Зеркальный мир Леонардо - загадки гения

Поделись с подружками :
Непостижимым называют Леонардо да Винчи литераторы и исследователи, посвятившие ему тысячи произведений, но так и не разгадавшие и сотой доли секретов мастера. Его современники тоже пытались приподнять завесу, за которой была скрыта жизнь гения, но безуспешно.
Есть предположение, что изображение Моны Лизы — зашифрованный автопортрет Леонардо да Винчи.

Сын Пьеро
От наших родителей мы получаем величайший дар — жизнь. Они вскормили и вырастили нас, не жалея ни сил, ни любви.
Леонардо да Винчи

Сам Леонардо написал однажды, что никакую тайну невозможно хранить долго, потому что людская молва, как морская волна, все выплескивает наружу. Тем не менее его жизнь окружена ореолом таинственности, а большинство фактов биографии — плод чьих-то домыслов и фантазий. О детстве мальчика из провинциального местечка, расположенного близ Флоренции, известно так же мало, как и о его юности. Несомненно одно: он появился на свет 560 лет назад 15 апреля 1452 года в городке Винчи и был незаконнорожденным сыном двадцатипятилетнего нотариуса Пьеро да Винчи (то есть Пьеро из Винчи) и его юной возлюбленной Катерины. Одни источники называют ее крестьянкой, другие — владелицей трактира, но этим исчерпываются все сведения о матери, с которой Леонардо провел первые три или четыре года. Судя по всему, Пьеро, входивший в число состоятельных граждан Винчи и носивший титул “синьор” благодаря рачительности своих предков, рассчитывал на более перспективную невесту. Потому, признав сына и записав его на свое имя, отправил вместе с Катериной в деревню Анхиано, а сам женился на шестнадцатилетней особе. Неизвестно, как бы сложилась судьба Леонардо, если бы со временем не выяснилось, что молодая супруга не может подарить нотариусу наследников. Вероятно, потому он вспомнил о ребенке Катерины и решил поселить в своем доме, где того сразу окружили заботой и вниманием. О судьбе мамы и о том, как он сам пережил эту разлуку, Леонардо, оставивший более семи тысяч страниц рукописей и рисунков, которые сохранились до нашего времени, не упомянул ни разу. К слову, об отношениях с отцом он тоже никогда не говорил. И если бы не свидетельства современников, бережно собранные его первым биографом Джорджо Вазари, мы не узнали бы и этого. “Природа скрытна”, — уверял философ Гераклит. Леонардо, посвятивший жизнь постижению тайн мироздания, стремился соответствовать ей.

