Пряничный мир Хундертвассера

Поделись с подружками :
Эксцентричный, эпатажный, провокационный — так говорят о мире, созданном Фриденсрайхом Хундертвассером — архитектором-сказочником, художником-фантастом и автором громких манифестов. Сам маэстро считал себя космополитом, населял пространство вокруг дивными домами и стремился к гармонии с природой.
Куда приводят мечты
Сложно объяснить,
    как я добился успеха!
Точно не силой и даже
    не размышлениями,
Не умом и не обязательно
    интуицией,
Скорее всего — путешествием
    по мечтам.

                Фриденсрайх Хундертвассер
Говоря так, автор строк Фридрих Штовассер (это имя будущий гений современной архитектуры получил при рождении) не лукавил, ведь условия, в которых проходили его детство и юность, вовсе не благоприятствовали развитию талантов. Он родился в Вене в 1928-м, а год спустя умер его отец, и мать Эльза воспитывала сына одна. Когда мальчику исполнилось семь лет, она отдала его в школу, где преподаватели работали по оригинальной методике итальянки Марии Монтессори. А ее система, как известно, учитывает индивидуальность каждого ребенка, оставляя за ним право выбора. В случае Фридриха зерна, брошенные Монтессори, попали на благодатную почву: воображение и невероятная фантазия маленького Штовассера впечатляли учителей, написавших в его школьной характеристике, что у этого ребенка “необычное ощущение цвета и формы”. Возможно, эффект от обучения мог быть иным, если бы он находился в этой школе дольше. Однако занятия по новомодной методике закончились, не успев начаться, уже через год: в воздухе витал запах войны — не лучшие условия для педагогических экспериментов. Атмосфера страха и насилия, царившая в Австрии в период Второй мировой, потрясла Фридриха до глубины души, ведь в 1943-м фашисты уничтожили практически всех его родных по материнской линии. Как удалось выжить им с матерью — остается загадкой. Самого Фридриха от всеобщего безумия спасала только способность мечтать, уводящая прочь из города, объятого страхом, в сказочный мир снов и видений. А еще просыпающийся талант: именно тогда появились его первые осмысленные рисунки. Однако время не стояло на месте, и этот страшный период в конце концов оказался в прошлом — началась новая жизнь.

Богатый миром
Я себе нравлюсь, мне нравится мое имя, мне нравятся мои перспективы. На деньги, которые я сделаю на живописи, я куплю дом и автомобиль.
Фриденсрайх Хундертвассер
Такое признание Фридрих сделал лишь годы спустя, когда, поэкспериментировав с именами, остановил выбор на звучном Фриденсрайх, заодно сменив и фамилию: с 1949-го она зазвучала как Хундертвассер. Стоит отметить, что идея переименоваться приходила к начинающему живописцу и раньше, но, как видно, Regentag, в переводе означающее “дождливый день”, не слишком отвечало его внутреннему мироощущению. Зато Friedensreich — “богатый миром” — было как раз то, что надо, и Hundertwasser — “сто вод” — тоже. Зато свое призвание он определил сразу и без колебаний, еще в юности решив посвятить жизнь творчеству. Для чего по окончании школы поступил в Академию изящных искусств Вены. Но проучился там всего несколько месяцев: душа, переполненная впечатлениями от выставок Эгона Шиле и Вальтера Кампманна, желала объять необъятное. Чтобы утолить жажду по всему новому и неизведанному, Хундертвассер отправился в путешествие, затянувшееся на несколько лет. Тоскань, Рим, Неаполь, Сицилия, Флоренция, Париж и дальше — Марокко и Тунис: кажется, что с тех пор страсть к перемещению во времени и пространстве уже больше никогда не отпускала маэстро — впоследствии проще было бы указать на карте мира места, где он не успел (или не удосужился) побывать. Все увиденное, услышанное, прочувствованное оседало на листах в виде зарисовок, ложилось в копилку на дне души, чтобы потом ожить на грандиозных мозаичных панно или миниатюрных почтовых открытках. А вскоре родилась его знаменитая спираль, завертевшая выдуманную им фантастическую вселенную, где время подчиняется иным законам в указанном маэстро направлении.

