Надежда Васильева: Когда начинаешь длинный забег, ты должна понимать, с кем бежишь

Вопросы гендерного равенства не перестают обсуждаться. Номинально мы давно равны. В праве голосовать, получать образование и желаемую работу, растить детей и летать в Космос. При этом в мире существует всего три страны, где количество женщин-руководителей превышает количество боссов-мужчин. Почему здесь нет равенства? И кто или что мешает женщинам в полной мере реализовать себя в карьере?

Кому как не руководителю крупной компании задать эти вопросы. Надежда Васильева, генеральный директор Microsoft Украина, рассказала о том, что в действительности значит “стеклянный потолок”, зачем для женщин в больших компаниях создаются квоты, каких черт нам не хватает для управления и какие качества стоит позаимствовать у мужчин. А еще — про отдых, тщательное планирование, воспитание сына и умения, которые понадобятся детям в будущем.

О женщине в бизнесе

Говоря о работающей женщине, я часто ссылаюсь на книгу Шерил Кары Сэндберг «Внутри: женщина, работа и стремление к лидерству» (автор — первая женщина в совете директоров компании Facebook — Ред.). Обычно, когда женщинам-руководителям задают вопрос «существует ли “стеклянный потолок”», следует отрицательный ответ. «Надо просто работать» — говорят они. Сэндберг же смотрит на это с другой стороны. Ключевая мысль книги звучит следующим образом: «Что бы я сделала, если бы я не боялась». В этом вопросе — вся женщина, и вся суть её достижений. Если она сама выстраивает ограничения в силу неприятия культурной средой, окружением или отсутствием примеров, то ей становится сложно выйти за эти рамки. Вопрос тут даже не во внешнем окружении, а во внутреннем ощущении: насколько уверенно я себя ощущаю, действительно ли я не вижу для себя в будущем никаких преград. Как только человек поверит в себя, он начнёт двигаться в определённом направлении, не обращая внимания на то, что говорят ему со стороны.

В украинском бизнесе много умных и профессиональных женщин, которые, несмотря на свои способности, не до конца уверены в себе. Я стараюсь помочь таким женщинам справиться с их внутренними конфликтами и страхом, что они чего-то не смогут. Ведь вера в собственные силы поможет им перейти к следующим этапам развития, стать настоящими лидерами.

Своим примером я хочу показать, что нет никаких препятствий, которые могут помешать женщинам стать экспертами в любой сфере деятельности, будь то мода, финансы или технические профессии. Успех в карьере достигается благодаря профессионализму и усилиям независимо от того, мужчина ты или женщина.

_DDV3288.jpg

О грамотном управлении и гендерных вопросах в бизнесе

Недавно я встречалась за ужином с депутатами-женщинами. Мы обсуждали мировую гендерную практику и пришли к выводу, что в Украине у женщин недостаточно стимула и возможностей для развития. У нас существуют привычные для женщин роли, выходить за рамки которых довольно сложно, если нет ощущения поддержки и нет виденья направления движения.

Субъективно мы отдаём предпочтение людям, похожим на нас всем: полом, одеждой, темпераментом. Соответственно, когда на собеседовании перед мужчиной сидит женщина — ему необходимо приложить гораздо больше усилий, чтобы, отбросив предрассудки, разобраться в том, какой она специалист. Вернёмся к моему личному примеру. Если не учитывать опыт и профессионализм, то почему появилась возможность попасть на позицию гендиректора? Потому что в таких отраслях как ІТ есть обязательное квотирование – определенное количество мест в топ-менеджменте отдается женщинам. Кто бы раньше мог представить, что в программировании, в математике, в управлении может появиться женщина? Но это совершенно не означает, что женщине при этом позволительно быть профессионально менее подготовленной.

_DDV3639.jpg

Нужно понимать, что гендерная квота не позволяет занять позицию, она лишь обязует работодателя предоставить женщинам возможность принять участие в конкурсе. Если в стране не хватает женщин с подобным профессиональным уровнем — необходимо их  обучать. У нас в Украине, к слову, много математических школ, лицеев, факультетов. И, соответственно, умных талантливых девушек.