Мое произведение служит тому, ради чего оно сделано

Подмастерье
Любое препятствие преодолевается настойчивостью.
Леонардо да Винчи

Однако именно отцу он обязан первым шагам в живописи. “Заметив и приняв во внимание высокий полет этого дарования, Пьеро отобрал в один прекрасный день несколько его рисунков, отнес их Андреа Верроккио, который был его другом, и настоятельно попросил сказать, достигнет ли Леонардо, занявшись живописью, каких-либо успехов. Пораженный огромнейшими задатками, которые он увидел в рисунках начинающего Леонардо, Андреа поддержал Пьеро и тут же договорился с ним о том, чтобы Леонардо поступил к нему в мастерскую”, — писал Вазари. Произошло это знаменательное событие в 1467 году, когда да Винчи было пятнадцать. А пять лет спустя он вступил в гильдию художников. По свидетельству того же Джорджо Вазари, искренне восхищавшегося талантом маэстро, примерно к этому времени относится примечательный случай. Рассказывали, что однажды учитель Верроккио доверил юноше изобразить ангела на заказанном ему алтарном образе “Крещение Христа”. А когда увидел его работу, признал, что ангел Леонардо гораздо лучше его собственных творений. “Это послужило причиной, по которой Андреа никогда больше уже не прикасался к краскам, обиевшись на то, что какой-то мальчик превзошел его в умении”, — отметил биограф. Хотя “обида” прославленного мастера, автора множества “Мадонн”, резных саркофагов для семейства Медичи, бронзовой статуи “Давид”, и сегодня украшающих Флоренцию, кажется сомнительной, образ чудесного ангела красноречивее слов свидетельствовал: у юноши — дар Божий.
Другая история повествует о том, как однажды к Пьеро да Винчи обратился крестьянин из его поместья. Он просил отдать вырезанный им круглый щит кому-нибудь из флорентийских художников (к тому времени отец Леонардо обосновался во Флоренции), чтобы тот расписал его по своему усмотрению. Мессир Пьеро, недолго думая, поручил эту работу сыну. Богатое воображение молодого художника подсказало ему изобразить на поверхности щита нечто, вызывающее ужас, — так, как это происходило с теми, кто видел голову мифической Медузы Горгоны. “Для этой цели Леонардо напустил в одну из комнат, в которую никто кроме него не входил, ящериц, сверчков, змей, бабочек, кузнечиков, нетопырей и других странных тварей, из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное... Он изобразил его выползающим из темной расселины скалы и испускающим яд из разверзнутой пасти, пламя из глаз и дым из ноздрей, причем настолько необычно, что оно и на самом деле казалось чем-то чудовищным и устрашающим”, — вспоминали современники. А поскольку трудился над своим произведением долго, заказчик успел о нем забыть. Когда однажды утром Пьеро зашел к сыну, то от неожиданности содрогнулся, отказываясь верить, что увиденное им — творение рук человеческих. А сам Леонардо будто бы философски заметил: “Мое произведение служит тому, ради чего оно сделано. Возьмите же и отдайте его, ибо таково действие, которое ожидается от произведений искусства”. Работа сына так впечатлила нотариуса, что он решил продать щит за сто дукатов, а крестьянину купить взамен с рисунком попроще. После творение Леонардо было перепродано купцами миланскому герцогу значительно дороже.
Такое же невероятное впечатление на зрителей производили и другие картины да Винчи: точность, с которой он передавал детали, была поразительной — изображенные им капли на кувшине с водой хотелось промокнуть.

Универсальный человек
В природе все мудро продумано и устроено, каждый должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни.
Леонардо да Винчи

Правда, сам он, превознося живопись, вряд ли бы смог точно определить для себя единственный род деятельности: Леонардо стремился постичь суть всех вещей и явлений. Вероятно, потому большинство его начинаний не завершены, что давало повод даже восторженному Вазари написать об одной из картин: “Поскольку для этой работы требовалось много времени, она так и осталась им незаконченной, как это, впрочем, случалось с большинством его произведений”. В разные периоды жизни да Винчи считал себя в первую очередь инженером и ученым, поскольку прекрасно разбирался в анатомии, биологии и геологии, занимался строительством каналов, но при этом превосходно играл на лютне и пел. Многие записи на страницах его дневников сделаны в зеркальном изображении — справа налево. Кто-то предполагает, что таким образом он хотел зашифровать свои исследования. Согласно другой версии, почерк Леонардо был его индивидуальной особенностью, поскольку маэстро был амбидекстром — одинаково хорошо владел правой и левой руками.
Хотя многочисленные дарования давали Леонардо преимущества перед остальными согражданами, они, увы, не освобождали от необходимости думать о хлебе насущном и искать возможность “продать” свой талант. Но в этом, как предполагают, ему немало мешала репутация человека “блестящего и многостороннего, но медлительного и неблагонадежного, склонного бросать начатую работу”. Не исключено, что именно потому молодой да Винчи не пользовался особым расположением покровителей искусства — семейства Медичи, правящего во Флоренции. Может быть, по этой причине в 1482 году он покинул места, где прошли его детство и юность, и отправился в сказочно богатый Милан ко двору герцога Лодовико Сфорца и задержался там на целых двадцать лет.

