Таинственный Шекспир

Поделись с подружками :
Автор “Ромео и Джульетты” давно разделил мир на два лагеря: представители первого превозносят драматурга до небес, второго... не верят в авторство человека по имени Уильям Шекспир. Тем не менее в апреле 2014-го все будут отмечать 450-летие со дня рождения самого загадочного литератора.
Был или не был?
Вот в чем вопрос, который на все лады повторяют некоторые ис­следователи жизни и творчества ве­ли­кого англичанина, чьи про­из­ведения за истекшие века про­анализированы до последней буквы и разобраны на цитаты. Изучен и каждый пункт его биографии. Правда, сведения, которыми располагают ученые, основаны на информации, полученной не из его писем и дневников, а из деловых бумаг — актов гражданского состояния, документов о недвижимости, судебных исков. Увы, интерес к ним проснулся лишь много лет спустя после смерти Шекспира. Но благодаря этим источникам стало известно, что Уильям был сыном преуспевающего перчаточника Джона Шекспира, некоторое время занимавшего пост бейлифа, то есть мэра Стратфорда. Мать литератора, урожденная Мэри Арден, происходила из семьи состоятельного фермера. Всего у четы родилось девятеро детей, однако многие умерли во младенчестве. Считают, что новорожденный Уильям избежал этой участи по счастливой случайности, ведь именно летом 1564-го в Стратфорде началась эпидемия чумы. “Возблагодарим судьбу за то, что “это любимое дитя воображения” не погибло еще лежа в колыбели! К счастью для человечества, чума не достигла дома, где лежал малютка Шекспир, ибо ни один из носивших эту фамилию не указан в списке умерших”, — отмечал автор “Жизни Шекспира” Эдмунд Мэлон, у которого, как и у большинства других “титанов шекспироведения”, никогда не возникало крамольной мысли о том, что гения не было вовсе.

В отличие от “антистратфордианцев”, не признающих актера и пайщика театра The Globe автором произведений, и тех, кто вообще не верил в его существование. Оставим это на их совести. Мы же будем наслаждаться творениями, которые переживут сторонников и противников. Те, кто хочет знать подробности, обращаются к неоспоримым доводам. Хотя и о них Фридрих Ницше сказал: фактов не существует — есть только интерпретации. И все же...

Повод усомниться в том, что он родился 23 апреля 1564 года, действительно есть. Ведь документ, подтверждающий точную дату появления Шекспира на свет в небольшом городке Стратфорд-на-Эйвоне, не сохранился, а запись о крещении 26 апреля того же года не является оригинальной: это лишь старинная копия, сделанная значительно позже. Так утверждают дотошные ученые.

Еще один аргумент “противников” основан на том, что не сохранилось ни одной рукописи Шекспира, а несколько найденных автографов сделаны “плохим почерком”.

Предположительно, традицию праздновать день рождения знаменитости именно 23-го ввел собиратель древностей XVIII века Уильям Олдис, сделавший соответствующую пометку на полях своего экземпляра книги “История драматических поэтов Англии”. А ав­торитетный шекспировед XIX сто­­летия Джеймс Орчард Холиуэл-Филиппс от­мечал, что во времена Шекспира между рождением и крещением обычно проходило три дня. Но подтверждения его предположению так и не нашли. Зато точно известно: начиная с 1222 года в этот день в Британии отмечался национальный праздник святого Георгия, с XIV века официально почитавшегося в качестве покровителя Англии. Не исключено, что этот факт послужил поводом “назначить” именно эту дату днем рождения национального поэта, ушедшего из жизни ровно 52 года спустя — 23 апреля 1616-го.

