"Художник не может быть голодным долго" — интервью с организатором Форума ГалицияКульт

Поделись с подружками :

Понедельник в Харькове — редкость за последние полгода. Нечастые приезды домой приходятся на выходные. У меня уже даже есть стандартный “Kharkov to do list”. Воскресный завтрак — блины с домашним абрикосово-апельсиновым вареньем , театр, который пахнет вечерними духами — с бабушкой, экстремальный шоппинг — с мамой, премьерный мультик — с братом и поп-корном по секрету, вино и пицца после шести с подругой. Тоже по секрету…

Есть еще один обязательный пункт — родной лицей. И не просто лицей, а Лицей искусств. Поэтому-то он, кстати, и работает по субботам. Один день в дневнике мы подписывали “творческим”. Ни тебе математики, ни физики. Только предметы по специальности гуманитарного цикла: у кого — живопись и композиция, у кого — сценречь, у кого — сольфеджио. Именно школа сработала в тот понедельник как Лактония. Помнишь рекламу “візьміть від їжі все корисне?” Там, где после стакана кефира яблоко становилось в десять раз больше.

Так вот, мое яблоко — это интервью с организатором Форума “ГалицияКульт”, совладелицей Аукционного дома «Корнерс» и соучредителем Благотворительного фонда Dofa.fund — Ольгой Сагайдак. Кажется, такого полезного разговора в моем рационе не было очень давно: получила удовольствие, сравнимое с эстетическим.  А еще ответы на вопросы, которыми, кажется, задавалась последние лет пять. Всем этим я очень хочу поделиться с тобой. Извлеки из этого максимум!

IMG_1485.jpg

О форуме  

Выставка — это только малая часть форума.  У нас шесть направлений: визуальное искусство, кино, музыка, литература, театр, лекции  и искусства. Этот форум призван познакомить Украину с Украиной. Это уже третий по счету форум, который мы проводим. В 2014 году Киевский форум был посвящен культуре Донбасса. Потом в 2015 — ДонКульт во Львове и этот форум в Харькове рассказывает о Галичине. В рамках форума проходит 9 выставок. И эта, в ЕрмиловЦентре, одна из ключевых, рассказывает о современном искусстве. В Харьковском художественном музее есть вторая часть этой выставки. Это работы непосредственно из музеев Львова, Ивано-Франковска и Харькова.

IMG_1500.jpg

В рамках форума около 300 участников-галичан за эти две недели посетят Харьков. Но, конечно, доминирующее количество посетителей форума это харьковчане. И надо сказать, что они очень активно реагируют и посещают событие. Это приятно.

Все мероприятия в рамках Галиция культ — бесплатные. Это наша концепция. Они в открытом доступе. Такой friendly подход культуры одного региона к другому.

О проблемах культуры

Искусство  — это одновременно и единый организм, который испытывает одну большую проблему невостребованности, и конгломерат созвездий, целая галактическая система разных художников, которые сами по себе индивидуальности и испытывают свои переживания. Кто-то задается общечеловеческими вопросами, а кто-то — погружен в решение внутренних.


Главная проблема — это узкий кругозор потребителей.

Это связано с отсутствием привычки ходить на выставки, с отсутствием знаний, как воспринимать искусство, как на него реагировать. Это проблема общая для всех. Не налаженный контакт со зрителем.

О ценности и цене


Сейчас искусство и культура развиваются в экономически непростой ситуации. Но ведь в таких же условиях находятся и другие отрасли.


Художник не может быть голодным долго.


И для того, чтобы покупать материалы, он должен зарабатывать. Хотя мы делаем все культурные события бесплатными, все-таки очень хотим, чтобы искусство было востребовано как в духовном, так и в моральном, так и в материальном плане. Потому что, в результате, то, чем мы потом гордимся это — культура. Наш форум о том, что культура — это мягкое оружие, которым можно разрешить некоторые неразрешимые конфликты и ситуации. Культура — это и то, что нас привязывает к кому-то месту. Вы, как харьковчанка, гордитесь какими-то местами и памятниками архитектуры, которые находятся в вашем городе. Например, театром Березиль. И, когда куда-то приезжаете, вы рассказываете и гордитесь именно объектами культуры. И для того, чтобы наше поколение создало следующий объект культуры, которыми смогут гордиться наши дети, культуру нужно поддерживать.

Просветительство должно быть бесплатным. Оно должно работать как реклама этих процессов. Но точно так же, как хлеб, вода или электроэнергия искусство не может быть бесплатным. Оно должно быть ценным. И должно быть оценено. Необходим работающий рынок искусства.

