Смешные девчонки

Поделись с подружками :
Комедия — самый сложный жанр, ведь заставить зрителя плакать гораздо легче, чем рассмешить, — уверяют артисты и режиссеры. Наверное, потому так мало актрис, которым это по-настоящему удается.

Си­ла ис­кус­ст­ва

Ан­г­ли­ча­нин То­мас Кар­лейль за­ме­тил од­на­ж­ды, что че­ло­век не мо­жет быть не­ис­пра­ви­мо пло­хим, ес­ли он хо­тя бы один раз от ду­ши сме­ял­ся. Пер­во­го ап­ре­ля для это­го пред­ста­в­ля­ет­ся не­ма­ло по­во­дов, а ес­ли уда­ст­ся за­ра­нее за­па­с­тись дис­ком с хо­ро­шей ко­ме­ди­ей, то и в лю­бой дру­гой день го­да их бу­дет не мень­ше. К сло­ву, имен­но ко­ме­дий­ный жанр счи­та­ет­ся ста­рей­шим в ху­до­же­ст­вен­ном ки­не­ма­то­гра­фе: он был по­пу­ля­рен еще в эпо­ху Ве­ли­ко­го не­мо­го и ос­та­ет­ся од­ним из наи­бо­лее вос­тре­бо­ван­ных се­го­д­ня. Воз­мож­но, по­то­му, что при­зван да­рить улыб­ки, ра­дость и хо­ро­шее на­стро­е­ние. Не­да­ром еще Ви­к­тор Гю­го го­во­рил: “Смех — это солн­це: оно про­го­ня­ет зи­му с че­ло­ве­че­ско­го ли­ца”. А кто-то на­звал его луч­шим ле­кар­ст­вом от де­прес­сии, за­од­но под­счи­тав, что сем­на­д­цать ми­нут ис­крен­не­го ве­се­лья про­дле­ва­ют жизнь на це­лый год. 

И хо­тя в бы­лые вре­ме­на ко­ме­дию, в от­ли­чие от дра­мы и тра­ге­дии, счи­та­ли низ­ким жан­ром, она про­су­ще­ст­во­ва­ла не од­но ты­ся­че­ле­тие и бы­ла лю­би­ма еще древ­ни­ми гре­ка­ми, поль­зо­ва­лась ус­пе­хом в сре­д­не­ве­ко­вой Ита­лии и Фран­ции. А в Рос­сию при­шла в XVII сто­ле­тии бла­го­да­ря ув­ле­че­нию ца­ря Але­к­сея Ми­хай­ло­ви­ча те­а­т­ром. Го­во­рят, да­вая по­ру­че­ние сво­ему по­слан­ни­ку на­пра­вить в Мо­ск­ву ин­же­не­ров, спе­ци­а­ли­стов по во­ен­но­му де­лу и стро­и­те­лей, он не за­был упо­мя­нуть и о “ма­с­те­рах ко­ме­дию де­лать”. Пред­по­ла­га­ют, что го­су­да­ря впе­чат­ли­ли до­не­се­ния од­но­го из по­слов при ино­стран­ном дво­ре, ко­то­рый в 1659 го­ду ви­дел во Фло­рен­ции во двор­це у гер­цо­га Фер­ди­нан­да Ме­ди­чи “ко­ме­дии, по­ста­в­лен­ные очень пыш­но”. Из­ве­ст­но, что они шли на при­двор­ной сце­не до кон­ца дол­го­го цар­ст­во­ва­ния Але­к­сея Ми­хай­ло­ви­ча. И ис­чез­ли с при­хо­дом его на­след­ни­ка: царь Фе­дор Але­к­се­е­вич при­ка­зал от­ве­ден­ные для нее па­ла­ты очи­стить, “а на­ряд, пла­тье и что есть ка­ко­ва стро­е­нья при­пря­тать впредь до даль­ней­ше­го о них ука­зу”. В об­щем, чув­ст­вом юмо­ра но­вый пра­ви­тель яв­но не об­ла­дал. За что и по­пла­тил­ся. Как из­вест­но, Фе­дор не от­ли­чал­ся хо­ро­шим здо­ровь­ем и про­жил все­го два­д­цать лет.

Сто­ит от­ме­тить, что все жен­ские ро­ли в спе­к­та­к­лях дол­гое вре­мя ис­пол­ня­ли муж­чи­ны. И толь­ко в XVII ве­ке в Ев­ро­пе да­мам по­з­во­ле­но бы­ло вый­ти на те­а­т­раль­ные под­мо­ст­ки, а в Ук­ра­и­не это про­изош­ло спу­с­тя два сто­ле­тия.

И хо­тя в ки­но, по­я­вив­шем­ся в кон­це XIX ве­ка, не бы­ло же­ст­ких ген­дер­ных ог­ра­ни­че­ний, ко­гда речь за­хо­дит о филь­мах это­го жан­ра, вспо­ми­на­ют­ся, как пра­ви­ло, кар­ти­ны с уча­сти­ем Ве­ли­ких шу­тов — Чар­ли Ча­п­ли­на, Луи де Фю­не­са, Роу­э­на Ат­кин­со­на, Джи­ма Кер­ри, Са­ве­лия Кра­ма­ро­ва, Юрия Ни­ку­ли­на, Ми­ха­и­ла Пу­гов­ки­на, Николая Яковченко... Да и те­перь ко­ме­дий­ных ак­т­рис в ми­ро­вом ки­не­ма­то­гра­фе зна­чи­тель­но мень­ше, чем ак­те­ров. Мы ре­ши­ли со­ста­вить свой рей­тинг дам — ма­с­те­риц ве­се­лить ки­но­пуб­ли­ку, ко­то­рые ста­но­ви­лись свое­об­раз­ны­ми сим­во­ла­ми сво­его вре­ме­ни: их и прав­да не­мно­го. За­то ка­кие! 

