Ослепительная нагота

Поделись с подружками :
Джон Кольер
Леди Годива
1898 г.
Herbert Art Gallery & Museum
г. Ковентри
Профиль тоньше камеи,
Глаза, как спелые сливы,
Шея белее лилеи
И стан, как у леди Годивы...
                    Саша Черный
По легенде, эта история произошла 10 июля 1040 года: именно в тот день, если верить монаху монастыря Святого Албана Роджеру Вендроверу, самоотверженная жена англо-саксонского графа Леофрика продефилировала нагой по площади Ковентри. Поводом совершить этот смелый поступок послужило пари, заключенное с могущественным супругом. Никто не мог убедить Леофрика, обложившего непомерными налогами народ, сократить размер дани. Не соглашался он и с доводами своей набожной красавицы-жены, не раз просившей его об этом. Но однажды все-таки решил пойти на уступку, только поставил условие: она должна проехать по площади верхом на коне... обнаженной! И женщина согласилась. Однако попросила жителей города в назначенный день плотно закрыть ставни. Существует и другая версия: граждане в знак признательности своей заступнице сами решили не выглядывать в окна, дабы не смущать ее. Согласно третьей, леди укрыла от посторонних глаз сама Богородица, сделав невидимой. Леофрику, повествует Вендровер, ничего не оставалось, как исполнить обещание. С тех пор на протяжении долгого времени ковентринцы не платили подати, благословляя в своих молитвах защитницу Годгифу, или Годжифу, как звучит ее имя (Годивой она стала гораздо позже). А в 1678 году учредили ежегодный фестиваль в ее честь, сохранившийся и по сей день. А еще установили памятник в центре города — девушка с распущенными волосами верхом на лошади, статую в старой Ратуше и даже чеканили монеты с ее изображением. В начале XVIII века к этой истории добавился еще один пикантный факт: рассказывали, что портной по имени Том — современник Годивы, — решил полюбоваться женщиной без одежды через щель в ставне. Но только подошел к окну — тут же ослеп. Так появилось выражение “любопытный Том”.
Но дотошные историки отказываются верить в правдивость слов средневекового сочинителя, поскольку других источников, подтверждающих их достоверность, якобы не существует. Сам Роджер Вендровер жил в более поздние времена и описал эту впечатляющую историю лишь в конце XII столетия. Однако романтически настроенные потомки предпочитают доверять монаху и не принимают в расчет скучные доводы ученых, которые скептически отмечают: если этот факт и имел место, то главная участница событий вряд ли могла поразить пылкое воображение создателей прекрасного, ведь ей к тому времени было бы за шестьдесят.
Тем не менее легенда о самоотверженной графине и сейчас популярна, а многочисленные картины, стихотворения и художественные фильмы только укрепляют ее позиции.
К слову, именно “Леди Годиву” называют одной из самых известных картин английского художника Джона Кольера, да и вообще лучшей в длинной череде работ других авторов, когда-либо изображавших нагую красавицу. Правда, злые языки приписывают мастеру особую склонность к изображению обнаженной женской натуры и прекрасных длинных волос: чаровницы в стиле ню нередко встречаются на его полотнах. Кто послужил моделью живописцу, история умалчивает. Зато доподлинно известно, что он был счастливо женат, и обе его супруги — сначала Мэриан, а после Этель — оказались женщинами вполне добропорядочными и благонравными. Стоит отметить: история любви маэстро Кольера заслуживает не меньшего внимания, чем легенда о его прославленной героине. Дело в том, что первой женой Джона стала дочь знаменитого английского зоолога Томаса Генри Хаксли (за яростные выступления в защиту теории Чарльза Дарвина его прозвали “Бульдогом Дарвина”). С ней он прожил восемь лет и, возможно, встретил бы старость. Мэриан тоже увлекалась живописью: как и сам Джон, училась в Школе Слэйда и участвовала в выставках Королевской Академии. Однако в 1887 году, вскоре после рождения единственной дочери Джойс, умерла. А художник, погоревав два года, женился... на ее родной сестре. Поскольку в Великобритании XIX века подобные браки считались незаконными, Кольер и Хаксли отправились в Норвегию, где и получили благословение священника. Этель подарила ему дочь Джоан и сына Лоуренса.
Мастер прожил долгую жизнь и ушел в мир иной в 1934-м в возрасте восьмидесяти четырех лет — прославленный и великий. И, возможно, успел прочитать стихотворение Осипа Мандельштама, опубликованное в 1931 году:
Не потому ль, что я видел на детской картинке
Леди Годиву с распущенной рыжею гривой,
Я повторяю еще про себя под сурдинку:
— Леди Годива, прощай...


Поделись с подружками :