Сомневаться их заставляет также “недостаточная образованность” знаменитого англичанина, которая не позволила бы ему обладать столь обширными познаниями в истории, географии и литературе, а также владеть несколькими европейскими языками. Самое раннее упоминание о том, что Джон Шекспир отдавал сына учиться “на некоторое время в одну из бесплатных школ, где, вероятно, тот приобрел небольшие сведения по латыни”, появилось лишь в 1709-м. Обучался Уильям, вероятнее всего, в Новой королевской школе Стратфорда-на-Эйвоне. “Зато какие у него были учителя! Все с университетским образованием”, — не сдаются исследователи, воскресившие имена тех, кто преподавал в тот период в учебном заведении провинциального города. И добавляют: возможно, как раз отсутствие классического образования позволило развиться его таланту, не ограниченному академическими рамками.

Так же уверенно они развенчивают другое убеждение сторонников антишекспировской идеи о том, что если бы Шекспир был автором припи­сываемых ему произведений, он бы позаботился о них в завещании (как известно, там о своем творческом наследии он не сказал ни слова). “Рукописи пьес никогда не хранились у Шекспира, да и у других авторов: они принадлежали труппам, в которых работали драматурги, потому находились в здании театров, где давались представления, и тщательно охранялись, чтобы конкуренты не могли воспользоваться текстами”, — уверяют приверженцы традиционной биографии. Заодно рассказывают немало других подробностей, в том числе пикантных, которые им удалось найти в документальных справках.

Например, о том, что его брак с некой Энн Хэтэуэй, “девицей из Стратфорда Вустерской епархии”, был заключен в особых обстоятельствах, поскольку жених не достиг совершеннолетия (21 года), а его невеста была беременна. Это произошло 28 ноября 1582 года в Тэмпл-Графтон близ Стратфорда. Шекспиру было восемнадцать лет, а Энн — двадцать шесть.


Шесть месяцев спустя, в конце мая 1583-го у супругов родилась дочь Сьюзен, а в 1585 году на свет появилась двойня: сын Хемнет (он умер в 11 лет в августе 1596 года) и дочь Джудит.

Семилетний период между 1585 годом (когда на свет появились близнецы) и 1592 годом (первое упоминание о его работе на театральной сцене Лондона) получил название “потерянные годы”: нет никаких исторических сведений о Шекспире, его местонахождении в это время и о том, почему он покинул Стратфорд.

Многие ученые полагают, что к 1592 году Шекспир стал достаточно известным лондонским драматургом, давшим повод своему старшему современнику и коллеге Роберту Грину назвать его “выскочкой” и написать: “Сердце тигра в шкуре лицедея”, спародировав фразу “О, сердце тигра в этой женской шкуре!” из третьей части пьесы “Генрих VI”.

В конце 1594 года Уильям Шекспир стал одним из совладельцев театральной компании Lord Chamberlain’s Men. Как и другие компании того времени, она получила название в честь аристократа-спонсора лорда Чемберлейна. Труппа пользовалась такой популярностью, что в 1603 году, после смерти Елизаветы I, новый король Яков I взял ее под свое покровительство, и она изменила имя на King’s Men.

В 1599 году Шекспир и несколько его коллег заключили соглашение об аренде земли для театра The Globe. Считается, что общепринятый перевод названия как “Глобус” неточен: актеры назвали свой театр “Земной шар”, имея в виду, что они будут представлять там жизнь всего мира.

А 29 июня 1613-го The Globe сгорел до основания, когда во время представления пьесы “Все это правда”, изображавшей главные события царствования Генри VIII, вспыхнула соломенная кровля. В этом “внезапном устрашающем пламени” пуритане увидели промысел Божий.
Год спустя там же был построен The second Globe — с черепичной крышей. В 1642 году правительство Кромвеля запретило театральные спектакли, и он был закрыт, а к 1644 году разрушен по приказу пуританского парламента.

“Он был лучшим в своем роду, однако мужская линия семьи угасла”, — написал о Шекспире некий Даудел, посетив стратфордскую церковь в 1693 году. В настоящее время вся прямая линия родства — и женская, и мужская — прекратила свое существование.