По­де­лись улыб­кою сво­ей, или Hello, America!

Од­ни рас­су­ж­да­ют об экс­пан­сии аме­ри­кан­ско­го ки­но­ис­кус­ст­ва в Ев­ро­пе и Азии, а дру­гие при­ни­ма­ют этот факт как дан­ность: так сло­жи­лось, что боль­шин­ст­во ме­га­по­пу­ляр­ных ак­т­рис жи­вут и ра­бо­та­ют в этой стра­не. О них и по­го­во­рим.

филлис-диллер.jpgОд­ной из пер­вых жен­щин в Аме­рике, ко­то­рая не по­бо­я­лась быть смеш­ной на эк­ра­не, ста­ла Фил­лис Диллер. За дол­гую жизнь в ее по­служ­ном спи­ске на­ко­пи­лось око­ло се­ми­де­ся­ти кар­тин и при­мер­но столь­ко же телефиль­мов и пе­ре­дач, где Фил­лис вы­сту­пи­ла в ка­че­ст­ве при­гла­шен­ной звез­ды. Воз­мож­но, их бы­ло бы го­раз­до боль­ше, ес­ли бы свою карь­е­ру мис­сис Дил­лер на­ча­ла в юно­сти. Но жен­щи­на из не­боль­шо­го го­род­ка в Ми­чи­га­не в про­фес­сию при­шла в три­д­цать лет, а до то­го вре­ме­ни до­воль­ст­во­ва­лась ро­лью при­мер­ной же­ны и ма­те­ри... пя­те­рых де­тей. Соз­дан­ный ею на эк­ра­не об­раз ко­мич­ной до­мо­хо­зяй­ки и ус­пеш­ное уча­стие в мно­го­чис­лен­ных те­ле­шоу в 1967 го­ду при­нес­ли Фил­лис пре­мию “Зо­ло­той гло­бус” в но­ми­на­ции “Луч­шая те­ле­ви­зи­он­ная ак­т­ри­са”. Ве­ро­ят­но, оп­ти­мизм и уме­ние по­сме­ять­ся над со­бой ста­ли для этой жен­щи­ны лу­чшим эли­к­си­ром дол­го­ле­тия: 17 ию­ля она от­ме­тит свой де­вя­но­сто чет­вер­тый день ро­ж­де­ния. “Ка­кие на­ши го­ды!” — с улыб­кой вос­кли­ца­ет Дил­лер в от­вет на по­зд­ра­в­ле­ния. В ее ус­тах эта фра­за не зву­чит иро­нич­но: ведь все­го не­сколь­ко лет на­зад она ак­тив­но уча­ст­во­ва­ла в ки­но­про­цес­се, за­ни­ма­ясь оз­ву­чи­ва­ни­ем муль­ти­п­ли­ка­ци­он­ных ге­ро­ев, а по­с­лед­ние съем­ки в се­ри­а­ле про­шли для вось­ми­де­ся­ти­де­вя­ти­лет­ней ар­ти­ст­ки в 2006-м.

голди-хоун.jpgЗо­ло­тая блон­дин­ка Гол­ди Хо­ун на соб­ст­вен­ном при­ме­ре до­ка­за­ла: за­ня­тие лю­би­мым де­лом не ме­ша­ет лич­ной жиз­ни, ес­ли пра­виль­но рас­ста­вить ак­цен­ты. Пер­вый фильм с уча­сти­ем на­ив­ной блон­дин­ки с рас­тре­пан­ны­ми во­ло­са­ми и ог­ром­ны­ми го­лу­бы­ми гла­за­ми но­сил сим­во­лич­ное на­зва­ние “Хох­мы Роу­э­на и Мар­ти­на” и, ве­ро­ят­но, оп­ре­де­лил ам­п­луа на­чи­на­ю­щей ак­т­ри­сы. А уже тре­тья кар­ти­на — ко­ме­дий­ная ме­ло­дра­ма “Цве­ток ка­к­ту­са” при­нес­ла в 1970 го­ду пре­мии “Зо­ло­той гло­бус” и “Ос­кар” в но­ми­на­ци­ях “Луч­шая жен­ская роль вто­ро­го пла­на”. И при­сталь­ный ин­те­рес ре­жис­се­ров, боль­шин­ст­во из ко­то­рых те­перь ви­де­ли ее ис­клю­чи­тель­но в ко­ми­че­ских ро­лях. А аме­ри­кан­ские ки­но­ака­де­ми­ки и чле­ны жю­ри дру­гих не ме­нее ав­то­ри­тет­ных кон­кур­сов от­ме­ча­ли ра­бо­ты мис­сис Хо­ун ис­клю­чи­тель­но в жан­ре ко­ме­дии или мю­зи­к­лов, та­ких как “Эй! В мо­ем су­пе де­вуш­ка”, “Ба­боч­ки сво­бод­ны”, “Шам­пунь”, “Гер­цо­ги­ня и Дра­ный Лис”, “Гряз­ная иг­ра”, “Се­ст­рич­ки Бэн­гер”. Но про­фес­си­о­наль­ные по­бе­ды не все­гда сов­па­да­ли с ус­пе­ха­ми на лю­бов­ном фрон­те: со­з­дать бла­го­по­луч­ную се­мью ей уда­лось толь­ко с треть­ей по­пыт­ки. За­то оп­ти­мизм и ве­ра в то, что это ко­гда-ни­будь про­изой­дет, не по­ки­да­ли ее ни на ми­ну­ту. Офи­ци­аль­ны­ми спут­ни­ка­ми Гол­ди бы­ли Билл Хад­сон, Гас Три­ко­нис и Курт Рас­сел, ко­то­рый су­мел сде­лать Хо­ун по-на­сто­я­ще­му сча­ст­ли­вой. “Го­во­рят, ре­бе­нок улы­ба­ет­ся в сре­д­нем семь­де­сят два раза в день. Уди­ви­тель­но: ку­да же ухо­дит эта ра­дость из жиз­ни, ко­гда лю­ди ста­но­вят­ся взрос­лы­ми?” — рас­су­ж­да­ет ак­т­ри­са, чья лу­че­зар­ная улыб­ка дав­но ста­ла ее ви­зит­ной кар­точ­кой. И уве­ря­ет, что те­перь в ее жиз­ни есть все, что нуж­но для на­сто­я­ще­го, а не толь­ко эк­ран­но­го сча­стья: трое де­тей, ко­то­рые ста­ли ус­пеш­ны­ми ар­ти­ста­ми, лю­би­мый муж­чи­на и ощу­ще­ние ду­шев­ной гар­мо­нии. О чем еще меч­тать?