Любителя пиров и празднеств Лодовико привлекли не столько художественные способности флорентийского гостя, сколько возможность сделать Леонардо военным консультантом. Но главное — его умение изобретать всевозможные сценические приспособления и фейерверки.
“Отцы продавали своих дочерей, братья — сестер, мужья — жен”, — писал о нравственной атмосфере Милана придворный историк Корио. Потому никого не смущал тот факт, что Сфорца окружал себя юными фаворитками, которых время от времени менял. В их числе оказалась и семнадцатилетняя красавица Цецилия Галлерани, умная и образованная. По просьбе Моро, как называли Сфорца за смуглый цвет кожи, да Винчи написал ее портрет — “Даму с горностаем”. Однако ни ум, ни красота девушки, ни рождение сына не удержали Лодовико рядом с Цецилией: прошло время и ее место в сердце и покоях герцога заняла законная жена, пятнадцатилетняя Беатриче д’Эсте, герцогиня Бари. Позже ее сменила очередная любовница — Лукреция Кривелли, которая по заказу герцога тоже была запечатлена Леонардо. Но достоинства чаровниц, прилагавших немалые усилия, дабы выглядеть на портретах как можно обворожительнее, вряд ли привлекли художника: его возлюбленными были музы науки и искусства, а земные женщины оставляли равнодушным. Это давало недоброжелателям повод обличать да Винчи в порочных связях, но доказать “вину” за полтысячелетия никому так и не удалось. Даже дедушка Фрейд, посвятивший Леонардо “блестящее” эссе, впоследствии отрекся от своих изысканий, сославшись на неточность примеров.
В память о миланском периоде осталась чудом восстановленная фреска “Тайная вечеря”, которую Сфорца заказал для монастыря Санта-Мария деле Грацие. Живописец по своему обыкновению так долго работал над ее созданием, что это вызвало нарекания приора, который даже пожаловался на него Лодовико. Леонардо пояснил, что ищет натуру для воплощения образов Христа и апостолов, а главную сложность вызывает изображение Иуды: для достоверной передачи черт его лица он будто бы даже посещал притоны, куда заглядывали миланские преступники. “Но если приор торопится, — уточнил художник, — я готов воспроизвести его облик, который очень подходит для этого”. Инцидент был исчерпан. Вот только в первозданном виде сама фреска просуществовала совсем недолго. Любовь да Винчи к экспериментам сыграла злую шутку: состав, призванный закрепить краску и защитить ее от сырости, оказался неудачным — вскоре она начала осыпаться... Но Леонардо уже был увлечен новыми идеями и спешил их воплотить.

Я нахожу средства защиты и нападения, чтобы сохранить главный дар Природы — свободу

Мадонна Лиза
Сияющая красота юности уменьшается в своем совершенстве от чрезмерных и слишком изысканных украшений.
Леонардо да Винчи

Известно, что у маэстро было немало учеников. Один из них — десятилетний Джан Джакомо де Капротти — появился в его доме в 1490 году. “Это был изящный и красивый мальчик с густыми вьющимися волосами, которые Леонардо очень нравились”, — писал Вазари, отмечая, что поведение этого ребенка из бедной семьи абсолютно не соответствовало его наружности. Леонардо прозвал его Салаино — “Чертенок” и говорил о нем, как о “вороватом, нечестном, упрямом и жадном”. Тем не менее отношения Леонардо с Салаино продлились четверть века, и именно ему принадлежит одна из многочисленных бездарных копий знаменитой “Джоконды”, которая находится в коллекции швейцарца Карла Мюллера. Но это произошло позже: до того момента, когда на свет появился оригинал, оставались годы.
В 1499-м Милан был захвачен французами, власти Лодовико пришел конец. Да Винчи покинул город. “Когда меня осаждают одержимые гордыней тираны, я нахожу средства защиты и нападения, чтобы сохранить главный дар Природы — свободу”, — записал он в дневнике, но при этом добровольно поступил на службу к тирану Чезаре Борджиа, прославившемуся своей жестокостью, где провел несколько месяцев в должности военного инженера, а после вернулся во Флоренцию.
Предполагают, что именно в этот период к нему обратился купец Франческо ди Бартоломео деле Джокондо с просьбой написать портрет своей супруги Моны Лизы (сокращение от мадонна Лиза). Известно, что эта женщина стала третьей женой Франческо, а в год, когда она начала позировать Леонардо, ей было около двадцати четырех лет. С тех пор как на загрунтованной доске появились ее очертания, прошло полтысячелетия, однако и сегодня загадочная улыбка самой знаменитой женщины планеты впечатляет миллионы людей. А ученые разных стран не теряют надежду разгадать секрет Леонардо. Американцы, например, всерьез объясняют “ускользающий характер” улыбки тем, что она почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только периферическим зрением. “Такие художники, как да Винчи, открыли истины, которые люди науки только сейчас начинают постигать”, — не сомневаются они. А современники маэстро полагали: желая поддержать веселое расположение своей модели, Леонардо просто приглашал на сеансы музыкантов. Вот только портрет так и не попал к заказчику и оказался одной из трех картин, взятых художником в усадьбу Клу, куда он отправился по приглашению французского короля, где и прошли его последние годы. Но прежде...