Хорошо, что у нас есть недели моды и люди готовы платить за это деньги. Потому что это ведь наша мода, наше лицо не только здесь, но и в мире. И мне очень приятно, что за последние годы она стала развиваться и украинские дизайнеры получили платформу для развития. Это люди с хорошим вкусом, которые стали востребованы у украинцев. Но мода и искусство — это все-таки разные вещи. И во всем мире потребителей модных показов значительно больше, чем потребителей искусства. На самом деле, настоящих коллекционеров все равно мало. Так всегда было. Коллекционирование — это удел элит. Или это очень сознательный средний класс.

В Украине сейчас много арт-проектов по достаточно вразумительным ценам, покупают билеты и стоят в очередях. Это очень приятно.

IMG_1178.jpg

“Я так вижу…” О современном искусстве и зрителе


"Позвольте вас спросить как художник художника:

Вы рисовать умеете?"

Из кинофильма "Двенадцать стульев"


Нет черного и белого. Есть широкая палитра оттенков. На самом деле, изобразительное искусство на сегодняшний день не является только эстетическим проявлением, созерцательным или повествовательным объектом.  Так было, например, в эпоху Возрождения: храмы расписывались так, чтобы человек, не знающий букв, мог прочесть библейские истории по картинкам. Определенные образы несли обществу понятный смысл. Мы все-таки живем в совершенно другую эпоху. И в систему эстетических предпочтений включается еще актуальный и созвучный времени контекст. Это очень важно.

Искусство сейчас должно будить эмоцию. Даже провокативно.   


Объект может быть совершенно отвратительным. Но, если он будит в вас яркую эмоцию, значит, художник добился того, чего хотел. Намного хуже, когда вы побывали на выставке и не помните, что там было, и экспозиция не вызвала никаких переживаний.

Хотя, многое зависит от уровня подготовленности зрителя. Если у вас есть некое представление об искусстве или образование, вы будете легче считывать информацию. Тот смысл, который художник вложил в произведение.  Когда меня спрашивают, как воспринимать современное искусство,  я говорю, что вход к нему — через музей. Если человек чувствуют себя инородным и ему тяжело воспринимать, или он не понимает, зачем и почему, то это не значит, что объект искусства  плохой или сам человек плохой. Просто это означает, что ему не хватает багажа знаний.  Если человек чувствует, понимает, как формировалось и развивалось  искусство, то он может не просто субъективно выразить свое отношение “нравится, не нравится”, а конструктивно объяснить. Тогда это уже повод для диалога.

 Если маленькому ребенку прочитать Хемингуэя или Ремарка, то вряд ли он долго будет слушать. И это ведь не потому, что плохо написано, а потому что он не готов это воспринимать. Поэтому адекватно нужно относиться прежде всего к себе. Возможно, ты просто не готов.

IMG_1281.jpg

О социальном заказе

Социальный заказ — это обоюдная ситуация.


Если возвращаться к истории искусства, то голландский натюрморт — это тоже был социальный заказ. Появилась мелкая буржуазия, которая хотела видеть понятные и комфортные сюжеты — хлеб, бутерброды, лимоны, рыбу. И это был социальный заказ.

Другое дело, что у общества были определенные критерии и это было такое качество, которое заказчик оплачивал. Пока у нас искусство бесплатное, социум не очень стремиться тратить деньги на него. Уровень подготовки общества, то есть заказчика, и уровень художника — это составляющее одного целого. Второй выполняет тот заказ, за который ему платят. Заказчик получает то, что он понимает. Соответственно, обоим нужно тянуться. Непонятый художник останется голодным. Он должен искать способы коммуникации. Хорошо, если талантливые художники работают на социальный заказ. Энди Уорхол, как король поп-арта, как раз этот социальный заказ продемонстрировал в гипер-форме, причем со стебом.

С другой стороны, поп-арт — это уже целый пласт истории искусства. В Харькове прекрасная дизайнерская школа, студия  3Z,  у вас есть Маричка Рубан, которой может гордиться Харьков, у вас есть выдающийся график Павел Маков, с которым удалось поработать нашим резидентам в рамках форума.

IMG_1398.jpg

О качестве

И в эпоху Барокко, и в группе Передвижников не все художники были одинакового уровня таланта и профессионализма. Были звезды, были вторичные, были вообще те, кто случайно оказались в искусстве. История расставит все точки над “і”. Кто-то останется в веках, кто-то будет помещен в музеи, кто-то осядет в частных коллекциях, а кто-то — попадает в забвение. Но это все покажет время.


Даже среди голландцев было мало выдающихся. Было достаточно много просто мастеровых художников с весьма некачественной подачей. Это вопрос личной ответственности не только художника, а и любого человека.

Готовы ли вы за деньги делать то, что вам претит, или вы готовы держать свою марку.


И в данном случае художник такой же человек, как и все остальные. Кто-то не идет на то, чтобы творить под диктовку, а кто-то отстаивает право на самовыражение.

