зашкаливает, а все концерты проходят с аншлагом. Не хватает только времени, которое можно было бы провести вместе с семьей — женой и дочерьми. “Вот в чем секрет нашего семейного счастья: когда муж девять месяцев в году в отъезде, ссориться некогда!” — шутит Лиана. Тем не менее в Киев они приехали вместе. А я, наблюдая за супругами со стороны, подумала, что талантом выстраивать отношения этот человек владеет не менее виртуозно, чем музыкальным даром и красноречием...

Михаил, читала, что ваши способности разглядел дядя, известный альтист и дирижер Рудольф Баршай.
Досье “НАТАЛИ”
Родился 12 апреля 1962 года в Москве.
Родные: отец — Борис Эпштейн, мать — Белла Турецкая.
Семейное положение: женат; супруга — Лиана, программист; дочери — Наталья, Сарина, Эммануэль и Беата.
Образование: Хоровое училище имени А. Свешникова; дирижерско-хоровой факультет Российской Академии Музыки имени Гнесиных.
В четыре года у меня открылся уникальный голос: говорили, что так могут петь только семилетние дети. Дальше все складывалось будто само собой. Дядя позвонил директору Хорового училища имени А. Свешникова и сказал фразу, которую я запомнил на всю жизнь: “Геннадий Петрович, посмотрите внимательно на этого мальчика”. Только потом я понял, что означали эти слова: не “возьмите по блату”, а “не пропустите, если есть дарование”. Никто не пытался меня втолкнуть не в свою дверь. К сожалению, очень часто родные ошибаются. Имея деньги и влияние, они отдают ребенка туда, где ему не место: престижная дверь не всегда соответствует их способностям. Таким образом, дети проживают не свою жизнь. Папа думает, что покупает чаду место под солнцем, но ведь он все равно не будет счастливым, не имея таланта. Этот человек вполне мог бы проявить себя в каком-нибудь другом деле. В моем случае, к счастью, все совпало. После того как эта судьбоносная фраза была произнесена и на меня обратили внимание, вердикт был таков: “Будет сложно, потому что мальчик отстает от программы”. Ведь я пришел учиться в пятый класс туда, где все дети занимались с первого. Но эта история гадкого утенка, когда ты не такой, как все, меня очень стимулировала, заставляя стремиться стать белым лебедем. Я настолько взялся за себя, что в последних классах перегнал сверстников. Но было действительно очень сложно. Поскольку мы жили в коммунальной квартире, мне приходилось в любое время года каждый день в шесть утра вставать и ехать через весь город в училище: только там до начала занятий мог поиграть на фортепиано. Причем родители не принуждали меня учиться в таком режиме. Просто уже тогда, в одиннадцать лет, я был взрослым и понимал: никто за меня ничего не сделает, поскольку отец с матерью были пожилыми людьми и ничем не могли помочь. Хотя они не имели отношения к музыке, оба были очень музыкальны.

Интересно, а что вы слушали в юности?
Уже в девятнадцать лет мне стало понятно, что есть альтернатива классике: андеграунд, шансон, рок, джаз-рок, поп-культура, мюзикл... Домашний музыкальный центр работал сутками, расширяя мой кругозор. Я слушал Pink Floyd, Led Zeppelin и знал: помимо классики существуют потрясающие мировые группы.

Как возникла идея создать такой оригинальный музыкальный жанр?
3 факта от “Натали”
Носит фамилию матери в память о ее родственниках, погибших во время Великой Отечественной войны. По словам Михаила, она происходит от названия белорусского городка Турец.
К пятнадцатилетнему юбилею коллектива написал автобиографическую книгу “Хормейстер”, которая была издана в 2005-м.
В сентябре 2010-го стартовал юбилейный тур “Хора Турецкого” “20 лет — 10 голосов”.
Глядя на оперных артистов, всегда думал, что эти люди всю жизнь поют не больше десяти партий. Классическая музыка для симфонического оркестра все-таки относительно исчерпаема. Мне всегда казалось, что заниматься чем-то одним скучно, и я мечтал организовать группу, которая будет все проецировать в своем творчестве, объединять, вмещать. Хотя осознавал: это почти нереально, поскольку таким путем никто никогда не шел. Дядя, оказавший мне когда-то помощь в выборе профессии, говорил: “Ничто, кроме классики, не имеет перспективы”. А мне хотелось сделать в жизни нечто особенное. И начал я двадцать лет назад с классического хора. Он исполнял духовную музыку, потом я постепенно “вбрасывал” в программу произведения на разных языках, делал обработки эстрадной музыки, позже добавил инструментальную группу, которая играла классику на роковых гитарах. Так Верди, Моцарт, Россини, Чайковский появились в современных аранжировках. Теперь каждый артист моего хора может петь любую музыку — от “Мурки” до The Scorpions и Led Zeppelin, от любого танго до Queen, от Моцарта до The Beatles. Наше фирменное “блюдо” — исполнение женских партий мужскими голосами.

