Юрий Стоянов. Шутки в сторону!

Поделись с подружками :
Актер, режиссер, сценарист... Юрий Стоянов — личность многогранная. И хотя зрителям он больше известен, как автор и бессменный герой сериала “Городок”, талантов этого человека вполне хватит на целую творческую лабораторию.
А еще мой собеседник — тонкий знаток дамской психологии: на всем необъятном кинопространстве вряд ли найдется другой артист, сыгравший такое невероятное количество женских ролей. И каждая из них — точное попадание в образ! Говорят, за это его имя даже хотят внести в Книгу рекордов Гиннесса. Правда, сам Стоянов к такой идее относится скептически и уверяет, что на место в “реестре человеческих амбиций” не претендует. Зато мы по праву отдаем ему пальму первенства за искренность и прямоту.

Краткая Фильмография

“Красная шапочка”, “Белая гвардия”, “Zолушка” (2012)
“Ласточкино гнездо”, (2011)
“12”, “Бальзаковский возраст, или Все мужики сво... — 3” (2007)
“Ландыш серебристый” (2000)
“Городок” (1993–2012)
По долгу службы вы — шутник и весельчак. А каков Юрий Стоянов за кадром?
Я очень эмоциональный. Свои чувства выплескиваю в кадре и на репетиции — не держу их внутри. В этом большой плюс актерского ремесла. Но поклонники от комедийных артистов и в жизни ждут продолжения того, что они делают в кадре. И когда мы в реальности оказываемся обычными людьми, это воспринимается, как мрачность или отсутствие чувства юмора. Вот и возникает впечатление, будто все работники веселого жанра на самом деле ужасные зануды. Я с этим не согласен!

А с тем, что актер — мастер перевоплощений?
Это уже давно не так. Современный артист всю жизнь играет одного человека, думая, что изображает себя. Он предельно органичен и одинаков во всех телесериалах. Даже не отличишь одну роль от другой, потому что исполнитель ничуть не изменился. Появилось целое направление — “сериальная органика”, — не имеющее ничего общего с киноискусством. В идеале артист должен быть мастером перевоплощений, однако для большинства это слишком тяжелый труд, к которому сейчас редко прибегают.

В жизни любите перемены?
Я вообще человек малых форм и быстрых решений! Например, всю новую мебель предпочитаю покупать в один день. Не понимаю, как можно годы посвятить ремонту или строительству дома. Не хочу потом на высшем суде отвечать, почему потратил свое существование на мелкие глупости. Квартира у меня достойная, обустроенная женой. Я лишь облагораживаю дом привезенными из разных путешествий фотографиями и красивыми картинами.

Увлекаетесь живописью?

Этой страстью меня заразил Илья Олейников. Я такого количества картин, как у него дома, ни у кого не видел! Олейников очень хорошо разбирался в живописи — интуитивно, не как специалист-искусствовед. Принцип, по которому мы приобретали картины, очень личный: они могли быть связаны с приятными воспоминаниями или выбраны по логике “нравится — не нравится”.

С Олейниковым у вас состоялся чудесный творческий тандем. В жизни ваши взгляды тоже совпадали?
Характеры и темпераменты у нас абсолютно разные, вкусы не похожи, да и образ жизни... Правда, никогда не ощущали разницу в возрасте — десять лет. К слову, родились мы в один день — 10 июля. Чаепития ежедневно не устраивали, в гости друг к другу по выходным не ходили. Главным в наших отношениях было партнерство: мы более двадцати лет работали вместе, и за это время у нас не возникало конфликтов на финансовой почве. Наверное, потому, что в видении глобальных вещей всегда были очень близки.

Интересно, как складывалось сотрудничество с Никитой Михалковым на съемках фильма “12”? О его непростом характере наслышаны все...
Съемки у мэтра Михалкова — важный момент в моей жизни, независимо от масштаба роли в картине. Стиль его работы с актерами полностью противоречит всем штампам и стереотипам, которые окружают имя Михалкова. Он — великий режиссер и уникальный педагог, влюбленный в своих артистов. Даже его едкие высказывания талантливы и остроумны. Работа с Никитой Сергеевичем — опыт, которым я очень дорожу. Не знаю никого из своих коллег, кто бы не хотел снова и снова сотрудничать с ним: это признают и его друзья, и враги.

