Сказка о Вере

Поделись с подружками :
Валентин Серов
Девочка с персиками
1887 г.
Государственная Третьяковская галерея,
Москва
Как известно, 30 сентября в православном мире отмечают день святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Однако, выбирая имя для новорожденной дочери, знаменитый купец, железнодорожный магнат и меценат Савва Иванович Мамонтов вряд ли руководствовался религиозными соображениями. Ведь малышка появилась на свет в конце октября 1875 года и оказалась четвертым ребенком в большой дружной семье, где уже подрастали братья Сергей, Андрей и Всеволод. Когда же время спустя родители подарили им сестру Александру, стало ясно, что первые буквы детских имен легко складываются в слово “САВВА”. Тем не менее в жизни Верушки, как называли ее родные, имели место и невероятная любовь, и беззаветная вера, и великая надежда на то, что судьба окажется к ней благосклонна. Так думал и молодой художник Валентин Серов, глядя на свою юную модель погожим летним днем 1887-го. Тогда мастер не знал, что даже если бы он не создал ничего, кроме этой картины, то все равно остался бы в истории искусства как автор знаменитого портрета Веры Мамонтовой, а его муза, независимо от возраста, — “Девочкой с персиками”.
Правда, о том, какого труда стоило Серову убедить непоседливую “натурщицу” уделить ему время, многочисленные обитатели Абрамцевского имения — художники, скульпторы и музыканты — вспоминали еще долго. “Он был несказанно очарован при виде старшей дочери Мамонтовых Верушки, которой давно уже не видел. Она так расцвела и похорошела, что он едва узнал ее. Черноглазая, с румянцем во всю щеку, с копной густых каштановых волос на голове, она казалась старше своих лет, почти барышней, хотя ей не было полных двенадцати лет. Серов сразу решил ее писать — в том самом платьице, в котором увидал, — в розовой кофточке, с черным бантом...” — отмечал биограф Валентина Александровича художник Игорь Грабарь. “Только благодаря своей дружбе удалось Серову уговорить мою сестру Веру позировать ему. ...Жизнерадостную бойкую девочку в летний погожий день так и тянет на волю, побегать, пошалить”, — вторил ее брат Всеволод Саввич.
К счастью, непростой для обоих труд увенчался успехом: в начале сентября картина была завершена, а вскоре, выставленная в зале художественной галереи, поразила всю Москву и принесла Серову престижную премию Московского Общества любителей художеств. Но главное — его творение оценил самый известный коллекционер Павел Михайлович Третьяков. Рассказывали, будто он долго стоял перед работой двадцатидвухлетнего живописца, а потом уверенно произнес: “Большая дорога перед этим художником”. И приобрел “Портрет В. М.”, или “Девочки в розовом”, как первоначально называлось полотно.
Прошли годы. Маленькая беспечная Верушка превратилась в завидную невесту “из хорошей семьи”. Так думали многие, глядя на очаровательную кареглазую девушку. Не остался равнодушен к прелести новой знакомой и Александр Дмитриевич Самарин, которому сразу понравилась новая подруга сестер. Узнав, что их чувства взаимны, Александр попросил у отца родительского благословения. Ответ Самарина-старшего прозвучал как приговор. Оказалось, дворянин Дмитрий Федорович категорически против женитьбы сына на купеческой дочке. “Несколько лет тянулось это томительное состояние двух любящих друг друга душ. Было время, когда все казалось безнадежным, и даже переписываться молодые люди не считали возможным”, — вспоминала позже их дочь Елизавета Самарина рассказы старших. А в 1901-м Александр решился еще раз обратиться с просьбой к отцу в надежде, что тот сменит гнев на милость. “Разговор был сдержанный, ни к чему решающему не привел, хотя Дмитрий Федорович сказал сыну, что подумает и обсудит свое мнение с членами семьи. После этого с дедом, уже до того прихварывавшим, сделался удар, и в тот же день, 2 декабря, он скончался. Отец мой, как искренне любящий сын, был поражен случившимся... И вот тут, через год после смерти мужа, моя бабушка Варвара Петровна Самарина... все взяла на себя и благословила терпеливого сына на брак с любимой девушкой”, — писала Елизавета Александровна.
Мамонтова и Самарин обвенчались 26 января 1903 года в Москве, на Поварской, в Борисоглебской церкви. После свадебного путешествия в Италию поселились в городе Богородске. Верушка с любовью обустраивала свой дом, принимала участие в работе обожаемого мужа. Все складывалось как нельзя лучше. Вскоре в семье один за другим появились дети: Юрий, Елизавета, Сергей. И хотя вокруг кипели нешуточные политические страсти, революция 1905-го и народные волнения, они не могли разрушить их выстраданное счастье.
Рождество 1907-го решено было встречать в Москве, в гостях у матери Александра. В дороге Вера Саввишна простудилась, но не придала этому особого значения. Двадцать четвертого декабря, почувствовав недомогание, слегла. А три дня спустя ее не стало: она умерла через пять лет после свадьбы от воспаления легких. Ей было только 32 года. “Что испытывал мой отец в то время, трудно представить и выразить. Он замкнулся в себе и до последних дней жизни сохранил любовь и верность своей жене”, — с горечью говорила Лиза. Что помогло ему выдержать жестокое испытание? Все та же вера. Будучи человеком глубоко религиозным, Александр Самарин не сомневался: даже через 25 лет, которые провел на земле без любимой, он отыщет в мире лучшем свою Верушку, и тогда уже ничто не разлучит их.

Все, чего я добивался, — той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности — вот как у старых мастеров.
Валентин Серов

Поделись с подружками :