барбара-стрейзанд.jpgО том, что до­ве­лось ис­пы­тать Бар­бре Стрей­занд, пре­ж­де чем мир при­знал ее та­лан­ты и на­гра­дил эпи­те­та­ми “вос­хи­ти­тель­ная, не­под­ра­жа­е­мая, ве­ли­ко­леп­ная”, из­вест­но мно­гим: слож­ные от­но­ше­ния с ма­мой и от­чи­мом, на­смеш­ки и не­ве­рие са­мых близ­ких лю­дей. Ко­неч­но, она не лю­бит вспо­ми­нать об этом, рав­но как и о том вре­ме­ни, ко­гда од­но­класс­ни­ки об­зы­ва­ли ее “ко­со­гла­зой” и “длин­но­но­сой”. Но гос­по­да жур­на­ли­сты с са­ди­ст­ской на­стой­чи­во­стью за­да­ют ис­полни­тель­ни­це во­п­рос о том, как Бар­бре уда­лось пре­одо­леть юно­ше­ские ком­п­ле­к­сы. Ак­т­ри­са уме­ло об­хо­дит их, но от это­го ин­те­рес пуб­ли­ки к ее лич­ной жиз­ни толь­ко воз­рас­та­ет, ро­ж­дая мно­го­чис­лен­ные слу­хи и до­мыс­лы. Го­во­ри­ли, что­бы спра­вить­ся с за­стен­чи­во­стью и не­уве­рен­но­стью в се­бе, она да­же по­се­ща­ла пси­хо­ло­ги­че­ский центр, где за­ни­ма­лась йо­гой, ме­ди­та­ци­ей и пси­хо­ана­ли­зом. По иро­нии судь­бы, пер­вую роль, сра­зу сде­лав­шую мо­ло­дую пе­ви­цу ки­но­звез­дой, Стрей­занд сыг­рала в мю­зи­к­ле “Смеш­ная дев­чон­ка”, где судь­ба ге­ро­и­ни во мно­гом по­вто­ря­ет ее соб­ст­вен­ную. Фан­ни Брайс про­шла путь от гад­ко­го утен­ка до пре­крас­но­го ле­бе­дя: за вол­шеб­ные ми­ну­ты при­зна­ния на сце­не ей при­хо­ди­лось рас­пла­чи­вать­ся но­ча­ми оди­но­че­ст­ва, пол­ны­ми слез и рев­но­сти. Вы­б­ран­ная из со­тен пре­тен­ден­ток два­д­ца­ти­ше­с­ти­лет­няя Бар­ба­ра Джо­ан Стрей­занд, как зву­чит ее на­сто­я­щее имя, до­ка­за­ла, что ре­жис­сер кар­тин “Рим­ские ка­ни­ку­лы”, “Бен-Гу­ра” и “Как ук­расть мил­ли­он” Уиль­ям Уай­лер не ошиб­ся и на сей раз: де­бю­тант­ка при­нес­ла филь­му “Ос­кар” за “Луч­шую жен­скую роль”. И хо­тя ни один фильм с уча­сти­ем аме­ри­кан­ской поп-ди­вы не про­хо­дит не­за­ме­чен­ным, по­пу­ляр­ность “Дев­чон­ки” не смог­ли за­тмить ко­ме­дии “Хел­ло, Дол­ли!”, фэн­те­зий­ный мю­зикл “В яс­ный день уви­дишь веч­ность”, ни да­же ос­ка­ро­нос­ная ме­ло­дра­ма “Звез­да ро­ди­лась”.
вупи-голдберг.jpgВу­пи Голд­берг, ко­то­рую на са­мом де­ле зо­вут Кэ­рин Элейн Джон­сон, пре­ж­де чем по­я­вить­ся на эк­ра­не, то­же про­шла не­про­стую шко­лу жиз­ни в го­род­ских под­во­рот­нях. “Ра­ди сме­ха я на­зы­ва­ла се­бя Ву­пи Кушн (“cushion” в пе­ре­во­де с ан­г­лий­ско­го  — “ди­ван­ная по­душ­ка”). Но ма­ма ска­за­ла, что с та­ким име­нем ме­ня ни­кто не бу­дет вос­при­ни­мать все­рь­ез, по­э­то­му я взя­ла ее де­ви­чью фа­ми­лию Голд­берг”, — рас­ска­зы­ва­ла она впо­с­лед­ст­вии. Это имя бу­ду­щая звез­да и сде­ла­ла сво­им псев­до­ни­мом, ко­гда от­пра­ви­лась по­ко­рять серд­ца те­а­т­ра­лов, а по­с­ле — ки­но­зри­те­лей. За поч­ти три­д­цать лет эк­ран­ной жиз­ни ак­т­ри­са до­ка­за­ла, что не под­чи­ня­ет­ся ни­ка­ким сте­рео­ти­пам и мо­жет сыг­рать лю­бую роль — от ко­ме­дий­ной до тра­ге­дий­ной. По­то­му ко­гда в ин­тер­вью Ву­пи-Кэ­рин го­во­рит о се­бе: “Я един­ст­вен­ная в сво­ем ро­де”, — это зву­чит как кон­ста­та­ция фа­к­та. Не ис­клю­че­но, что, по­лу­чая знак вы­с­ше­го при­зна­ния — “Ос­кар” — в 1986-м за роль в кар­ти­не “Цве­ты ли­ло­вых по­лей” и в 1991-м за ма­с­тер­ское пе­ре­во­пло­ще­ние в эк­с­т­ра­сен­са Оду Мэй Бра­ун из лен­ты “При­ви­де­ние”, она вспо­ми­на­ла, как стра­да­ла от соб­ст­вен­ной не­при­вле­ка­тель­но­сти и от на­сме­шек ро­вес­ни­ков в дет­ст­ве. Не­из­ве­ст­но, как сло­жи­лась бы ее жизнь, ес­ли бы Кэ­рин не по­па­ла в экс­пе­ри­мен­таль­ный дет­ский те­атр Элен Ру­бин­стейн в Нью-Йор­ке. С тех пор она не пред­ста­в­ля­ла для се­бя ино­го за­ня­тия. “Что­бы вос­хи­щать, со­в­сем не обя­за­тель­но быть кра­са­ви­цей”, — не­воз­му­ти­мо го­во­рит Ву­пи се­го­д­ня. Ей мож­но ве­рить, ведь не­по­вто­ри­мой Голд­берг при­пи­сы­ва­ют ро­ма­ны с са­мы­ми яр­ки­ми оби­та­те­ля­ми Гол­ли­ву­да — Фрэн­ком Лан­гел­лой, Тэ­дом Дэн­со­ном, Ти­мо­ти Дал­то­ном, Эд­ди Гол­дом. По со­об­ще­ни­ям в прес­се, по­с­лед­ним ее из­бран­ни­ком стал биз­нес­мен Майкл Ви­с­бал, ока­зав­ший­ся на 15 лет млад­ше сво­ей воз­люб­лен­ной. Но глав­ные в ее жиз­ни лю­ди — ма­ма, дочь и вну­ки, для ко­то­рых она — луч­шая в ми­ре ба­буш­ка.

