Пароль — “Одесса”

Поделись с подружками :
Украинские театралы знают Якова КУЧЕРЕВСКОГО по спектаклям Ladies’ night и “Особо женатый таксист”, которые идут на главных сценах страны с неизменным аншлагом. Киноманы запомнили его колоритных героев из картин “Ликвидация”, “Ни шагу назад!”, “Синие как море глаза” и многих других. Сам актер уверяет, что своим успехом обязан любимой жене.
Мужской стриптиз, только для женщин, вход 200 баксов”. Такое объявление увидели герои комедии Ladies’ night — шестеро друзей, в прошлом металлургов, потерявших работу, — и решили, что справятся с задачей не хуже, чем красавцы-атлеты, глядящие на неудачников со страниц глянцевого издания. Одноименная пьеса Энтони Маккартена, Стефана Синклера и Жака Коллара известна во всем мире, потому не удивительно, что в тот весенний вечер, проигнорировав непогоду, у здания Киевского театра оперетты, где проходили гастроли одесситов, собрались десятки поклонников Мельпомены.

Краткая Фильмография
“Дорогой мой человек”,
“Бабло” (2011)
“Возвращение Синдбада” (2009)
“Синие как море глаза”, “Отряд”, “Мелодия для шарманки” (2008)
“Ни шагу назад!”,
“Ликвидация”,
“Последнее путешествие Синдбада”,
“Сильнее огня” (2007)
“Чеховские мотивы” (2002)
И в частности, ее служителей — актеров, выступивших в роли тех самых металлургов, успешно освоивших новую профессию. А я, накануне встречи наблюдая из зала за перевоплощением Грега в мастерском исполнении Якова Кучеревского, невольно сравнивала его персонажа с экранными Куней из сериала “Сильнее огня”, Матросовым из “Ликвидации”, капитаном Неверовым из “Последнего путешествия Синдбада”. Несмотря на то что все герои эпизодические, каждый неподражаем и имеет совершено особый колорит. Вероятно, потому, что Яков считает: нет проходных ролей — все зависит от отношения к ним исполнителя. “А мне все интересно!” — уверяет он и с удовольствием делится впечатлениями от работы на сцене и съемочной площадке.

В театральной гримерке, где проходило интервью, все говорило о предстоящем спектакле — реквизит, костюмы, грим на столиках возле трюмо и даже соседствующие с ними дорожные сумки: гастроли заканчиваются, после выступления — домой, в Одессу. Но в этом живописном беспорядке, который лишь на первый взгляд мог показаться хаосом, определенно была своя гармония. Возможно, поэтому беседе не мешало постоянное движение вокруг: хлопала дверь, заглядывали артисты, раздавались телефонные звонки. То, что в любой другой ситуации превратилось бы в усложняющие общение обстоятельства, послужило своеобразным антуражем, создающим настроение, и лишь напомнило мне о сиюминутности театрального искусства, ведь каждая постановка существует только в момент ее воспроизведения. На этом фоне рассказ моего собеседника об ощущениях людей, находящихся по другую сторону рампы, о сыгранных ролях и простом человеческом счастье превратился в часть увлекательного процесса, который называется “актерское ремесло”.

Яков, многие ваши коллеги уверяют: они с детства мечтали об этой профессии. А вы?
Я не планировал стать актером, тем не менее считаю, что в жизни случайностей нет: надо лишь правильно формулировать свои желания — и карьерные, и личные. Наверное, я сумел это сделать, потому все сложилось именно так. Подростком хотел быть милиционером или автогонщиком, словом, представителем героической профессии. Еще играл в футбол и даже думал о профессиональном спорте, поскольку для этого были все условия: мой дядя, Евгений Кучеревский, — заслуженный тренер СССР и Украины, отец — директор стадиона... А в школе участвовал в постановках, был в команде КВН, как говорится, без всякого умысла. Но когда я учился в десятом классе, преподаватель по русскому языку заговорила со мной об этой профессии и даже дала журнал с адресами московских театральных вузов — ВГИКа, Щукинского училища.

Однако я узнал, что там конкурс в триста человек на место, и решил не рисковать — подал документы в Днепропетровское театральное училище. Туда приехал за три дня до начала вступительных экзаменов, не зная, что делать и как все происходит. Выбрал несколько отрывков, прочитал и... был зачислен. А на втором курсе ушел в армию. Подумал, что за время службы сумею разобраться, мое ли это дело — лицедейство. Отслужив, вернулся в театральное, потому что понял: актерство позволяет реализовать любые мечты — быть гонщиком, футболистом, летчиком — то есть попробовать себя во всем. После окончания получил приглашение в Одесский театр.