Что касается сравнения подходов к поиску работы мужчинами и женщинами, тут есть интересная психологическая особенность: мужчины готовы занять позицию, будучи уверенным в соответствии своего опыта указанным требованиям уже на 60%, а женщина — только при 100% уверенности. Мы в Microsoft считаем, что квотирование помогает повысить общий уровень компетентности и профессионализма независимо от пола. При этом также повысить уровень конкуренции на рынке труда в целом.

У меня была возможность поработать и в женских, и в мужских коллективах. Когда люди говорят, что им удобнее работать либо в том, либо в другом — я считаю, это не совсем зрелым отношением с точки зрения лидерского подхода.

Harvard Business Review несколько лет назад анализировал женский и мужской менеджмент в крупных компаниях. Вывод: различий практически нет, кроме одной детали. Визионерство. Авторы не объясняли, что лежит в основе этого отличия, но у меня есть свои мысли по этому поводу. Думаю, что дело в уверенности. У женщин может не быть сомнений на счет своих знаний в стратегическом планировании, но могут быть сомнения на счет путей внедрения решений. В частности, в своих первых шагах.

О семье и отношениях

Режим генеральный директор-начальник / жена-мама

Когда ты начинаешь длинный забег, а хорошая карьера — это длинный забег, ты должна понимать, с кем ты бежишь.


Необходимо с самого начала от момента принятия решения о построении карьеры чётко обсуждать ожидания всех членов семьи и близких людей. В паре должно присутствовать партнёрское понимание. Без надежного плеча и поддержки, как женщине, так и мужчине построить успешную карьеру, и при этом оставаться гармоничной личностью, будет очень сложно.

Что касается воспитания детей, у меня есть несколько своих принципов. У ребёнка должно быть уважение к родителю. Я хочу быть другом для своего сына с одной стороны, с другой стороны — я не хочу быть подружкой. Есть разница. Мама — это определённый уровень уважения. Если мой сын говорит, что пошел спать, он не может еще три часа играть в игру. Подобные требования позволяют выработать чувство ответственности. В то же время не должно быть излишней жёсткости. Дети должны получать достаточно заботы, теплоты и внимания. Очень важно генерировать любовь, оставаться для ребенка чем-то тёплым и светлым. Для занятого родителя критично важно помнить: если договорились и что-то не получается, надо уведомить во время и уважать ребенка как личность. А позже придумать что-то эдакое, чтобы сгладить ситуацию. Если пускать все на самотек, с каждым разом обиды и непонимание накапливаются, и всё тяжелее вернуться к хорошим отношениям.

Семья для руководителя — это те люди, которые всегда его поддержат. Приходя домой, нужно максимально выключиться, нельзя подходить одинаково к работе и к семье. Если я нахожусь в напряженном состоянии, ищу возможность перед приходом домой где-то прогуляться, развеяться, привести мысли в порядок. Дома я стараюсь с друзьями и родственниками о работе не говорить.

Об отдыхe, друзьях и тщательном планировании

У человека, который управляет людьми и бизнесом, должен быть широкий кругозор. Я стараюсь много читать, предпочитаю книги о лидерстве и управлении, продуктивности, искусстве. В отпуске, например, я прочитала четыре книги, в связи с высокой загрузкой мне не часто такое удается. Из последних прочитанных книг мне больше всего понравились «Продуктивный ниндзя. Работай лучше, получай больше, люби свое дело» Грема Олкотта и «Начни с вопроса “Почему?”. Как выдающиеся лидеры вдохновляют действовать» Саймона Синека.

Важный для меня источник вдохновения – это мое окружение.  В последний отпуск, например, я отправилась в Индию вместе с четырьмя подругами.  Одна из них Елена Стоянова — очень известный врач, со своим видением того, как поднять уровень медицины в Украине и популярным эстетическим порталом для людей, которые хотят жить долго здоровой и полноценной жизнью. Другая — архитектор, которая работает над проектами планирования ряда городов, популяризирует тему грамотной застройки мегаполисов. Еще одна подруга трудится в сфере дизайна интерьеров и фешн. Есть ещё подруга-байкер. Из школьных подруг — бухгалтер в стартап-бизнесе. Она ходит в художественную школу, рисует. Я её “подбиваю” на персональную выставку. Общение с талантливыми людьми вне круга своих профессиональных интересов позволяет расширить кругозор, дарит новые идеи, а ведь именно так рождаются замечательные кросс-индустриальные инициативы!   