рене-зелверг.jpgНе­с­мо­т­ря на то что Ре­не Зел­лве­гер не име­ет офи­ци­аль­но­го ста­ту­са ко­ме­дий­ной ак­т­ри­сы, боль­шин­ст­во сво­их глав­ных на­град она по­лу­чи­ла за уча­стие в кар­ти­нах раз­вле­ка­тель­но­го жан­ра. Пре­мии “Зо­ло­той гло­бус” и но­ми­на­ции на “Ос­кар” ей до­с­та­лись как при­зна­ние от­лич­ной ра­бо­ты в “Днев­ни­ке Брид­жет Джонс”, мю­зи­к­ле “Чи­ка­го”, “Се­ст­рич­ке Бет­ти”. “Она иде­аль­на в этой ро­ли — глу­по­ва­тое вы­ра­же­ние ли­ца, веч­ная улыб­ка, как из анек­до­та про слиш­ком за­тя­ну­тые ко­сич­ки, без пе­ре­иг­ры­ва­ний и фаль­ши, эта­кая го­род­ская не­буй­ная су­ма­сшед­шая, — под­шу­чи­ва­ли зри­те­ли над ее Бет­ти. — А Брид­жет в ис­пол­не­нии Ре­не мне по-на­сто­я­ще­му за­па­ла в ду­шу: она ве­лико­леп­но пе­ре­да­ла всю сущ­ность про­б­лем оди­но­кой три­д­ца­ти­лет­ней жен­щи­ны. Веч­ная борь­ба с ве­сом, ро­ди­те­ля­ми и муж­чи­на­ми... В этой пыш­ке есть что-то за­дор­ное и при­тя­га­тель­ное”, — го­во­ри­ли они о ге­ро­и­не из “Днев­ни­ков”. Од­на­ко злые язы­ки не пре­ми­ну­ли за­ме­тить, что вжить­ся в об­раз Ре­не по­мог не толь­ко та­лант, но и соб­ст­вен­ный опыт: не се­к­рет, что ак­т­ри­се не ве­зет в от­но­ше­ни­ях с муж­чи­на­ми. В прес­се вре­мя от вре­ме­ни об­су­ж­да­ют­ся ее не­про­дол­жи­тель­ные ро­ма­ны. Не за­бы­ва­ют жур­на­ли­сты и о ско­ро­па­ли­тель­ном бра­ке и столь же стре­ми­тель­ном раз­во­де с пев­цом в сти­ле кан­т­ри Кен­ни Чес­ни: этот со­юз про­су­ще­ст­во­вал все­го не­сколь­ко ме­ся­цев и по прось­бе Ре­не был не рас­торг­нут, а “ан­ну­ли­ро­ван” как не­удач­ный кадр из филь­ма. Так Зел­лве­гер вы­черк­ну­ла из сво­ей био­гра­фии че­ло­ве­ка, не оп­рав­дав­ше­го ее взгля­дов на со­в­ме­ст­ную жизнь. Поз­же об­су­ж­да­ли ро­ман и пред­сто­я­щую свадь­бу с ак­те­ром Брэд­ли Ку­пе­ром, но, как вид­но, что-то не сло­жи­лось и на сей раз. Но Ре­не, как и ее ге­ро­и­ни, не уны­ва­ет. Не­да­ром боль­шин­ст­во муж­чин на прось­бу оха­ра­к­те­ри­зо­вать мисс Зел­лве­гер, не за­ду­мы­ва­ясь, от­ве­ча­ют: “Она сол­неч­ная и ап­пе­тит­ная”.