Король и королевство
Почему люди не надевают короны? Потому что они слишком трусливы для того, чтобы быть королями.
Фриденсрайх Хундертвассер
Сам художник оказался гораздо смелее большинства современников: он позволял себе то, что другим даже не приходило в голову, — быть свободным от условностей этого мира. А если люди или обстоятельства пытались помешать ему воплотить задуманное — с легкостью сбрасывал королевскую мантию (благо она была абстрактной) и в знак протеста представал перед многолюдной аудиторией абсолютно нагим. Именно таким способом, по мнению Фриденсрайха, можно было привлечь внимание общественности к проблемам экологии, искусства — да чего угодно! К экстравагантным выходкам молодого гения, успевшего прокричать миру о своей самобытности многочисленными выставками и участием в громких проектах, относились по-разному. Однако мало кто пытался заставить его отказаться от задуманного, потому что все отлично понимали: этот человек будет делать лишь то, что хочет.
В 1953-м он решил нарисовать свою “Первую спираль”, которая на всю жизнь стала для него любимой темой, а заодно формой и содержанием творчества. Впоследствии невероятные красочные водовороты — он рисовал со страстью и упоением — регулярно появлялись в работах. О своих ощущениях в момент их создания Хундертвассер написал позже — в период создания “Второй спирали”. Идея изобразить ее немедленно у него появилась на... лекции в Гамбургской академии изящных искусств. О чем сам автор рассказывал так: “Я хотел нарисовать спираль, которая горизонтально поднимается по стенам, как слои камня. В назначенный момент я начал рисовать линию против часовой стрелки вокруг всей комнаты... Я все убрал со стен, поэтому места было много. Я рисовал свою линию, стоя на четвереньках и ползая под ногами наблюдателей”. Чем, конечно, немало повеселил публику. А когда в разгар процесса ректор потребовал, чтобы его впустили в помещение, Хундертвассер как ни в чем не бывало ответил: “Пока не могу, потому что это запрещено законом линии. Подождите, пока она не покинет дверь”. Но линия длилась два дня и две ночи, на протяжении которых чудак-преподаватель и два его знакомых непрерывно рисовали на стенах и потолке. Вот только дожидаться финала ректор не стал — лекция о “Бесконечной линии” закончилась скандалом. Однако сама идея навсегда осталась излюбленной в творчестве Фриденсрайха и лейтмотивом бесчисленных произведений в течение всей жизни.
А выставки его творений уже проходили по всему миру: слава художника-оригинала, живущего по собственным правилам, набирала обороты.

Голый протест

Мне все равно — выгляжу я смешно или нет. Я полностью это осознаю. Я живу в какой-то золотой башне.
Фриденсрайх Хундертвассер
Свой главный принцип — не подчиняться законам серого безликого мира, а преображать его силой искусства — Фриденсрайх воплощал во всем, к чему прикасался. Потому что верил: рай может быть сделан лишь собственными руками, с помощью творческого потенциала человека, но только в гармонии с природой. Эти идеи он и объявлял в виде манифестов, один из которых — “Право на третью кожу” (в нем говорилось, что каждый “человек окружен тремя слоями: кожа, одежда и стены дома”) — живописец и провозгласил абсолютно голым, выйдя к собравшейся публике в компании двух обнаженных девиц. “Ну что вы! На маэстро была чудесная клетчатая кепка!” — ерничали его противники, не забывая упомянуть еще одно оригинальное пристрастие Хундертвассера в одежде — носки не одного цвета, которые он демонстративно надевал даже на пафосные мероприятия. На любимый вопрос обывателей и журналистов, почему они разные, он неизменно отвечал: “А почему, собственно, вы носите одинаковые?!” — чем заставлял собеседника из последних сил напрягать фантазию: кто захочет показаться банальным в глазах такого человека, даже если за спиной называет его чудаком и сумасбродом? Примерно так же — с ухмылкой — реагировали многие на его повседневные наряды. Когда он прогуливался по городу в мятом нелепом одеянии, невероятном головном уборе и непарной обуви, трудно было угадать в этом человеке мировую знаменитость.
“Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности”, — говорил он, украшая дома, созданные по собственным проектам, живыми деревьями и цветами: таким образом мятежный художник воплощал в жизнь концепцию тотального озеленения зданий. Грунт с растениями наносился на крышу строений, балконов и на открытые террасы.
К слову, следуя своим принципам об экологичности жилья, Фриденсрайх Хундертвассер применял в строительстве только натуральное дерево и кирпич, а при отделке интерьеров использовал мозаичную аппликацию из мелкой керамической плитки, изображающей все ту же природу. Лишь в этом случае, не сомневался он, человек будет чувствовать себя гармонично даже в условиях шумного и загрязненного мегаполиса.