Все артисты обычно помнят первый выход на сцену...
Я его не забуду никогда! Это было в училище и оказалось тем случаем, когда первый блин комом. Произошло все на постановке дипломного спектакля выпускников, куда наш первый курс позвали играть в массовке. В этой драматической пьесе по произведению украинского классика у меня была главная эпизодическая роль со словами. Я должен был отрезать косу девушке, которую оговорили односельчане. Но от волнения у меня свело пальцы до такой степени, что на сцене не мог ими даже пошевелить! И вот так приговаривая: “Зараз, зараз я її вiдрiжу”, — пытался справиться с заданием, но ничего не выходило. В зале послышался смех, и я понял, что спектакль из драмы превращается в комедию. В тот раз с большим трудом мне все же удалось доиграть сцену. А перед следующим выходом все дружно разминали мои пальцы. В общем, курьезов в нашем деле бывает немало.

В вашей фильмографии шестнадцать картин. А как попали в кино?
Так сложилось, что на спектакль, в котором я играл сразу несколько ролей, пришла замечательный режиссер Кира Муратова, после чего пригласила меня на эпизодическую роль в комедию “Чеховские мотивы”. С тех пор снялся в четырех картинах Муратовой, и благодарен судьбе за то, что посчастливилось с ней работать, — это настоящий человек кино, который искусством дышит, живет. К сожалению, она недостаточно оценена в нашей стране.

Вы довольно часто снимаетесь в российских проектах. Как работается “за рубежом”?
Артисты — это безнациональная республика: мы трудимся ради общего дела. Было бы неплохо, если бы такое отношение взяли на вооружение наши политики. И не важно, кто из какой страны, — в первую очередь мы люди. А в моем случае наладить контакт всегда помогает то, что я одессит. Обычно, когда приезжаю в Москву или Питер на съемки, коллеги, знакомясь, спрашивают: “Ты откуда?” Ответ “Я из Одессы”, кажется, сразу убирает все барьеры. Ощущаю: я автоматически становлюсь всем другом, потому что многие очень любят наш город.

Не раз писали о непростых взаимоотношениях в актерской среде. Это правда?
Бывает по-разному, но мне с этим сталкиваться не приходилось. Возникает необычное чувство, когда вдруг встречаешься на съемочной площадке с человеком, которого до того момента видел лишь по телевизору. Так было с Игорем Лифановым, с замечательным Юрием Стояновым, с которым мы подружились во время съемок фильма “Алые паруса”, проходивших в Крыму. Спасибо ему за то, что поддержал меня. Наверное, опять помогла Одесса: он задал мне все тот же вопрос, а узнав, что мы земляки, сразу расположился. Юрий Николаевич настоящий профессионал, сохранивший потрясающее качество — искренность, ненаигранность.


Слышала, что скоро на экранах появится сериал “Дорогой мой человек” с вашим участием — ремейк одноименной картины, снятой в 1958-м с Алексеем Баталовым в главной роли.
Досье “Натали”
Родился 3 ноября 1975 года в пгт Новотроицкое Херсонской обл.
Семейное положение: женат; супруга — Ольга Петровская; сын — Платон, 6 лет.
Образование: Днепропетровское театральное училище.
Профессия: актер театра и кино.
Звания и награды: заслуженный артист Украины.
Я не видел еще, что у нас получилось. Хотя во время работы над фильмом в Интернете читал такие комментарии: “Как можно посягать на святое!” Эти люди действительно имели в виду ленту, в которой снимался Алексей Баталов и Инна Макарова. Но ведь никто не ставил перед собой цель затмить их героев. Думаю, это в любом случае лучше, чем снимать “Бандитский Петербург — 48” или “Улицы разбитых фонарей — 54”. Все-таки наш фильм — история о настоящем человеке. У меня там роль военного: давно хотелось сыграть нормального служивого, а не Куню из штрафбата, всего в наколках и татуировках.