На­ша Russia, или Есть од­на на­гра­да — смех!

“Мы все ро­дом из Со­вет­ско­го Со­ю­за”, — го­во­рят те, кто появился на свет до 1991 го­да. Ве­ро­ят­но, по­то­му мно­гие зна­ют и лю­бят филь­мы, со­з­дан­ные в СССР.

фаина-раневская.jpg“В ки­но Фа­и­на Ра­нев­ская сыг­ра­ла мень­ше, чем хо­те­лось бы, и мно­го мень­ше, чем она мог­ла. Ра­нев­ская — бле­стя­щая тра­ги­че­ская ар­ти­ст­ка, но из­вест­на толь­ко как ко­ме­дий­ная...” — на­пи­са­ли об этой жен­щи­не спу­с­тя го­ды по­с­ле то­го, как ее не ста­ло. Ки­ноз­ри­те­ли зна­ли Ра­нев­скую лишь по эпи­зо­ди­че­ским ро­лям, а ведь имен­но ее ре­дак­ци­он­ный со­вет ав­то­ри­тет­ной ан­г­лий­ской эн­ци­к­ло­пе­дии “Кто есть кто” в 1992 го­ду вклю­чил в де­сят­ку вы­да­ю­щих­ся ак­т­рис ХХ ве­ка. Хо­тя ее фа­ми­лия на слу­ху у всех, ма­ло кто зна­ет, что это псев­до­ним, ко­то­рый под­ска­зал кто-то из зна­ко­мых, срав­нив ее с Ра­нев­ской из че­хов­ско­го “Виш­не­во­го са­да”. Как при­зна­ва­лась са­ма ак­т­ри­са, про­фес­сию ей вы­би­рать не при­шлось — она в ней “та­и­лась”: в юно­сти, по­бы­вав на од­ном из спе­к­та­к­лей, Фа­и­на по­ня­ла, что ли­це­дей­ст­во — ее судь­ба, и от­пра­ви­лась в те­а­т­раль­ную шко­лу. В ки­но же де­бю­ти­ро­ва­ла лишь в воз­рас­те три­д­ца­ти вось­ми лет, сыг­рав ко­ло­рит­ную гос­по­жу Лу­а­зо в “Пыш­ке” по Ги де Мо­пас­са­ну. А по­с­ле вы­хо­да на эк­ран ко­ме­дии “Под­ки­дыш” Фа­и­ну Ге­ор­ги­ев­ну ста­ли уз­на­вать на ули­це, про­во­жая вос­кли­ца­ни­ем, по­за­им­ст­во­ван­ным у ее ге­ро­и­ни: “Му­ля, не нер­ви­руй ме­ня!” Поз­же по­я­ви­лись ко­ме­дии “Вес­на”, “Ос­то­рож­но, ба­буш­ка!”, “Зо­луш­ка” и два де­сят­ка дру­гих кар­тин, где ге­ро­и­ни Ра­нев­ской, ве­се­лые и иро­нич­ные, не­из­мен­но при­вле­ка­ли вни­ма­ние. Од­на­ко са­ма ак­т­ри­са уве­ря­ла, что един­ст­вен­ной лю­би­мой ро­лью бы­ла Ро­за Ско­ро­ход в дра­ме “Меч­та” ре­жис­се­ра Ми­ха­и­ла Ром­ма. Мо­жет быть, по­то­му, что в этой ге­ро­и­не па­ра­до­к­саль­но сме­ша­лись со­стра­да­ние и же­с­токая бес­по­щад­ность, все­по­гло­ща­ю­щая ску­пость и та­кая же без­мер­ная лю­бовь к сы­ну-не­удач­ни­ку, ра­ди ко­то­ро­го она жи­ла. “Ве­ли­ко­леп­ная Фа­и­на Ра­нев­ская, со­еди­нив­шая в се­бе са­мые про­ти­во­ре­чи­вые чув­ст­ва и эмо­ции, ка­кие толь­ко мо­гут за­ро­дить­ся в че­ло­ве­че­ской ду­ше”, — и се­го­д­ня го­во­рят о ней те, ко­му до­ве­лось по­смо­т­реть этот фильм, по­ни­мая: под ма­с­кой Ро­зы она пря­та­ла се­бя на­сто­я­щую — пе­ре­жив­шую го­речь не­раз­де­лен­ной люб­ви, от­сут­ст­вие се­мьи, оди­но­че­ст­во, не­до­с­ка­зан­ность...