Говорят, сам Михалков очень требователен. А насколько вы привередливы на съемочной площадке?
Смотря в чем. Например, считаю, что водитель служебной машины должен быть профессионалом. Большая часть моей жизни проходит на колесах, и для меня важно, кому я доверяю собственную безопасность. Мальчик, получивший права четыре месяца назад, меня, как человека с тридцатилетним водительским стажем, не устраивает. Соглашусь на иномарку любого класса, но в рабочем состоянии и закрепленную лишь за мной. В гостиничном номере я должен жить один. Но не в люксе, потому что там телевизор находится в другой комнате, а я хочу, чтобы он стоял напротив кровати, — вот и вся моя “звездность”. (Улыбается.) Что касается съемочного процесса, то я один из самых послушных и дисциплинированных артистов в кадре. Мне достаточно замечаний: “Тише!”, “Громче!”, “Быстрее!”, “Эмоциональнее!” Так как в “Городке” я занимаюсь и режиссурой, в кино мне нравится чувствовать себя только артистом.

Вы сыграли одну из ролей в картине “Правдивая ис­тория об Алых парусах”. Согласились на съемки, потому что по натуре романтик?
Это решение не имело абсолютно никакого отношения к моим внутренним характеристикам: профессия и жизнь — разные русла реки. В этой истории о любви я сыграл антипода всему хорошему — злого бургомистра Геза. Кстати, роман “Алые паруса” Александра Грина — повествование инфантильное: очень хорошее, но не мое. Я вообще не поклонник его таланта. И никогда не мечтал играть классических персонажей, имена которых у всех на слуху, — капитана Грэя, Ромео, хотя в молодости вполне мог воплотить эти образы, но не любил изображать красивых, романтичных и... однозначных людей. Зато сам долгое время был именно таким: ранимым, чувствительным, хорошим парнем. (Смеется.)

Ваш пожилой герой де Гез хотел жениться на молоденькой де­вушке. В наше время такие истории — не редкость.

Думаю, это более естественно, чем союз юноши и пожилой дамы. Возраст здесь не так важен. Но я невысокого мнения о девушках, которые вступают в брак с мужчинами в летах. У меня это вызывает массу вопросов и сомнений, особенно если кавалеры сказочно богаты.

Сами бы сейчас смогли жениться на молоденькой?
В кино я бы не отказался сыграть такого персонажа. Но не в жизни! Зачем? Жена младше меня на десять лет, и я абсолютно счастливый человек. Мы вместе уже тринадцать лет: меня всегда ждут дома, любят, я люблю.

Расскажите, пожалуйста, чем привлекла вас Елена?
Сначала внешностью... Еще мне понравилась ее улыбка, глаза и то, как она произнесла: “Здравствуйте!” Но мои чувства принадлежат лишь мне, а не тем, кто об этом прочитает: на вопрос о природе притяжения мужчины и женщины по сей день не могут ответить ни ученые, ни лирики.

Известно, что вы присутствовали при родах супруги. Не многие мужья на такое решаются...
Мы не обсуждали этот вопрос на семейном совете: просто счел нужным. В тот день у меня были съемки, потому после я поехал на работу. Между прочим, роды у моей первой жены Ольги принимал мой отец-гинеколог, а я в это время играл дипломный спектакль. Раньше мужчин не подпускали к роддому ближе чем на двести метров, а сейчас времена изменились.

Психологи утверждают, что быть очевидцем родов — огромный стресс для мужчины. Говорят, может произойти надлом во взаимоотношениях.
Опровергаю этот миф! Безусловно, я волновался за жену, но это никак не отразилось на наших интимных отношениях.

Вы — многодетный папа. У вас с супругой от двух браков пятеро детей. До­чери Елены Ксения и Настя — девушки на выданье. Не просто приходится?