Имеются сведения, что всю жизнь Шекспир стремился заработать достаточно денег для приобретения недвижимости, купил лучший каменный дом в Стратфорде и несколько земельных участков. Последние годы он наслаждался покоем и общением с друзьями в родном городе.

На плите, покрывающей могилу поэта, высечены слова:
 “Друг, ради Господа,
не рой останков, взятых сей землей;
нетронувший блажен в веках,
и проклят — тронувший мой прах”.


Предположительно, Шекспир сам придумал эту эпитафию и распорядился высечь ее на месте своего последнего пристанища.

Исследователи считают, что пьесы создавались Шекспиром не для театра вообще, а конкретно для своей труппы: когда в 1594-м сформировалось актерское товарищество, он писал произведения, рассчитанные на актеров-пайщиков, в том числе на себя.

В 1996 году The Globe был отстроен заново в 230 метрах от первоначального сооружения благодаря инициативе американского актера и режиссера Сэма Уанамейкера, который в 1970-м основал Shakespeare Globe Trust. Новый театр был открыт в 1997 году.


Вдова Шекспира пережила его на 7 лет. Медная табличка на плите сообщает, что она “ушла из сей жизни августа 6 дня, 1623. Будучи 67 лет от роду”.


Старшая дочь Сьюзен, жена доктора Джона Холла, прожила 66 лет: ее не стало в 1649-м. У Сьюзен была единственная дочь Элизабет, которая дважды побывала замужем, но умерла бездетной в 1670 году. Младшая Джудит, супруга Томаса Куини, дожила до 77 лет, имела троих детей, но они рано ушли из жизни, не оставив наследников.

Свое последнее капиталовложение он сделал в марте 1613-го, приобретя дом в Лондоне, но, видимо, никогда в нем не жил.


Завещание Уильяма Шекспира было найдено в середине XVIII века неким Джозефом Грином. По словам Грина, документ его “глубоко разочаровал”: в нем ничего не говорилось о творчестве драматурга и поэта. Речь шла лишь о мелочах быта — зато крайне скрупулезно.

В 1597-м фамилия Шекспира в первый раз была указана на титульном листе издания комедии “Бесплодные усилия любви”.

Последний автограф в завещании отличался от других его подписей, и это вызывает предположение исследователей, что в последние месяцы жизни Шекспир тяжело занемог, болезнь заметно прогрессировала, что и отразилось на письме.


Недоумение ученых вызвало и то обстоятельство, что супруге он оставил лишь... кровать: “Кроме того, я завещаю моей жене вторую из лучших моих постелей со всею принадлежащей к ней мебелью”. Но и его опровергают биографы, уверяя: в большинстве стратфордских завещаний того периода интересы жен обеспечивались посредством стандартных формул типа “остальное мое имущество”. Не забыл он и о дочерях.

В печати фамилия Шекспира впервые появилась в 1593 году, когда он подписал посвящение поэмы “Венера и Адонис” графу Саутгемптону.


Единственный известный на сегодня оригинальный прижизненный портрет драматурга был обнаружен в частной коллекции семьи Кобб: его подлинность установлена в 2009 году. Латинское изречение над портретом — Principum amicitias! (“Вождей союзы!”) является цитатой из оды Горация, посвященной драматургу Поллию. Изображение сравнили с известной гравюрой Мартина Дрюсхаута, украшавшей первое собрание пьес, вышедших в 1623-м, автором которых считается Шекспир. Данная гравюра и портрет имеют поразительное сходство. Этот факт дает исследователям основание предполагать, что Дрюсхаут использовал его в качестве образца для своей работы.

Составитель “Краткой документальной биографии Шекспира” Сэм Шенбаум уверен: слабость всех антишекспировских гипотез состоит в том, что они пытаются доказать, будто создатель пьес Шекспира отразил в них свою жизнь, а заодно был по очереди Ромео, Гамлетом, Отелло, Лиром, Просперо. “Если пьесы Шекспира — отражение жизни их автора, то не следует ли признать его жестоким и коварным убийцей наподобие Ричарда III или Макбета?” — говорит он.