Одинокий ловелас
Больно ждать любовь, если она где-то в другом месте.
Фриденсрайх Хундертвассер
Эти слова стали подписью под одной из его картин. Человек, написавший их, как видно, знал, о чем говорит: оба его брака с экзотическими красавицами долго не просуществовали. Первую свою избранницу он привез из кругосветного путешествия вместе с другими трофеями, зарисовками и наблюдениями, экспортированными с Гибралтара. В дальний путь отважный искатель приключений отправился на собственном судне, восстановленном из старой торговой посудины. Долгие дни по пути домой теперь ему скрашивала жена-африканка, имени которой не упоминает ни один биографический источник. Известно лишь, что поженились они в 1958 году, а в 1960-м развелись.
Вторую и последнюю попытку обрести семейное счастье Фриденсрайх предпринял в 1962-м, связав жизнь с японкой Юко Икевада. Но и она недолго продержалась в роли женщины его мечты: четыре года спустя и этот брак распался. “Ее можно понять: какая жена выдержит неугомонного типа в разных носках?!” — с пониманием отозвались представительницы прекрасного пола. Мужчины включились в дискуссию о личной жизни архитектурного гения значительно позже. “После семидесяти лет художник стал всюду появляться в сопровождении юных девушек. Подруги часто менялись, что вызывало любопытство и зависть”, — отмечали наблюдательные свидетели событий тех лет. Но стареющему ловеласу, как всегда, было не до сплетен. “Некоторые зарабатывают чем-то иным, а не рисованием, другие должны зависеть от женщин или вынуждены заниматься любовью с гомосексуальными коллекционерами, арт-дилерами и критиками”, — написал он в одном из своих посланий миру — явно не о себе.

Сад Счастливых мертвецов
Я собираюсь породниться с землей,
Быть похороненным голым, без гроба,
Под деревом, на своей родине Маори.

Фриденсрайх Хундертвассер
Он считал, что искусство сродни религии. И за долгую жизнь возвел для него множество храмов, каждый из которых стал “песней торжествующей любви” — к живописи, архитектуре, природе, Вселенной. Маэстро оказался одним из немногих, кого интересовала возможность творческой реализации во всех проявлениях: он с удовольствием создавал авторский дизайн фасадов, делал эскизы почтовых марок (за одну из них в 1997 году получил гран-при филателистов Германии), государственных флагов, жетонов для казино и иллюстрации для Библии. Участвовал в строительстве деревни на горячих источниках в Блюмау в Штирии, устраивал выставки в Австралии и Америке, создавал образцы монет. А еще проводил эксперименты с биотуалетами, очистка которых производилась... растениями, писал манифесты об утилизации отходов в Швейцарии, разрабатывал дизайн костюма для модного журнала в Париже... Словом, сложно перечислить все, что с успехом удавалось сделать этому человеку. Гораздо больше расскажут его произведения — знаменитый на весь мир Дом Хундертвассера и Музей современного искусства в Вене, фонтаны в Нижней и Верхней Австрии, монумент “Часы XXI века” в Токио, детский сад “Хеддернхайм” и даже завод по сжиганию мусора MOP Maishima. А еще он успевал участвовать в кампании против вхождения Австрии в Европейский Союз и тысячах других больших и маленьких проектах по всей планете...
Увлеченный в водоворот событий, он не заметил, как часы собственной жизни истекли. Он умер от сердечного приступа 19 февраля 2000 года на борту круизного лайнера Queen Elizabeth II, плывущего по волнам Тихого океана.
Согласно завещанию его похоронили под тюльпанным деревом в “Cаду счастливых мертвецов” в поместье в Новой Зеландии.
Поделись с подружками :