наталья-крачковская.jpg“Ма­дам Гри­ца­цу­е­ва со­вет­ско­го ки­не­ма­то­гра­фа” и сей­час ве­ли­ча­ют Наталью Крач­ков­скую. За пол­ве­ка эк­ран­ной жиз­ни она ис­пол­ни­ла бо­лее ста ро­лей, боль­шин­ст­во из ко­то­рых не ну­ж­да­ют­ся в ком­мен­та­ри­ях. Кто не по­м­нит ее Уль­я­ну Ан­д­ре­ев­ну из ко­ме­дии “Иван Ва­силь­е­вич ме­ня­ет про­фес­сию” или Оль­гу Янов­ну — же­ну Со­е­ва из “По­к­ров­ских во­рот”? И, ко­неч­но, “зной­ную жен­щи­ну — меч­ту по­э­та”, в об­ра­зе ко­то­рой она появилась в “12 стуль­ях”, дав­ших На­та­лье пу­тев­ку в боль­шую ки­но­жизнь. Те­перь тру­д­но пред­ста­вить, что фе­е­ри­че­ская Крач­ков­ская мог­ла не стать ак­т­ри­сой, а, по­с­ле­до­вав со­ве­ту ро­ди­те­лей, по­сту­пить в ис­то­ри­ко-ар­хив­ный ин­сти­тут и при­не­с­ти ар­ти­сти­че­ский та­лант в жер­т­ву на­у­ке. Но в де­ло вме­шал­ся слу­чай: она по­па­ла под ма­ши­ну и вре­мен­но по­те­ря­ла зре­ние, по­с­ле че­го вра­чи за­пре­ти­ли ей про­дол­жать уче­бу. Од­на­ко На­та­лья, гре­зив­шая ки­но, во­пре­ки за­пре­там на­ча­ла сни­мать­ся в мас­сов­ке, эпи­зо­дах, поз­же — в пол­но­цен­ных ро­лях. С тех пор не схо­дит с эк­ра­на. А на во­п­рос о фи­гу­ре и же­ла­нии сбро­сить лиш­ний вес, ко­то­рое для мно­гих дам ста­но­вит­ся на­вяз­чи­вой иде­ей, с улыб­кой от­ве­ча­ет: “Я очень нра­ви­лась муж­чи­нам, хо­тя все­гда бы­ла пам­пуш­кой. Впро­чем, из-за сво­его ве­са не ком­п­ле­к­со­ва­ла — хо­ро­ше­го че­ло­ве­ка долж­но быть мно­го, но все же ко­гда-то в мо­ло­до­сти пы­та­лась стать строй­нее. Пи­ла чай, таб­лет­ки, по­ка не уго­ди­ла в боль­ни­цу. С тех пор не ху­дею!” Гля­дя на жиз­не­ра­до­ст­ную Крач­ков­скую, тру­д­но не со­г­ла­сить­ся, что кра­со­ту пор­тят не лиш­ние ки­ло­грам­мы на та­лии и бед­рах, а уны­лый вид и пло­хое на­стро­е­ние.
маргарита-криницына.jpg“Ты та­кая смеш­ная — иди в ар­ти­ст­ки”, — под­ска­за­ли под­ру­ги Мар­га­ри­те Кри­ни­цы­ной. И она, по­слу­шав­шись со­ве­та, по­еха­ла в Мо­ск­ву. Го­во­рят, во ВГИ­Ке, ку­да де­вуш­ка по­да­ла до­ку­мен­ты, ей уда­лось рас­сме­шить всю при­ем­ную ко­мис­сию: ни петь, ни тан­це­вать то­г­да бу­ду­щая ак­т­ри­са не уме­ла, но очень хо­те­ла про­из­ве­сти впе­чат­ле­ние и по­то­му ста­ра­тель­но вы­пол­ня­ла все за­да­ния, что со сто­ро­ны вы­гля­де­ло очень за­бав­но. Не­с­мо­т­ря на то что в филь­мо­гра­фии Кри­ни­цы­ной не­ма­ло филь­мов, все за­по­м­ни­ли ее как не­под­ра­жа­е­мую Про­ню Про­ко­пов­ну из ко­ме­дии “За дву­мя зай­ца­ми”, ко­то­рая при­нес­ла сла­ву и... сде­ла­ла сво­ей за­лож­ни­цей, пре­вра­тив в ак­т­ри­су од­ной ро­ли. “Зна­ме­ни­той я не про­сну­лась — на­обо­рот, уд­ру­чен­ной. Доч­ка ска­за­ла: “Мам, ты та­кая страш­ная!” Муж воз­му­щал­ся: “На­до же бы­ло се­бя так изу­ро­до­вать!” — и ста­рал­ся боль­ше этот фильм не смо­т­реть”, — с гру­стью рас­ска­зы­ва­ла она. За­то с тех пор как 23 ав­гу­ста 1999 го­да на Ан­д­ре­ев­ском спу­с­ке в Ки­е­ве, где ак­т­ри­са про­ве­ла боль­шую часть жиз­ни, был от­крыт па­мят­ник, уве­ко­ве­чив­ший ге­ро­ев Про­ню Сер­ко и Сви­ри­да Го­лох­во­сто­го, он об­рос мно­же­ст­вом ле­генд и стал ме­с­том па­лом­ни­че­ст­ва для влюб­лен­ных. Счи­та­ет­ся, что­бы се­мей­ная жизнь бы­ла луч­ше, чем у пер­со­на­жей зна­ме­ни­той ко­ме­дии, на­до воз­ло­жить у их ног цве­ты. А же­ла­ю­щие удач­но вый­ти за­муж или же­нить­ся трут пер­стень на пра­вом ми­зин­це Про­ни или брон­зо­во­го жу­ка на фра­ке Сви­ри­да...