Человек сотворен для того, чтобы стать счастливым. и жизнь прекрасна, сколько бы ни было отпущено

Хотя классические произведения сейчас не пользуются популярностью, в вашем репертуаре их немало, а все концерты проходят с аншлагом. В чем секрет?
Когда фрагменты арий из Верди зазвучали как Queen, это дало такую сумасшедшую энергетику! Люди ходят на трехчасовую оперу, чтобы услышать пять любимых арий, а мы десять успеваем преподнести им за семь минут. Благодаря чему те, кто их знает, наслаждаются, а те, кто слышит впервые, — знакомятся и открывают для себя целый пласт. Ведь получать удовольствие от классической оперы может только тот, кто музыкально образован, а большая часть нашего населения не могут этим похвастаться и никогда не бывали ни в консерватории, ни в оперном театре. Зато сегодня прийти на концерт “Хора Турецкого” уже стало хорошим тоном. Потому что прослушать такую программу — все равно что прочитать качественный глянцевый журнал. Например, чтобы освоить четыре тома романа “Война и мир” Льва Толстого, надо иметь терпение и время, а оно у современной молодежи вряд ли есть. Я мечтаю, что когда-нибудь кто-то очень умный уместит Толстого в двести страниц для моих детей — ярко, талантливо, динамично. То же мы делаем с классикой: чтобы ее легче было понять, добавляем туда элементы поп-культуры, которая помогает воспринять ее легко. Многие люди после концертов признаются: “Мы начали интересоваться классикой”. В этом наша просветительская миссия. Я обеспокоен тем, что престиж музыкального образования сейчас так упал. А ведь канадские ученые провели исследование и пришли к выводу, что у детей, занимающихся музыкой, интеллектуальный потенциал на двадцать процентов выше, чем у их сверстников, лишенных такой возможности. Это говорит о том, что обучаться надо хотя бы просто для себя — это же так здорово!
Ваши дочери учатся музыке? Их будущее связываете с искусством?
Мои девочки получают образование, но пока не увижу Моцарта в своем ребенке, не дам сделать музыку профессией: это потерянное время. Страстное желание на пустом месте не возникает и всегда сопровождается талантом. Не бывает так, что бездарность мечтает заниматься тем, к чему нет предрасположения. Лучше распределить детское время между занятиями спортом, каким-то искусством и математикой. Развитие должно быть гармоничным. Но музыка необходима — я в этом уверен. Например, Альберт Эйнштейн грандиозно играл на скрипке, и не только он... Многие талантливые ученые музицируют.

Какими критериями, кроме наличия таланта, руководствуетесь, подбирая людей в хор?
Очень важны личностные качества. Голос имеет значение, но еще более то, что собой представляет сам человек, что он этим голосом привносит. Отличный парень, конечно, не профессия, но внутренний мир должен быть богатым. Словом, нам нужны хорошие люди, которые к тому же красиво поют. Уверен: гений и злодейство несовместимы. У нас на эстраде часто бывает, что человек по сути своей не очень, но он как-то поет и от его пения есть некоторый успех. Однако не учитывается та энергия, которую он несет. А ведь она зачастую бывает разрушительна. А у нас позитивное искусство!

Наверное, поэтому вашему коллективу счастливым образом удается избежать сплетен — непременных спутников звездной жизни.
Просто у меня есть мера медийности. “Хор Турецкого” очень известен, но на каждом шагу о нем не говорят. В результате популярность, основанная лишь на информации о том, кто с кем спит, кто кому изменил, нас обходит стороной. Вот если бы сейчас оказалось, что в хоре все голубые, к нам бы сразу выстроилась очередь журналистов. (Смеется.) Этот материал с огромным удовольствием опубликовали бы в прессе колоссальными тиражами. Но, к сожалению, дать такой повод не смогу. Официально говорю: в моем коллективе таких людей нет, так что устроить из этого заявления сенсацию не получится, а придумывать не хочется. Некоторые артисты готовы рассказать, будто у них что-то украли, ради повода для очередной статьи. А у нас и без этого есть поклонники, мы собираем полные залы и пока не нуждаемся в скандале.