Я очень благодарна Люде Богуш, моей давней подруге, гуру тайм-менеджмента, которая научила меня очень хорошему мэппингу (от анг. mapping — отражение, позиционирование) относительно всех членов моей семьи и ключевых людей в моей жизни. Я всё время продумываю, что будет происходить и с ними тоже. Например, к шести годам ребёнку нужно идти в школу, тогда-то моей маме надо переходить на пенсию и т.д.. Когда это время наступает, я готова к изменениям, потому что заранее планирую эти события.

_DDV3607.jpg

О том, как договориться с ребенком

Ребенок не должен делать только то, что я ему скажу - я за альтернативу. Мой ребенок пробовал всё, что сам хотел: музыку, спорт, рисование. Сейчас остановился на капоэйра.

Я всегда стараюсь с ним договориться. Не могу сказать, что я идеальная мама. Просто всё время себя ставлю на его место и вспоминаю свой такой же возраст.

Я говорю сыну: «Солнышко, тебе не нравится сейчас плаванье? Но это очень полезно для твоей спины. Давай мы попробуем всего пару месяцев». Через пару месяцев вернемся к этому разговору. После такой пробы ребенок легко получил первое место на первенстве школы по плаванью. Сказал бы «нет», это было бы нет. Когда перед ребенком хитрят: «Давай ты сделаешь три урока, а мы тебе дадим поиграть, потом сделал три урока – давай еще пять уроков, тогда дадим поиграть», ребенок перестает верить взрослым.

Об ограничениях

Я считаю, что в жизни ребенка должны быть ограничения. Но нужно обязательно объяснять, почему говоришь «нет». Фраза «ты будешь делать и всё» не работает.


Например, бывает так, что ребенок очень сильно обижается, когда мы ему не покупаем какую-то игрушку. Он видит в кошельке деньги и предполагает: «Значит, родители жадные, если не покупают мне желаемого». Он не понимает, что деньги идут не только на его игрушку. С этого начинается финансовая грамотность. Когда садишься и говоришь, что мы зарабатываем вот такую сумму, из этих денег мы столько-то откладываем на одно, другое, третье.

_DDV3539.jpg

Нужно детям на их языке честно всё объяснять. Ребенок обижается, когда его исключают из принятия решения. Он — личность, и к нему нужно относиться как к личности. В прошлом году мы съездили на отдых, сыну понравилось, и он хочет туда вернуться. Я ему сказала: «Если годовой балл будет меньше десяти, ты не поедешь». Сейчас он собирается в лагерь на каникулы. Интересный лагерь, психологический. Нужно было ребенку и маме заполнить анкету. Я попросила посмотреть его ответы. Он пишет: «У меня есть цель исправить оценки. Я никак не могу понять, почему меня не слышит учитель такого-то предмета. Нужно с этой проблемой разобраться, потому что я получаю низкие оценки». Мне было очень приятно, что он для себя определил конкретную цель.

На ребенка нельзя давить. Когда-то мне сын сказал дословно: «Ты так громко на меня кричишь, что я не слышу, что ты хочешь мне сказать». И я в тот момент поняла, что кричать нет смысла. Сядь и спокойно объясни, что не так.

Мне кажется, мы не сможем оградить их от всего. Они другие и им жить в другой реальности И мы не сможем поставить их в рамки. Им надо научиться самостоятельно быть гибкими.


Одно из направлений, которому я уделяю много внимания в рамках рабочих обязанностей — это образование. Иногда у меня появляется возможность поехать на ежегодную конференцию Bett (British Educational Training and Technology), куда съезжаются министры образования, парламентарии, специалисты по образованию со всего мира.

Ведется большая международная дискуссия на предмет того, какие знания нужны детям будущего, какие компетенции, какими навыками они должны обладать. Сегодня помимо цифровых навыков, обсуждаются две новые достаточно серьезные компетенции. Первая — это умение коммуницировать с помощью любых средств. Не просто чатиться в Facebook, а именно позиционировать себя в сети – ведь сегодня это ключ к взаимодействию со всеми. А вторая — умение решать комплексные проблемы и быстро мыслить. Нужно уметь выходить из конфликтов, с позиции «win-win» — чтоб было выгодно всем, а также быть творческой и находчивой личностью. А это будет получаться только тогда, когда мы детям начнем показывать, что сами так поступаем. Тогда это умение станет для них единственно возможным.