Леди совершенство, или маленькие истории большого кино

Поделись с подружками :
Творческие люди знают, как капризны и непостоянны порой бывают музы. Но великие режиссеры давно научились управлять ими и даже устраивают специальные кастинги, чтобы из сотен потенциальных вдохновительниц выбрать на эту роль лучшую.
Как стать звездой
Правда, это вовсе не означает, что красавица, заслужившая предпочтение мэтра, после может не опасаться за свое будущее: мол, славой и работой обеспечена до конца дней. Лишь избранным удается удержать удачу в лице гения, который становится ее супругом и всегда находит для любимой роль в своих шедеврах. Большинству же приходится довольствоваться временной благосклонностью фортуны и кинотворца, а когда лимит его расположения иссякнет, отправляться в свободное плавание. Иногда прекрасные музы сменяют друг друга, как это было у Лео Каракса, в разное время вдохновлявшегося талантами Мирей Перье, Жульет Бинош, Катерины Голубевой. Или в случаях с Роже Вадимом, щедро делившимся с миром своими восторгами о даре Божьем Брижит Бардо, Аннет Стройберг, Катрин Денев, Джейн Фонды, а также Бернардо Бертолуччи, заставившим мир восхищаться Стефанией Сандрелли и Доминик Санда. Но порой дамы надолго задерживаются в творческой биографии мастера. Так случилось у Жан-Пьера Жене и Одри Тоту, Квентина Тарантино и Умы Турман, Романа Полански и Эммануэль Синье, Педро Альмадовара и Пенелопы Крус. Заслуга же дам всегда состояла в том, что все они обладали талантом, но главное — изюминкой, делающей их неповторимыми. Кому же из красавиц прошлого и современности посчастливилось занять и удержать почетное место в истории кино и сердцах ее творцов?

Грейс и Альфред
Говорят, когда мастер ужасов и любитель щекотать зрительские нервы Альфред Хичкок узнал о том, что его любимая актриса выходит замуж за принца Монако, он воскликнул: “Я так рад, что Грейс нашла для себя такую великолепную роль!” “Вот что значит истинное благородство”, — вероятно, подумали те, кто следил за творческим союзом Грейс Келли и Хичкока. Потому что мало кто верил в то, что принцессе будет позволено продолжать сниматься в кино. Тем не менее после пышной свадьбы она еще несколько раз появилась на экране. И не единожды вспоминала годы, проведенные на съемочной площадке. В том числе рядом с Альфредом Хичкоком, который к моменту их знакомства уже был знаменитым и прославленным. Однако, заявив о начале съемок картины “В случае убийства набирайте “М”, всем претенденткам на женскую роль он предпочел восходящую звезду Грейс, пояснив свой выбор так: “Идеальная женщина-загадка — это блондинка, утонченная, нордического типа...” Келли полностью соответствовала этому определению, потому получила роль. После Хичкок снял ее еще в двух картинах, искренне считая Грейс одной из лучших. К слову, такое воздействие она оказывала на всех: тех, кто видел ее на экране и знал лично, в том числе на князя Ренье. Чем привлекала Келли внимание миллионов? Наверное, уверенностью в себе, своей красоте и даровании, заставив поверить в него даже самых искушенных режиссеров. Те же немногие, кто устоял перед чарами ее холодной красоты, убеждали: актерским мастерством она владела весьма посредственно.

Ингрид forever
Ингрид рано приобрела славу самой популярной актрисы Швеции. У нее была прекрасная семья — муж и ребенок, любимая работа. Супруг, подсчитав будущую прибыль в виде многотысячных гонораров, убедил не останавливаться на достигнутом и с легким сердцем отпустил в Голливуд. Приглашение гениальной шведке прислал знаменитый продюсер Дэвид Селзник, и она отправилась за океан, оставив на попечение мужа маленькую дочь. А в 1949-м актриса сама обратилась к итальянцу Роберто Росселини с предложением о совместной работе. Будто бы даже написала письмо: “Я, Ингрид Бергман, восхищена Вами и мечтаю сняться у Вас...” Режиссер желание Ингрид исполнил. Так появился их первый совместный фильм “Стромболи, земля Божья”, а вскоре — первый общий ребенок — сын, год спустя — дочери-близнецы. Благочестивые граждане Америки и Швеции, а за ними всего мира ополчились на неверную жену, бросившую семью ради любовника. Но она выдержала. Росселини увековечил любимую женщину в пяти своих картинах, не забывая время от времени напоминать главное условие их сотворчества: не сниматься ни у кого больше. А предложений было немало — опальная звезда непостижимым образом притягивала всеобщее внимание, заставляя одновременно страстно любить и ненавидеть. Вероятно, потому, что имела смелость быть верной себе. А когда любовь прошла, Ингрид отправилась навстречу новой жизни, а Роберто, смирившись, но не простив, — на поиски нового источника чувств и эмоций.