У нас большое семейство! Но девочки не дают никаких поводов для тревоги, поэтому я не вмешиваюсь в их общение с парнями. Если бы почуял неладное, — не стесняясь, жестко откорректировал бы. Но я не рассматриваю их молодых людей через призму прописки и финансов.

А в молодости совершали “прекрасные безумства” ради женщин?
Об этом стоит спросить у дам: тогда я не задумывался над тем, насколько романтичны мои поступки. А если планировать их заранее, они становятся нарочитыми и не от души. Это современные звезды ищут любой повод для пиара и ставят в известность все СМИ о своих “подвигах во имя любви”.

Вам случалось начинать все с чистого листа?
И не раз. Например, когда я уходил из одной семьи в другую. Раньше не было брачных контрактов, но я, как и подобает мужчине, оставил все нажитое добро жене и сыновьям.

Вы человек отходчивый?
Не мстительный, но очень помнящий зло. Обидчика прощаю, однако делаю для себя определенные выводы и впредь с этим человеком “в разведку не пойду”. Не люблю, когда у меня просят прощения: чувствую себя крайне неловко. И все-таки считаю, что людей от животных отличает умение говорить два главных слова: “Спасибо” и “Извини”.

Вероятно, у представителей кино и шоу-бизнеса эти слова не самые популярные... Среди коллег у вас есть друзья?
Я всю жизнь нахожусь в артистической среде. Естественно, большинство моих друзей из этой же сферы, но есть и врачи, люди других профессий: в настоящей дружбе нет места статусности!

Читала, что много лет вы поддерживаете дружбу с Олегом Басилашвили...
Мы встречаемся нечасто, не ходим вместе гулять, но я знаю, что он — мой друг. Басилашвили поддержал меня в молодости, когда я был невостребованным артистом Ленинградского БДТ, а он — первым актером театра. Сейчас Олег не менее популярен. Много лет назад в наших отношениях присутствовало немало баловства, чудачества, розыгрышей — несмотря на разницу в возрасте. Кстати, не все из “приколов” были безобидными. Особенно за­помнились гастроли в Женеве в 1994 году со спектаклем “На всякого мудреца довольно простоты” по пьесе Николая Островского. Весь наш коллектив ждал суточных — это была единственная форма оплаты труда артиста за гра­ницей. Поскольку в стенах швей­­царского театра ничего никогда не пропадало, в гримерной на каждом столике лежал запечатанный конверт с деньгами и фамилией артиста на французском и русском языках. У меня была с собой своя валюта. Мы с Олегом пришли в театр за полчаса до общего сбора и положили в свои конверты сумму, троекратно превышающую остальные гонорары, и удалились. Потом вернулись в театр вместе с коллегами и дружно вскрыли конверты. Суточные в то время у всех были одинаковые, независимо от регалий и званий. Оказалось, у всех по тысяче франков, а у нас с Басилашвили — по три тысячи! Вот тогда произошло то, о чем пишут во всех фельетонах о театре: даже когда мы рассказали о шутке, никто нас, мягко говоря, не понял. В общем, ро­зыгрыш получился не очень смешной...

Сейчас пора отпусков. Как вам нравится отдыхать?
Я не езжу на Мальдивы и Сейшелы подобно нынешним олигархам. Для меня главное, чтобы поблизости был водный мотоцикл, — обожаю погонять на большой скорости! Я не люблю шумные компании: предпочитаю круг друзей, люблю, когда рядом со мной семья, дети. У меня нет желания уединиться.

Чего у вас в жизни было больше: радости или печали?
Всего понемногу: в профессии — много смеха, но в то же время — боли и непризнанности, часто сталкивался с несправедливостью. В личной жизни испытал много любви, неизменные спутницы которой — крушение надежд и разлуки. Но если бы я не пережил все это в первом браке, не встретил бы любимую супругу Лену. Как видите, большое разочарование привело к очарованию на всю оставшуюся жизнь!
Поделись с подружками :