Вы создали женский аналог своего знаменитого коллектива — арт-группу “Сопрано 10”...
Звания и награды
Награда “Золотая корона канторов мира” (1993) от Американской Музыкальной ассоциации; звание “Заслуженный артист Российской Федерации” (2002); премия “Человек года” в номинации “Культурное событие года” (2004); звание “Народный артист Российской Федерации” (2010).
Группа существует с 2009 года. Уникальные голоса, очень красивые и талантливые женщины — это то, в чем так нуждается современный мир! Когда они поют, поднимается настроение. Многие шутят: их пение может увеличить уровень тестостерона, потому что виагра — это временная мера, а настоящее искусство способно надолго взволновать душу. Такое вдохновение необходимо людям для того, чтобы чувствовать себя гармонично. При грамотном продюсировании каждая из них сможет стать звездой мирового уровня. Они — лучшие из лучших! Я уверен: за ними будущее, ведь эти женщины музыкально образованны, красавицы и у них потрясающе разнообразные голоса. Одна исполняет в нише Зыкиной-Воронец, другая — Мэрайи Кери, третья — Барбры Стрейзанд, есть своя Анна Нетребко... Все разные, но у них нет никаких репертуарных ограничений. Когда они будут с концертами в Украине — приходите!

Вы много гастролируете, а в какой стране чувствуете себя комфортно?
Дело в том, что бытовой комфорт сегодня можно обеспечить себе в любом месте. А все остальное зависит от человеческих отношений. Прошло то время, когда жажду нового утоляли, вырвавшись в Европу. Я себя везде нормально чувствую, где есть работа. Но моя страна — Россия, хотя очень люблю бывать в Украине — в Харькове, Днепропетровске, Донецке, Львове, обожаю Одессу, где у меня много поклонников. Украинская публика вообще очень дружелюбна и здесь легко работать.

Супруга часто сопровождает вас?
Лиана занята детьми и редко ездит со мной. Но сейчас в Киев мы приехали вместе, потому что до этого из-за гастролей я мало бывал в Москве.

Если бы ваша жена решила активно заняться карьерой, как бы вы реагировали?
Женщина, если она хочет быть интересна своему мужчине, обязана иметь какое-то дело. Ее постоянное пребывание дома будет устраивать мужчину до тех пор, пока она молода и красива, а потом интерес пропадет. Надо подпитывать его какой-то энергией, информацией. Работа же помогает ей развиваться, не стоять на месте. Она должна иметь профессию и быть хорошо самоорганизованной. Нормального мужчину всегда возбуждает женский интеллект, а не только ее внешние данные. Тот же, кто обращает внимание исключительно на внешность, недостаточно развит сам, поэтому от него лучше вообще подальше держаться. Как только муж говорит: “Сиди дома!” — бегите от него, такой человек вас погубит! Это хозяин, который боится, что его жену кто-то уведет, а значит, он закомплексован, не верит в свои силы. Мужчина должен дать супруге свободу в самореализации. Пусть работает над собой, чтобы женщина не хотела от него уйти. Любая успешная современная дама может отлично совместить и семью, и карьеру. Просто надо уметь балансировать и четко распределять время.

Сегодня некоторые “гуманисты” выступают против рождения детей, уверяя, что преступно обрекать малышей на страдания в нашем жестоком мире. Как вы, отец четырех дочерей, прокомментируете это?
“Живи всем сердцем,
Жизнь — награда,
Оберегай ее, хвали,
Пока живешь — живи, как надо:
Ты — украшение Земли!”
Можно сказать лучше? Человек создан для того, чтобы стать счастливым, и жизнь прекрасна, сколько бы ни было отпущено. Просто надо понять: все — Божий промысел, часть большого плана. Необходимо верить — Господь любит тебя. Тогда человек не будет бояться стариться, терять привлекательность, потому что придет осознание: душа вечна. К этому стоит стремиться, что непросто. Например, сложно пережить потерю молодости, успеха, славы — это все испытания. Но не бывает ощущение счастья постоянным, иначе это станет диагнозом. Человек должен переживать контрастные чувства. Когда согреешься, а потом нырнешь в прорубь — почувствуешь, как кровь в тебе гуляет, заметишь разницу. Пострадав, поголодав — оценишь вкус еды, лишившись денег — узнаешь им цену. Если нет успеха, появляется желание его добиться. Осознав свое несовершенство, люди стараются стать лучше, завоевать любовь, привязанность. Стоит через все пройти, кроме... наркотической зависимости.

Герой фильма “Доживем до понедельника” написал в сочинении: “Счастье — это когда тебя понимают”. Вы согласны?
Необходимо, но... недостаточно. Человек должен быть востребован. А реализованные люди всегда кем-то поняты, в их жизни есть любовь. Радоваться без причины надо научиться так же, как уметь никогда не сожалеть о содеянном, ведь это уже история. И желательно каждый текущий день наполнять смыслом — тогда все сложится.

Благодарим за помощь в организации интервью PR-компанию ”Дель Арте”.

Поделись с подружками :