Без Федерико меня нет

Сердце Джульетты
Они познакомились в 1943-м и с тех пор не расставались: Феллини называл ее своим вдохновением, советовался по любому поводу, снял в двенадцати картинах. А она лучшими подарками, которые преподнес ей Феллини за долгую совместную жизнь, всегда считала роли в фильмах “Дорога” и “Ночи Кабирии”. Разглядев за неброской внешностью незаурядный талант Джульетты Мазины, другие режиссеры часто звали ее в свои проекты, но она, преданная супругу, отказывалась. Близко знавшие звездную чету говорили, что Федерико и Джульетта часто ссорились, однако если Мазины не было рядом, маэстро звонил ей ежеминутно, а когда она в знак протеста однажды не явилась на съемочную площадку, Феллини прекратил работу. Потому что только Джульетта, не обладавшая модельной внешностью и фигурой, олицетворяла для него лучшие качества первых красавиц. “Без Федерико меня нет”, — эту фразу она повторяла, когда навсегда прощалась с Феллини. Пять месяцев спустя не стало и ее. Согласно завещанию, Мазину похоронили с портретом мужа в руках. История их жизни не оставляла сомнений: такие чувства не могут быть фальшивыми. Потому никто не поверил голландке Розите Стенбек, выпустившей через год после их ухода книгу, где говорилось, будто “последней любимой женщиной” итальянского гения была она.

Она никого не пыталась привязать и этим интриговала

Неунывающая Фанни Ардан
“Мне нравятся большие семьи, но не супружеские пары. Не стоит жить вместе, если не хочешь разрушить чувства”, — призналась вольнолюбивая Фанни Ардан при первой встрече с Франсуа Трюффо. Не исключено, что его, как и десятки других мужчин, привлекли ее главные качества — независимость, вечное стремление к свободе: она никого не пыталась привязать и этим интриговала. Их союз — творческий и личный — полностью соответствовал ее представлению об идеальных взаимоотношениях. И хотя в послужном списке актрисы и режиссера всего два общих фильма, они вошли в сокровищницу мирового кинематографа. Разница в семнадцать лет и слухи о многочисленных романах Трюффо ничуть не смущали Ардан. Съемки в его картине “Соседка” в 1981 году положили начало этому роману, в 1983-м родилась их дочь Жозефина. А год спустя, в один из октябрьских дней, его не стало. Писали, что проводить в последний путь Трюффо в числе многих пришли Жанна Моро, Катрин Денев и, конечно, Фанни Ардан — женщины, которых он любил. “Такое завершение фильма маэстро бы, несомненно, оценил”, — сказал кто-то из собравшихся.

Я писал для нее роли, а она оживляла их своим талантом

Эпоха Миа Фэрроу
“Можно распланировать всю свою жизнь, а в один прекрасный день выйти на улицу и влюбиться в кого-нибудь с первого взгляда или же попасть под автобус, что, в конце концов, совершенно одно и то же”, — философски заметил в одном из интервью Вуди Аллен. Так все и произошло, когда он впервые встретился со звездой экрана Миа Фэрроу. А она сразу призналась, что давно с восхищением следит за его творчеством и мечтает сняться в одном из гениальных творений маэстро. Со стороны они казались полной противоположностью: энергичная оптимистка Миа и меланхолик Вуди. Но, как известно, противоположности притягиваются: их тандем просуществовал двенадцать лет, подарив зрителям тринадцать фильмов. А закончился громким скандалом — Миа обвинила бывшего супруга в связи с приемной дочерью Сун-И, опубликовала скандальную автобиографическую книгу “То, что я потеряла” и запретила включать кадры со своим участием в документальную ленту о Вуди. “Но ведь тогда его нечем будет иллюстрировать!” — сокрушались постановщики. Аллен, как видно, зла на нее не держит: “У нас были проблемы в личной жизни, но я никогда не сомневался в том, что Миа — замечательная актриса. Я писал для нее великолепные роли, а она оживляла их своим талантом”, — этими словами он подвел итог эпохе под названием Миа Фэрроу.

