Снегурочка - история портрета Виктора Васнецова

Поделись с подружками :
Сегодня трудно представить Новый год без Снегурочки. А ведь она появилась на свет сравнительно недавно — 125 лет назад, хотя предания о ледяной девочке, которая оживает волшебным образом, рождались в северных селениях с незапамятных времен.
В отличие от именитого деда, у которого немало заграничных родственников, у этой девушки нет иностранных сестер: как известно, американский Санта-Клаус, французский Пер Ноэль и финский Йоулупукки путешествуют по миру без спутницы. Возможно, уникальность образа и создала интригу вокруг сказочной красавицы, которая в девяностые годы XIX века вдруг стала одним из самых популярных персонажей. О ней говорили, ей посвящали оперы, писали картины...
“В светлом лице Снегурочки затаилась тревога”, — отмечали зрители, глядя на героиню работы Виктора Васнецова. Может быть, образ чудесной девочки с печальной судьбой сыграл злую шутку с той, которая вдохновила художника на создание картины? Хотя об Александре Саввичне Мамонтовой сохранилось совсем немного информации, достоверно известно, что жизнь ее и правда оказалась непростой.

Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем...

Николай Римский-Корсаков

Эта история началась зимой 1882 года, когда на домашней сцене известного московского мецената Саввы Ивановича Мамонтова состоялась премьера спектакля “Снегурочка”. Однако официальной датой рождения главной героини считается 1873-й, когда драматург Александр Островский переписал на новый лад народную сказку о снежной красавице. Правда, тогда сюжет читателей не впечатлил, и даже Николай Римский-Корсаков не сразу принял предложение автора положить его на музыку. Позже композитор признавался, что только снова прочитав “Снегурочку”, “точно прозрел на ее удивительную красоту”. “Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку”, — говорил он. Но и его попытка успеха не имела несмотря на то, что одну из главных ролей в спектакле исполняла знаменитая Мария Ермолова. “Островский... думал, что сказку полюбит добрая Москва, но старушка заснула в первом же представлении”, — иронизировал один из современников писателя. “Снегурочка” не удовлетворяет требованиям действительности, не является прогрессивным двигателем в нашей интеллектуальной жизни и не имеет сценического значения”, — злорадствовала критика. Но мнение публики, вероятно, мало интересовало Савву Ивановича: он задумал во что бы то ни стало поставить пьесу. Репетировать решено было в подмосковном имении Мамонтовых — Абрамцево. В качестве актеров он пригласил знакомых и друзей. Роль царя Берендея исполнял сам хозяин. Декорации поручил написать Виктору Михайловичу Васнецову. “Савва Иванович обратился ко мне, да, кроме того, под его вдохновляющим деспотизмом я должен был играть Деда Мороза. Что тут делать? Никогда ни на какой сцене я не игрывал... отнекиваться не полагалось... Ну и играл Деда Мороза, и играл не один раз!.. После Мороза-то с тех пор, конечно, на сцену ни ногой. Так как это было перед самым Рождеством, то пришлось спешить”, — писал художник. Его коллеги не раз вспоминали, как позже возникла картина, посвященная Снегурочке. Рассказывали, что однажды, гуляя по заснеженному абрамцевскому лесу, Васнецов вдруг воскликнул: “Вот здесь могла бы ходить она!” А вскоре восхищенные зрители увидели тот самый лес на полотне. Морозная ночь, темное небо, лесная поляна, посреди которой Снегурочка. Современники без труда узнали в ее лице черты младшей дочери Саввы Ивановича — Александры. Успех постановки в доме Мамонтовых превзошел все ожидания: слух о ней распространился по всей Москве. А несколько лет спустя “Снегурочка” прошла на большой оперной сцене при полном аншлаге.
...Кто знает, как сложилась бы жизнь очаровательной Сашеньки Мамонтовой, если бы все в семье ее близких было благополучно. Но судьба приготовила ей непростые испытания. После смерти в 1907 году родной сестры Веры — той самой “Девочки с персиками”, которая известна по картине Валентина Серова, — Александра взяла на себя воспитание ее детей. В суровые тридцатые была осуждена как “враг народа” и провела не один год в заключении. А в ее личном деле появилась запись: “Сторонницей советской власти не является вследствие гонения на религию и верующих”. После возвращения домой, которого чудом удалось добиться стараниями друзей, Александра Саввична организовала музей “Амбрамцево”. Деревья в его парке, который существует здесь с середины XVIII века, помнят Ивана Тургенева, Илью Репина, Федора Шаляпина, Константина Станиславского... А зачарованная васнецовская Снегурочка, оставив в прошлом все печали, стала символом самого радостного праздника.
Поделись с подружками :