Легенда из Винчи
Подобно тому, как хорошо прожитый день приносит счастливый сон, так и хорошо прожитая жизнь влечет за собой счастливую смерть.
Леонардо да Винчи

...Прежде он успел еще раз побывать в Милане, а после в Риме — в надежде получить работу и покровительство Папы Льва Х. Однако репутация мастера, редко завершавшего свои творения, и теперь помешала шестидесятилетнему Леонардо. К счастью, эта особенность гения ничуть не смутила короля Франции Франциска I, ценителя итальянского искусства: около 1516 года он пригласил легендарного итальянца в свой замок Амбуаз. Недалеко от него, в долине реки Луары, находилась усадьба Клу, которую король отдал в распоряжение да Винчи. В отличие от других Франциск ничего не требовал от Леонардо. А титул “Первый художник, инженер и архитектор короля” присвоил не в ожидании новых свершений на благо страны, а за его прежние заслуги. Заодно определил солидное содержание. “Король Франциск столь глубоко любил его великие таланты и испытывал такое удовольствие, слушая его речи, что в году было очень мало дней, которые бы он провел без бесед с ним... Он говорил, что не верит, будто на земле когда-либо жил человек столь обширных знаний, как Леонардо, причем в области не только скульптуры, живописи и архитектуры, но и философии”, — отмечал в “Воспоминаниях” скульптор Бенвенуто Челлини, посетивший эти места. Одно из затейливых изобретений Леонардо того времени дано в описаниях мистерии, поставленной в другом замке — Блуа: огромный механический лев, приводимый в движение пружинами, грудь которого распахивалась навстречу королю, открывая белые французские лилии на голубом фоне, символизировавшие герб Франции.
Живя в Клу, Леонардо почти не писал картин и мечтал лишь о том, чтобы привести в порядок разрозненные записи, которых за долгую жизнь накопилось немало. Поскольку с братьями и сестрами по отцу (у Пьеро да Винчи от четырех браков родилось двенадцать наследников) отношения всегда были натянутыми, он завещал им лишь немного денег. Рисунки и бумаги оставил преданному ученику Франческо Мельци, а виноградник близ Милана — Салаино.
Вот только дата 2 мая 1519 года, когда тело итальянского Фауста, как называют мастера, было предано земле, не поставила точку в его загадочной биографии. В тот день он был похоронен на местном церковном кладбище, а на его могильной плите выбита надпись: “В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства”. Но время, гугенотские войны и революции привели некрополь в запустение, плиты использовали на строительные материалы, и его могила затерялась...
...Среди рисунков Леонардо множество портретов — женских и мужских, именных и безымянных, — но нет ни одного, который бы с уверенностью можно было назвать его собственным изображением. Даже тот, что известен как единственный автопортрет, у ученых вызывает сомнения. Но есть в числе его зарисовок и такой: на берегу реки сидит старик, погруженный в столь глубокое созерцание, что, кажется, только последняя труба архангела сможет пробудить его. О чем он думает? “Я предпочитаю смерть усталости. Я никогда не устаю служить другим”, — написал однажды да Винчи, на века опередивший свое время, ведь сделанные им открытия поражают глубиной познаний: они современны и сегодня.

Поделись с подружками :