Ее жизнь усеяна победами, которые завершаются кошмарами

Роми: разбившиеся мечты
Фильм “Мелочи жизни” вопреки названию оказался очень даже значительным в карьере французского режиссера Клода Соте и австрийской киноактрисы Роми Шнайдер. Принятая на ура на Каннском кинофестивале в 1970-м, картина принесла Соте международную известность, а Роми продолжительное сотрудничество с незаурядным творцом. За девять лет в их совместной коллекции появилось пять фильмов, названных критиками “гениальными историями разрушенных отношений”, а саму Шнайдер стали именовать талисманом и страстью Соте. Возможно, созданные ими сюжеты тайным образом повлияли на судьбу Роми. “Ее жизнь усеяна победами, которые завершаются кошмарами”, — говорили о ней. У всех на слуху были печально известный роман с Аленом Делоном, брак с Гарри Майеном, гибель сына, тяжелая депрессия. И все же в памяти многих, в том числе Клода Соте, Роми Шнайдер осталась лучшей актрисой ХХ века — ни на кого не похожей.

Муза должна быть далекой, прекрасной и немного капризной

Эме и Лелуш: сказка о мужчине и женщине
Анук Эме (от французского aimee) — такой псевдоним взяла Франсуаза Сорейя Дрейфус, поддавшись магии волшебного слова “любимая”. Возможно, новое имя определило ее будущие роли: уже в 17 лет она сыграла Джульетту в “Веронских любовниках” Андре Кайатта, немного позже — в “8 1/2”, снятом Феллини, который именовал ее лучшей актрисой всех времен и народов, не забывая уточнять: “После Мазины”. А Клод Лелуш признал исключительной безоговорочно. И хотя за долгую экранную жизнь Анук сыграла более восьмидесяти ролей, многие помнят ее благодаря мелодраме Лелуша “Мужчина и женщина”, вышедшей в 1966-м и получившей “Золотой глобус” и номинацию на премию “Оскар”. Клод так увлекся процессом, что снял Эме в восьми картинах, четыре из которых продолжили начатую тему. Их последняя совместная работа “Женщина и мужчины” появилась в прокате в 2010 году. Анук, гордая, красивая и независимая, как в годы далекой юности, не связала свою жизнь с Клодом — человеком, который был в нее влюблен, но так и не признался, полагая, что муза должна быть далекой, прекрасной и немного капризной, как Анук.

Природа наделила ее редким сочетанием красоты, женственности и ума

Ирина Скобцева: через тернии — к счастью
Но, пожалуй, рекордным количеством ролей в картинах мужа может похвалиться Ирина Скобцева: их в послужном списке супругов набралось восемнадцать. История этой любви, красивая и печальная, вполне могла бы стать сюжетом к фильму. Да и началась она, если верить публикациям, классически: однажды на вернисаже Сергей Бондарчук остановился перед изображением девушки, впечатлившей его незаурядной внешностью, а когда оглянулся, увидел в зале... ее, будто сошедшую с холста. Немного позже Бондарчук и Скобцева встретились на съемках трагедии “Отелло”, где сыграли главных героев. За воплощение Дездемоны актриса получила звание “Мисс Шарм Каннского кинофестиваля”: члены жюри точно подметили ее главную особенность. А кто-то из режиссеров сказал, что природа наделила ее редким сочетанием красоты, женственности, ума и высокой образованности. Когда Сергей и Ирина решили пожениться, их браку воспрепятствовали все — и коллеги-актеры, и политики самого высокого ранга. Ведь оба к моменту встречи были несвободны, а нравственному облику советского человека чиновники в СССР придавали большое значение. Их свадьба состоялась в 1959 году, соединив на тридцать пять лет, которые они прожили вместе в горестях и радостях.

Она всю жизнь творила легенду о себе самой

Любовный роман Любови Орловой
Рассказывают, что знаменитая советская кинопара познакомилась во время кастинга к комедии “Веселые ребята” и Любочка долго не принимала предложение режиссера. К слову, его настоящая фамилия — Мармоненко, однако Александров звучала красивее, и эстет по натуре Григорий Васильевич предпочел ее. Он всегда выбирал лучшее, потому, вернувшись после трехлетнего пребывания в Голливуде, где вместе с коллегами набирался опыта у заокеанских корифеев, хотел найти для своей картины идеальную актрису. Веселая, очаровательная, талантливая Орлова прекрасно играла, отлично пела и как никто соответствовала этой роли. Согласно другой киношной версии, Александров не сразу оценил ее. А оценив, утвердил на роль Анюты, а заодно предпочел ее компанию обществу жены и сына, поддавшись невероятной энергии и обаянию, исходившим от этой женщины, которая всю жизнь творила легенду о себе самой. Почитатели называли их самой красивой парой Советского Союза, и они с достоинством принимали знаки высочайшего одобрения и всенародной любви. “Цирк”, “Волга-Волга”, “Весна” и другие работы знаменитой четы, которых в общей сложности оказалось десять, смотрят и сегодня.

Поделись с подружками :