Сейчас в кино, особенно в сериалах, вообще все очень быстро происходит: пришел на съемки, получил текст — снято! А потом мучаешься, думаешь, что можно было сыграть сцену иначе. Но на это, как правило, у съемочной группы нет времени. И когда попадаешь в полный метр, где есть возможность проявить себя, — это счастье. Недавно работал в кинофильме “Бабло”, который снимал Константин Буслов, брат Петра Буслова, режиссера “Бумера”. Там у меня большая роль. Было интересно, но... страшно: персонаж — бизнесмен Олег, балагур и бабник, у которого много денег, — полная противоположность мне. (Улыбается.) Вживаясь в образ, пытался понять, как такие люди ведут себя. Очень понравилось то, что Костя постоянно репетировал с нами, а это невероятно ценно и приятно: есть возможность что-то переосмыслить, сделать лучше. Но такие случаи редки в современном кино.

Какую роль хотели бы сыграть?
Мне многое интересно. Я стремлюсь занять такую нишу, которая позволит быть разноплановым актером, иметь широкий диапазон. В театре этого добился, теперь мечтаю о том же в кино. Пока удается: в моей фильмографии есть военные ленты, драмы, комедии. Так жить интереснее. Я понимаю актеров, которые десятилетиями снимаются в одном сериале: это дает ощущение стабильности, но себе такой судьбы не пожелаю. Хотя у меня вопрос “могу — не могу” не возникает. Всегда говорю режиссерам: если надо взлететь, я взлечу, только убедите в необходимости.

А как относитесь к мистике? Для многих актеров эта тема — табу.
Меня она не смущает. Правда, когда репетировал Воланда в студенческие годы, действительно происходили очень странные вещи. Например, неожиданно хлопала форточка или что-то падало, а еще постоянно болели глаза. Тогда понял: заходить на ту территорию следует очень осторожно. У меня хорошо развита интуиция, стараюсь к ней прислушиваться. Даже если предложение сулит выгодный гонорар, много съемочных дней, интересные поездки, — почувствовав внутреннее сопротивление, откажусь. Не раз бывало так, что, проигнорировав это ощущение, приходилось платить. Но даже соглашаясь играть такие роли, стараюсь не пропускать их через себя.

Ваша супруга тоже актриса: профессиональные отношения не осложняют личные?
В нашем случае вопрос о том, как сосуществуют две творческие личности, не стоит. Мы прекрасно уживаемся. Мне и в этом необыкновенно повезло, но я долго искал такую женщину. (Улыбается.) Когда пришел в Украинский театр в Одессе, Ольга уже была там ведущей актрисой: публика ходила “на Петровскую”. А познакомились ближе, играя в одном спектакле по пьесе “Украденное счастье”. Моя жена — исключительная: в ней сочетаются красота, ум, сила воли, талант, обаяние.

Я каждый день благодарю Бога за это счастье! У нас замечательный сын Платон, для которого Оля — потрясающая мама. Она успевает все: работать в театре, уделять время малышу и мне, большому ребенку. В том, кем я являюсь сегодня как актер, заслуга моей жены. Потому все, что я делаю, делаю только для нее: я хочу, чтобы у Ольги не возникла мысль, что когда-то она ошиблась в выборе. Но главное, Оля во мне уверена и знает: я однолюб. Она меня очень чувствует даже на расстоянии. В этой атмосфере любви живет наш сын. К счастью, он абсолютно не театральный ребенок. Я против того, чтобы Платоша рос за кулисами — у него должно быть нормальное детство.

Благословите Платона в профессию, если он решит стать актером?
Мы можем направлять детей, но выбор все равно за ними. Я не имею права вмешиваться в судьбу сына. Надеюсь, мне хватит мудрости убрать свои амбиции и не навязывать собственные несостоявшиеся мечты. Но уже по всему видно: он очень артистичный.

Считается, что быт убивает романтику, притупляет чувства...
Не быт разрушает чувства, а люди. Внести разлад может и спорт, и выпивка — да что угодно! Зато всегда возможно сослаться на быт. Но если он так напрягает — заработай денег, найди домработницу и наслаждайся жизнью. Все решается, проблема в том, хочет ли человек этого. Я сейчас рассказываю и думаю: “Господи, какой же я счастливый!” У нас с Олей нет списков с обязанностями, мы все делаем вместе. Только в этом случае, думаю, совместная жизнь из повинности превращается в наслаждение. И это называется счастьем.

Благодарим за помощь в организации интервью Концертное агентство “Пале АРТ”.

Поделись с подружками :