Предполагают, что его перу принадлежит около 38 пьес и 154 сонета, а также несколько других поэтических произведений.

Есть свидетельства, указывающие, что “Двух благородных родственников”, созданных около 1613 года, Шекспир написал в соавторстве с Джоном Флетчером.

Начало кампании по пересмотру авторства Шекспира положила журналистка Делия Бэкон: в 1856 году она стала утверждать, будто пьесы Шекспира не принадлежали его перу, а были плодом коллектива авторов. Чтобы доказать состоятельность своей версии, она несколько лет провела в Англии, изучая материалы по эпохе Шекспира, съездила в Стратфорд-на-Эйвоне и даже провела ночь в церкви Святой Троицы. Там она попыталась вскрыть могилу Шекспира в надежде найти в ней архив рукописей, доказывающих ее правоту. Но местные сторожа задержали женщину.

Однако “подозрения” появлялись и раньше: в 1785-м этот вопрос поставил преподобный Джеймс Уилмот.

На “вакантное место” Шекспира выдвигалось немало кандидатов: называли Роджера Мэннерса (графа Рэтленда) — одного из образованнейших людей своего времени, другого его современника — графа Пембрука, а также покровителя Шекспира Генри Ризли (графа Саутгемптона) и драматурга Кристофера Марло, философа Фрэнсиса Бэкона и даже... королеву Елизавету Тюдор.

Существует понятие “шекспировская индустрия”, к которой относится и так называемый интеллектуальный туризм по местам, связанным с его жизнью и творчеством, с судьбами его персонажей (например, дом в Стратфорде-на-Эйвоне или балкон Джульетты в Вероне).

Среди противников авторства Шекспира был Зигмунд Фрейд, хотя использовал его персонажей в качестве иллюстраций к своим работам.

“Клуб Джульетты” — культурная организация в Вероне отвечает на письма, которые приходят шекспировской героине со всего мира. Официальным представителем клуба на русскоязычном пространстве стала москвичка Ольга Николаева. Она создала и на протяжении многих лет поддерживает один из самых информативных сайтов, посвященных жизни и творчеству Шекспира и его героям: http://www.romeo-juliet-club.ru

По разным подсчетам, словарный запас его произведений составляет от 17 500 до 29 000 слов.


Пьесы самого знаменитого англичанина и сегодня идут на сценах лучших мировых театров, а по мотивам его произведений снято огромное количество фильмов и даже мультфильмов. Одна из первых экранизаций — лента французского режиссера Клемана Мориса “Дуэль Гамлета” увидела свет в 1900-м. Гамлета в ней... сыграла актриса Сара Бернар.

Американский телефильм “Антоний и Клеопатра” Лоренса Карры был снят
в 1983 году. Антония в нем воплотил Тимоти Далтон, Клеопатру — Линн Редгрэйв.

Своего “Гамлета” сняли даже в Индии: в 1954 году это сделал режиссер Кишор Саху. Он же стал исполнителем главной роли.

“Гномео и Джульетта” — новый комедийный анимационный мультфильм, созданный в 2011-м с использованием технологии 3D съемки. Его продюсером выступил популярный британский рок-певец, композитор и пианист Элтон Джон.

Есть ленты, в которых сам Шекспир появляется в виде персонажа, например костюмированная романтическая комедия 1998-го “Влюбленный Шекспир” с Гвинет Пэлтроу и Джозефом Файнсом, получившая семь премий “Оскар”, в том числе как лучший фильм года.

“Письма к Джульетте” — романтическая комедия с Амандой Сейфрид, премьера которой состоялась в апреле 2010-го: ее действие происходит в современной Вероне.
Поделись с подружками :