На вернисаже как-то раз...

Поделись с подружками :
“Все молодое искусство непопулярно — и не случайно, но в силу его внутренней судьбы”, — считал испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет, автор знаменитых “Размышлений о Дон-Кихоте”. Галерист Марина ЩЕРБЕНКО уверена: среди украинских художников XXI века есть свои Пикассо и Малевичи, которые знают, чем заинтриговать публику.
Впереводе с итальянского Bottegа означает “магазин” или “мастерская”, что вполне соответствует названию одной из столичных арт-галерей в старинном дворике в центре Киева. На стенах просторных залов — работы украинских живописцев, в кабинете Марины — стеклянный столик и низкие кресла, расположившись в которых так приятно говорить об искусстве. В памяти вертится цитата из рассуждений все того же испанца Хосе Ортега-и-Гассет, признавшегося однажды: “Я очень сомневаюсь, что современного молодого человека может заинтересовать стихотворение, мазок кисти или звук, которые не несут в себе иронической рефлексии”. Предваряя мой вопрос о том, что на самом деле привлекает наших современников, Марина рассказала о невероятной популярности образовательных курсов — лекций и тематических мастер-классов: они не один год проходят в галерее параллельно с выставками. Их проводят художники и вузовские профессора — отечественные и зарубежные, — рассказывая непосвященному зрителю об особенностях живописи, в том числе современной. “Произведение искусства требует от нас большей компетенции и огромной отдачи. Чтобы быть объективным, необходимо получить хотя бы общие знания. Отторжение по отношению к отдельным произведениям и целым выставкам, с которым мы иногда сталкиваемся, происходит оттого, что посетитель не хочет погружаться в этот процесс, понять, что художник стремился выразить в своей работе. А ведь к такому восприятию надо быть готовым, поскольку не всегда можно сразу определить ценность картины, руководствуясь лишь своим вкусом. Например, многие полотна начала ХХ века были по достоинству оценены лишь в девяностых годах, когда стали популярны инсталляции. Самое страшное для предмета искусства, если он становится модным, так как мода переводит его в разряд коммерческих, убивая творческую индивидуальность. Хотя, конечно, картины должны продаваться: это дает мастеру возможность развиваться, и чем успешнее художник, тем дороже его работы. Важную роль в этом играет брендинг”, — говорит моя собеседница, уверяя: необходимо, чтобы современные произведения были более доступны зрителю, поднимая актуальные проблемы. “Наша миссия — дать возможность молодым художникам проявить себя, а украинскому зрителю увидеть, что происходит в их мастерских. Поэтому три года назад и появился проект “МУХi” — молодые украинские художники, — объединивший талантливых ребят. Как куратор я с интересом наблюдаю за их развитием, представляя работы на разных арт-площадках города”, — делится Марина.

В рамках проекта “Молодые украинские художники”, который третий год подряд проходит на базе галереи, в 2011-м будет действовать образовательная программа — форум “Країна нових медiа”.


Глядя на нее, изящную, в элегантном сером костюме, слушая вдохновенный рассказ о задачах современного искусства, я подумала, что она, несомненно, талантлива не только в профессии. А заодно поинтересовалась, как ей удается совмещать успешную карьеру и личную жизнь. “У меня замечательный муж и... трое прекрасных детей, которые посещают с нами музеи и все масштабные выставки, проходящие в Киеве: именно они подтолкнули к созданию на базе галереи детской студии. К слову, в юности я тоже окончила художественную школу. Это увлечение не оставила с годами, даже когда занялась проектами, далекими от искусства. А время спустя оно снова возникло в моей жизни: так появилась галерея Bottegа, которую я создала как полноценный бизнес-прект. Она существует уже четвертый год. И теперь могу сказать, что чувствую себя абсолютно счастливым человеком, потому что мое увлечение разделяют друзья и родные: вся наша жизнь вращается вокруг творчества.

В конце ХХ века появилась интересная тенденция — кураторство: когда на передний план выходит куратор, который собирает произведения разных авторов в одну группу под какую-либо концептуальную тему. Это особенно характерно для таких масштабных площадок, как Венецианская биеннале.

Это очень благодарное пространство, замечательная аудитория и всегда есть куда расти. Конечно, и в нашей работе существуют нюансы, но уверена: из всех людей представители искусства — особенные. Кто еще согласится трудиться “за идею”?! Показателем является проект “МУХi”: с минимальным бюджетом мы делаем грандиозные прорывы. А уважаемые профессора соглашаются в рамках этих мероприятий бескорыстно читать лекции, помогать советом, консультировать. Все это не может не вдохновлять на творчество: думаю, когда-нибудь я тоже вернусь к живописи. Иногда мечтаю о возможности свободного творчества — с мольбертом на пленере. Вряд ли мои картины будут суперконцептуальными, призывающими что-то изменить в мире, — скорее, для собственного удовольствия. Вероятно, появятся они не скоро, ведь для этого мне придется стать менее активной в других видах деятельности. Но то, чем я занимаюсь сейчас, делает жизнь наполненной и дарит невероятную радость бытия”.


Поделись с подружками :