лия-ахеджакова.jpgОча­ро­ва­тель­ная се­к­ре­тар­ша Ве­роч­ка из “Слу­жеб­но­го ро­ма­на”, Со­си­па­т­ра Лу­па­че­ва из кар­ти­ны “Кра­са­вец-муж­чи­на”, ди­ре­к­тор клу­ба Оль­га Па­в­лов­на из ме­ло­дра­мы “Мо­ск­ва сле­зам не ве­рит”, гра­ж­дан­ка Ма­ла­е­ва из ко­ме­дии “Га­раж” — Лию Ахед­жа­ко­ву не­воз­мож­но спу­тать ни с кем. На сай­тах, по­свя­щен­ных ее жиз­ни и твор­че­ст­ву, обя­за­тель­но упо­ми­на­ет­ся, что Лия про­ис­хо­дит из знат­но­го ады­гей­ско­го кня­же­ско­го ро­да и вы­рос­ла в те­а­т­раль­ной се­мье в Май­ко­пе. В 1956 го­ду по­сту­пи­ла в Мо­с­ков­ский ин­сти­тут цвет­ных ме­тал­лов и зо­ло­та, где про­учи­лась все­го пол­то­ра го­да, а по­том ак­тер­ско-ре­жис­сер­ские ге­ны ро­ди­те­лей взя­ли верх: Ахед­жа­ко­ва вы­дер­жа­ла эк­за­мен в ГИ­ТИС им. А. В. Лу­на­чар­ско­го и вот уже пол­ве­ка вер­на ки­но. Са­ма ак­т­ри­са не раз го­во­ри­ла о сво­ем слож­ном ха­ра­к­те­ре: “Ес­ли что-ни­будь мне не нра­вит­ся — сра­зу от­ка­зы­ва­юсь”. Это ка­че­ст­во, к сча­стью, не по­ме­ша­ло ей сыг­рать не­ве­ро­ят­ное ко­ли­че­ст­во ро­лей, ко­то­рые за­по­ми­на­ют­ся все­гда, да­же ес­ли это не­боль­шой эпи­зод, как бы­ло в “Иро­нии судь­бы” Эль­да­ра Ря­за­но­ва.

рина-зеленая.jpgРи­на Зе­ле­ная — ро­вес­ни­ца ХХ ве­ка: она по­я­ви­лась на свет в 1901-м, а уш­ла из жиз­ни, не до­жив пол­го­да до сво­его де­вя­но­сто­ле­тия — 1 ап­ре­ля 1991-го. По стечению обстоятельств, имен­но в этот день ей долж­ны бы­ли при­сво­ить зва­ние на­род­ной ар­ти­ст­ки СССР. Го­во­рят, не­обыч­ное имя у актрисы по­я­ви­лось тогда, ко­гда на афи­ше не уме­сти­лось ее на­сто­я­щее: Ека­те­ри­на Зе­ле­ная. То­г­да, буд­то бы, при­шлось его со­кра­тить до Ри­ны. С тех пор ее так и на­зы­ва­ли, что очень нра­ви­лось са­мой ак­т­ри­се, счи­тав­шей: в его зву­ча­нии есть не­что празд­нич­ное и не­мно­го ба­ла­ган­ное — как она са­ма. В два­д­ца­тые го­ды Ри­на с ус­пе­хом вы­сту­па­ла в мо­с­ков­ском те­а­т­ре “Не ры­дай”, по­с­ле — в пе­т­ро­град­ском “Ба­ла­ган­чи­ке”. А в 1931-м де­бю­ти­ро­ва­ла в ки­но в филь­ме “Пу­тев­ка в жизнь”. Во­семь лет спу­с­тя, в со­ав­тор­ст­ве с дет­ской по­э­тес­сой Агни­ей Бар­то на­пи­са­ла свой пер­вый и един­ст­вен­ный сце­на­рий к ко­ме­дии “Под­ки­дыш”, где сыг­ра­ла ко­мич­ную та­ра­тор­ку-дом­ра­бот­ни­цу. “Хо­ро­шень­кое де­ло! Хва­ти­лись — пи­а­ни­ны не­ту!” — по­вто­ря­ли по­с­ле вы­хо­да кар­ти­ны зри­те­ли. 