Тяжелые условия развития искусства были всегда. Например, во время СССР Советская власть диктовала определенную идеологию, и художники должны были расписывать дворцы культуры и остановки. Кто-то делал это высококлассно и сейчас их работы — это памятники архитектуры. А кто-то делал это халтурно и их имен мы не знаем.

Хороший художник — это ответственный художник.


Он занимается просветительством среди своих потенциальными коллекционерами. Когда он обладает гражданской позицией и такой харизмой, что даже неподготовленного заказчика способен втянуть и привлечь в настоящее искусство.. Но не всегда художники коммуникабельны. Многие из них интроверты.

IMG_1400.jpg

Об образовании

Было бы хорошо, если бы развивалась школа искусствоведов и критиков, которые бы могли говорить об искусстве, воспитывать критический взгляд общества, рассказывать, почему это стоит того, чтобы остаться в истории, а это — нет. Это все элементы «культурного пазла», который в целом характеризует наше общество, которое находится на крайне низком уровне подготовки именно в сфере культуры.

В школе должны научить понимать искусство. Это кстати очень распространенная система в Европе и в Америке. Там есть обязательное творческое занятие, когда детям выдают рабочие тетради, они сидят на полу в музее,  смотрят, рассказывают, рефлексируют, отвечают, рисуют, сами пытаются объяснить многие вещи. Такой подход учит нас воспринимать искусство, обсуждать его. У нас такой системы нет. Соответственно, нельзя предъявлять претензии.

Для этого нужны особенные преподаватели. Вы их нигде не возьмете. Их нужно начинать растить с детского садика и школы. Для того, что скушать вкусный круассан, нужно вырастить зерно и вырастить пекаря, научиться делать правильную муку и освоить технологии. Завтра этого не будет. У нас так нарушены все эти процессы, что завтра этого не будет. Нужно набраться терпения и не ждать результата слишком быстро.

IMG_1455.jpg

Мы делаем форум и понимаем, что завтра вся Украина не встанет в хоровод и, к сожалению, не обнимется. Но это лучше, чем ничего не делать. Было бы замечательно, если бы образованные люди с хорошим вкусом шли обучать. Но для этого им нужны экономические условия, чтобы они понимали, как содержать свою семью, и детей. Это достаточно сложный механизм, который сломался во многих местах. Поэтому мы со своей стороны, как люди, которые работают в культуре, делаем такие проекты, которые являются образовательными. Мы пытаемся запустить какие-то процессы, чтобы после того, как мы уйдем, что-то осталось. Какие-то маленькие институции, лектории. Чтобы те, кто хотят, имели возможность получить знания. Другой вопрос — как мотивировать тех, кто не хочет или просто не знает, чего хочет. Это вопрос государственной политики и то, с какой ответственностью оно относится к культуре и образованию является показателем уровня страны. Но, к сожалению, у нас государство юное и инфантильное.

О культурном QR-коде Украины

Нужно понять, что важен каждый регион. Если готовы потерять, значит, нет никаких культурных привязанностей.

Мало культурных кодов, которые считываются всеми украинцами. Нет каких-то ценных воспоминаний. Есть картинки, которые рисуют СМИ: экстремисты-националисты из Львова и пьяные шахтеры сепаратисты из Донецка. А там (в Донецке) был замечательный центр современного искусства “Изоляция ”, в который ездили многие художники, на Донбассе в 19 веке родился  Куинджи, чуть позже— Кончаловский, Прокофьев и Даль. Донбасс — это огромное количество мест и людей, которые должны были бы считываться. Но государство не рассказывало об этом, не ставило в школьную программу. У нас нет привязки. И знания о своей стране мы получаем из телевизора. Не страшно потерять Кривой Рог, Черновцы, Запорожье, если не знаешь, что это вообще такое.

IMG_1152.jpg

Об обязанностях перед собой и перед будущим

Каждый человек кузнец своего счастья. Сейчас культура и искусство стоят крайне дешево, а часто и вовсе бесплатны. Нужно себя дисциплинировать и стремиться к тому, чтобы стать более образованным осознанным.

IMG_1499.jpg

Ведь такими людьми сложнее управлять. Если я считаю себя гражданином, то хочу что-то менять. Нужно начинать с маленьких ореолов. Президент сменится. У него закончится каденция. Парламент тоже переизбирается. Кстати, когда читала, программу одного из президентов, который баллотировался, там не было ни одной, даже маленькой статьи, которая бы говорила о культуре. Для меня это определенный показатель.

Нужно нести ответственность перед своей страной, перед будущими поколениями. Нужно любить родину и безусловно быть патриотами. Очень хочу, чтобы мы жили в высокоразвитой стране, в которой процветает искусство, чтобы мы ходили в театры, на выставки и получали от этого удовольствие и росли.



Поделись с подружками :