А жен­щи­ны на­ча­ли но­сить при­че­с­ки “под Зе­ле­ную”. Она все­гда хо­те­ла сни­мать­ся в ки­но, и пере­жи­ва­ла от то­го, что ей пред­ла­га­ют лишь съем­ки в эпи­зо­дах. “Че­ло­вече­ских ро­лей не да­ют, бу­ду иг­рать че­ре­па­ху!” — се­то­ва­ла се­ми­де­ся­ти­четы­рех­лет­няя ар­ти­ст­ка во вре­мя ра­бо­ты в дет­ском мю­зи­к­ле “При­к­лю­че­ния Бу­ра­ти­но”. Но с удо­воль­ст­ви­ем согласилась стать за­бот­ли­вой мис­сис Хад­сон, без ко­то­рой уже не­воз­мож­но пред­ста­вить зна­ме­ни­тый де­те­к­тив о Шер­ло­ке Хол­мсе. Со сво­им вто­рым му­жем, ар­хи­те­к­то­ром Кон­стан­ти­ном То­пу­рид­зе, Ри­на про­жи­ла со­рок лет. Зна­ко­мые рас­ска­зы­ва­ли, что она на­зы­ва­ла его Ко­тэ, К.Т.Т. и, лю­бя, “мой ан­гел”. Со вре­ме­нем это сло­во­со­че­та­ние ста­ло для всех на­столь­ко при­выч­ным, что да­же дом­ра­бот­ни­ца впол­не серь­ез­но со­об­ща­ла хо­зяй­ке: “Зво­нил ваш ан­гел, про­сил пе­ре­дать, что за­дер­жит­ся: у не­го за­се­да­ние”. Бы­ло про­зви­ще и у пер­во­го су­п­ру­га Зе­ле­ной: юри­ста Вла­ди­ми­ра Блю­мель­фель­да за ма­лень­кий рост она на­ре­к­ла Птич­кой... 

Вспо­ми­ная обо­жа­е­мо­го Ко­тэ, ко­то­ро­го Ри­на пе­ре­жи­ла на 14 лет, ак­т­ри­са го­во­ри­ла: “Нрав у не­го был ужас­ный. Но во всем све­те нель­зя бы­ло най­ти бо­лее не­об­хо­ди­мо­го для ме­ня че­ло­ве­ка. И всю жизнь, ка­ж­дый день я ощу­ща­ла сча­стье!” Сам “ан­гел” ха­ра­к­те­ри­зо­вал се­бя так: “ти­ран с очень мяг­ким и от­зыв­чи­вым ха­ра­к­те­ром”. Ко­г­да его не ста­ло, с го­ре­чью за­ме­ти­ла, что толь­ко те­перь на­ча­ла ощу­щать тя­жесть воз­рас­та: “Мне по­ра на­зы­вать­ся не Ри­ной, а Ру­и­ной Ва­силь­ев­ной”, — гру­ст­но шу­ти­ла. Пред­по­ла­га­ют, что да­ту сво­его ро­ж­де­ния она то­же “под­кор­ре­к­ти­ро­ва­ла”, уб­рав лиш­ние пять-шесть лет. “Я во­об­ще люб­лю при­врать! Уже и за­бы­ла, что в мо­ей био­гра­фии прав­да, а что при­ду­ма­но”, — при­зна­лась од­на­ж­ды ко­ро­ле­ва эпи­зо­да. Но раз­ве те­перь это так важ­но?

нонна-гришаева.jpg“Ум­ни­ца, кра­са­ви­ца, кло­унес­са, а еще ма­ма двух оча­ро­ва­тель­ных де­тей”, — так обыч­но пред­ста­в­ля­ют Нон­ну Гри­ша­е­ву в прес­се. “Обид­но, ко­гда ме­ня на­зы­ва­ют па­ро­ди­ст­кой, — се­ту­ет Нон­на. — Дру­зья, это все­го лишь од­на грань: я еще мно­го все­го мо­гу! Ес­ли за­я­ви­ла се­бя как кло­унес­са, то ты дол­го бу­дешь с этим жить”, — ут­вер­жда­ет она. Но ка­ж­дый раз по­с­ле съе­мок в оче­ред­ной ко­ме­дий­ной кар­ти­не или пе­ре­да­чах “Боль­шая раз­ни­ца” и “Про­же­к­тор­пе­рис­хил­тон” ак­т­ри­са при­зна­ет­ся: “На­хо­дясь в эпи­цен­т­ре все­го это­го, я убе­ж­да­юсь, как же мне это нра­вит­ся. А для сча­стья мне нуж­но не­мно­го: два до­ма — один в Мо­ск­ве на бе­ре­гу ре­ки, дру­гой в Одес­се, что­бы мо­ре бы­ло вид­но из ок­на. И что­бы ра­бо­та ме­ня не по­ки­да­ла”.

“Ак­тер­ст­во — это иг­ра, в ко­то­рой ты все вре­мя не ты, а кто-то дру­гой”, — за­ме­тил од­на­ж­ды Мар­чел­ло Ма­ст­ро­ян­ни. Воз­мож­но, это и де­ла­ет ар­ти­сти­че­скую про­фес­сию осо­бен­но при­вле­ка­тель­ной для жен­щин. Да­же ес­ли в кад­ре при­хо­дит­ся быть ко­мич­ной, — это все­го лишь оче­ред­ная роль: зав­т­ра бу­дет дру­гая, ко­то­рая по­да­рит мил­ли­о­нам лю­дей ра­дость и от­лич­ное на­стро­е­ние. “Ес­ли зри­те­ли сме­ют­ся, зна­чит, празд­ну­ем ус­пех”, — пе­ла ко­гда-то Ал­ла Пу­га­че­ва об Ар­ле­ки­но... и о них.


Поделись с подружками :